Наталья Наумова Грандмастер

Как быть автору, если работа не продвигается и мыслей интересных мало? Монолог творческого кризиса

У тружеников пера и клавиатуры порой наступают дни, когда не получается написать ни строчки. Облечь замысел в красивую форму — это кажется запредельной задачей. Немудрено, что автор начинает кивать на творческий кризис. Но, может быть, такие страшные слова не всегда уместны? Вот что сам кризис рассказывает о себе и об авторе, в гости к которому пожаловал без приглашения.

BEGY Production Shutterstock.com

Стучаться в дверь не буду — открою её без лишних церемоний. Что, не рады непрошеному гостю? А я и не затем пришёл, чтобы кому-то доставлять положительные эмоции. Напротив — сам иногда не прочь позабавиться.

Не буду откладывать в долгий ящик представление. Да вы, впрочем, и сами догадались, с кем имеете дело. Я — творческий кризис. Встречи со мной многих застают врасплох. А уж о тружениках пера и клавиатуры даже говорить излишне.

Вот ведь как бывает: много замыслов у автора. Он и сам ощущает: пора их воплощать. А слова не идут. Смотрит бедный сочинитель на белое поле вордовской страницы и вздыхает.

Или достаёт блокнот. Вот вроде мысль мелькнула. Торопливо хватает наш герой ручку — как будто это нить, за которую можно убегающую идею удержать. Но… Умная мысль улетучилась так же внезапно, как и появилась. В результате вместо создания очередного опуса начинает страдалец рожицу рисовать, или цветочек, или бегемотика с поросячьим хвостиком. Последний меня особенно забавляет.

При этом скромный литератор постоянно думает о теме, которая его занимает. Он много дней досконально изучал её, настоящие мозговые штурмы себе устраивал. Теперь даже во сне видит героев своего ненаписанного опуса. Но не решается воплотить задуманное — слов не находит. С какого конца ни попытается зайти — всё никак!

Иногда думает, что тему не по зубам выбрал. Переживает — мол, на что замахнулся? От этого себя и вовсе уважать перестаёт.

Но тут он, видимо, решил прервать литературные экзерсисы. Посему отправился на прогулку в лес. Книгу с собой умную прихватил. Блокнот глубоко в карман засунул, на молнию застегнул. И пошёл по дороге, насвистывая.

Я, признаться, растерялся. Что бы это значило? Передумал писать? Что-то тут не так.

Автор уже забыл, что он таковым является. Ягодки собирает, цветочки. Про новый опус, похоже, и не думает. Решил не писать, а читать. Сел под деревом, раскрыл книгу и погрузился в мир приключений и мудрых мыслей.

Как, опять блокнот достал? Снова по странице фломастером водит? Любопытно, много ли бегемотиков нарисовал?

Только решился я подсмотреть — сразу понял: моя власть заканчивается. Автор-то, оказывается, уже успел с десяток абзацев написать! Пока гулял да чужие творения читал, его осенило что-то, мысли в порядок пришли. И быстро в голове возник стройный образ статьи.

Вот так всегда: пока меня боятся — я мешаю. А когда забывают про страх — сразу мысли облекаются в красивую форму.

Впрочем, не всегда я виноват, что писатель никак не преодолеет бардак в уме. Легче всего в своих проблемах обвинять всевозможные кризисы. Но часто такие громкие слова неуместны. Иные новички хотят сразу шедевр создать. А когда результат не впечатляет, то начинают кивать на творческий кризис.

Забывают иные авторы, что без тренировки ничего высокохудожественного не выйдет. Чтобы написать хороший текст, придётся прежде нечто посредственное наваять. Повышение мастерства — не такой короткий, лёгкий и приятный путь, как хотелось бы иным нетерпеливым личностям.

Чтобы творческий кризис случился, надо уже что-то из себя представлять как автор. Если я пожаловал в гости — это весьма показательно. Обычно я появляюсь, когда писателю необходимо взять новый барьер. Возможно, сейчас он свои тексты гениальными считает. Однако, перечитав их какое-то время спустя, поймёт нехитрую истину: нельзя успокаиваться на достигнутом, иначе никакого развития не будет и творчества тоже.

Мастерство повышать постоянно надо. Учиться у более опытных мастеров, кругозор свой расширять, грамотнее становиться. Да и просто быть наблюдательнее в повседневной жизни. Последнее любому автору крайне необходимо — иначе о чём ему писать?

Не надо на мне, творческом кризисе, зацикливаться. Писателю следует побольше с себя спрашивать и слишком самонадеянным не быть. Учиться всегда есть чему.

Вот так-то.

Обновлено 20.10.2017
Статья размещена на сайте 26.04.2015

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как быть автору, если работа не продвигается и мыслей интересных мало?

    Да господижбожежмой! ну ВДРУГ озарило понимание, что таланта нет - так, серость, плесень.. и что, из-за таких пустяков огорчаться? не тратьте время! всегда можно просто рраз! и застрелиться.

    Оценка статьи: 1

  • Всё верно сказано, но не слишком глубоко копнул автор. Представлены некоторые готовые и довольно верные рецепты лечения, но отсутствует объяснение причин и механизмов описанного недомогания и его преодоления. Рецептов может быть достаточно в медицине, но, например, для разработчика и программиста электронной техники нужно понимать эти процессы системно в комплексе.

    Обычно новая сложная разработка начинается с продумывания и осознания самой задачи. Если не удаётся сразу подобрать известные решения, то начинаются поиски и пробы. Сознание загружается массой нужных и ненужных вещей до определённого предела, когда образуется ступор и ощущение тупика. Во многом это связано с тем, что автор не видит некоторых моментов, лежащих порой на поверхности. Состояние ступора сигнализирует, что напряжение сознательного уровня достигло порога, при котором подключается подсознательный уровень. Отвлечение на побочные занятия позволяет снять тормоза с подсознания, которое уже подключилось к решению проблемы. В этот момент ему лучше не мешать! Через некоторое время оно либо само просигналит догадкой, либо приостановится в ожидании какого-либо малозначительного, но необходимого элемента. Можно случайно увидеть в окружающем мире последний штрих или дождаться пограничного состояния между явью и сном. Как правило этого спускового крючка достаточно, чтобы человека осенило.

    Так что при условии максимально возможного накопления исходного материала и достаточного умственного напряжения сознание и подсознание совместно могут справиться с очень нетривиальными задачами. Очень полезно об этом знать заранее, особенно, если прочитать хорошую книгу, например, "Методы проектирования" Дж. К. Джонса, где описано множество методик, таких как мозговой штурм, синектика, ликвидация тупиков, морфологические карты и др.

  • Автор уже забыл, что он таковым является. Ягодки собирает, цветочки, бегемотиков с поросячими хвостиками рисует...

    Что за хрень?.. Составил тематический план на год-месяц-неделю и марш-марш уроки делать - учиться писать. Лень-матушка?.. Ну а это совсем другая история.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, иногда и так бывает Вначале – мозговой штурм, а потом приходится на что-то переключить внимание

      • Наталья Наумова, есть история про одного мудреца, который помогал людям разрешить им самые сложные задачи. Он предлагал им выпить с ним чаю, который он сам заваривал. Юноша, который помогал ему по хозяйству, никак не мог понять, как это у него получается. Однажды, он сказал старику, - Я десять лет рядом с вами, но ничего не понимаю. И тогда, мудрец сказал ему, - Выпей чаю. И тут юноша понял, что за всё время, которое он провёл у старика, он ни разу этого не дела. Он попробовал и вкус чая заставил его забыть обо всём, что его беспокоило.
        Очень важно, в момент кризиса, и не только творческого, уметь полностью отвлечься, отключиться от проблемы. Отвлечься, а потом посмотреть на проблему "свежим" взглядом. И не надо никакого мозгового штурма. Мозговой штурм в этом случае - это творческие судороги, которые всегда кончаются ступором.

        Оценка статьи: 5

        • Сева Татарский, в связи с этим можно и легенду об Архимеде вспомнить. Он долго думал над проблемой, но вовремя отвлёкся и смог-таки найти решение

          • Наталья Наумова, да!
            Я же говорю, у вас в статье затронуты самые важные правил решения любых проблем. А именно:
            - кризис, это всегда предвестник нового этапа в жизни и он не приходит к кому попала, его ещё нужно заслужить;
            - умение посмотреть на проблему свежим взглядом, умение вовремя отвлечься;
            - повышение мастерства, как ежедневные гаммы, позволяют без страха и потрясений проходить любой кризис.
            Мозговым штурмом кризис не берут, его проходят терпением. Это даже не вопрос творчества - это чисто технический вопрос.

            Оценка статьи: 5

            • Наталья Наумова Наталья Наумова Грандмастер 27 апреля 2015 в 20:20 отредактирован 27 апреля 2015 в 20:23

              Сева Татарский, мне вспомнилось, как в передаче «Что? Где? Когда?» знатокам был задан оригинальный вопрос. Им показали два китайских иероглифа. Один означал «опасность», другой – «возможность». Вопрос состоял в том, чтобы вычислить, какое слово образует сочетание этих двух иероглифов. Правильный ответ – слово «кризис».

              Да, кризис действительно может знаменовать новый этап и новые возможности.

              Что же касается мозгового штурма, то он нужен отнюдь не для преодоления творческого кризиса. Такой штурм бывает необходим на этапе изучения темы, особенно если она сложная и многоплановая.

              Но вот ведь как бывает: и тема знакома, и материал хорошо проработан. Но вот не пишется! Не получается найти отправную точку, откуда уже можно было бы вытянуть нить повествования.

              Иногда в таких случаях действительно нужно отвлечься и переключить внимание на что-то ещё

              • Наталья Наумова, изучать сложную и многоплановую тему с помощью штурма? А что? Каждый сам выбирает для себя стратегию и тактику. Кому-то подходит и штурм. Ворвался на белом коне, а уж там посмотрим, что и где - разведка боем называется.

                Оценка статьи: 5

      • Наталья Наумова, вместо поросячьих хвостиков предлагаю игру. Представьте себя копирайтером-профи, который никогда не отказывается от работы и укладывается в сроки... Можно либо самому себе задания придумывать, либо попросить кого-нибудь дать тему. Или целый список составить.

        Воля пуще неволи!.. Когда ты волен в действиях, постоянно хочется отлынивать от работы (по себе сужу). А вдохновение и прочая хрень - отговорки. Типа воспаления хитрости.

        Оценка статьи: 5

        • Наталья Наумова Наталья Наумова Грандмастер 27 апреля 2015 в 20:29 отредактирован 27 апреля 2015 в 20:29

          Вячеслав Старостин, мне неплохо знакома эта роль

          Ещё вспомнилось интересное высказывание (правда, не помню, чьё): "На работу уходит столько времени, сколько на неё отпущено"

  • Наталья Наумова, мне кажется, у вас получилось весело и просто описать устройство "золотого ключика". Ключика, который открывает любую дверь. И даже не важно, в какой области жизнидеятельности ты являешься Автором. Ключ универсален.
    Всё гениальное - просто, и это про вашу статью.

    Оценка статьи: 5