Игорь Вадимов Грандмастер

Гараж в России - больше, чем гараж?

Откуда есть пошли на Руси гаражи — сия тайна велика есть. Когда советское кино изо всех сил рекламировало «Волги», «Запорожцы» и прочие «Москвичи», тема гаража в фильмах не поднималась. Народ, купившись на красоту Натальи Фатеевой и Натальи Кустинской, закупался «Запорожцами» и валом валил на Южный берег Крыма и на пляжи Северного Кавказа.

«Запорожец» преодолевает глубокую лужу на грунтовой дороге Фото: Игоревич, ru.wikipedia.org

Именно Кустинской там не было, там были другие девушки, и было там преотменно. А купленная машина требовала места хранения. Машиновладельцу был нужен гараж.

Ибо хранение машины под открытым небом при нашей зиме — есть верный способ сгноить ее за несколько лет. А ведь на машину тогда деньги копили всей семьей и много лет (даже анекдот был: «Копил на Запорожец и умер с голоду»). После такого машину берегли, за ней бережно ухаживали, любили… То есть без гаража — никак не обойтись.

У нас в семье первая машина появилась в конце 60-х. Запорожец. ЗАЗ-965М. «Ушастый».

Максимальная скорость 90 км/ч. Невероятно шумная машина. При скорости свыше 60 км/ч она себя чувствовала явно неуверенно, при скорости, близкой к максимуму, начинала подпрыгивать… Ну просто чудо, а не машина!

Наталья Кустинская и Наталья Фатеева
Наталья Кустинская и Наталья Фатеева
Кадр из к/ф «Три плюс два»

На ней мы объездили все окрестности нашего военного городка, были в Загорске, Переславль-Залесском, во Владимире, Суздале, Ростове Великом, посетили храм Покрова-на-Нерли, даже съездили на месяц в Крым летом. И не мешал нам ни шум в салоне, ни то, что нас в этом маленьком «Запорожце» четверо, что дорога не на один день.

Однако машина машиной, а где ее хранить зимой? Первая зима нашей «Манюни» прошла под снегом на улице, и это было ужасно! Мы-то ничего, а папа весь извелся.

На наше счастье, именно в этот момент в нашем гарнизоне началось гаражное строительство. Начальство разрешило, местная власть отвела землю, офицеры скооперировались — и отгрохали огромную коллективную автостоянку.

Гаражи из белого кирпича. Фундаменты — бетонные, на пару метров вниз, ниже уровня замерзания земли. В каждом гараже для удобства автовладельца выкопана яма — глубиной в рост человека. У нас из ямы еще шел ход вниз в большой погреб, там родители хранили зимой мешки картошки, ящики яблок, моркови и лука. Мол, магазинное — это одно, а свое, специально перебранное — совсем другое.

Папа проводил в гараже уйму времени и меня брал с собой. Чем мы только ни занимались в гараже! Сразу после покупки машины проводилась ее неполная сборка-разборка, сопровождаемая дозакручиванием всего недозакрученного при сборке на заводе. По весне — обязательная прокачка тормозов, проверка того, сего.

Взамен «Запорожца» очень скоро пришла Жигулевская «копеечка». Пришла — и задержалась у нас до следующего тысячелетия. Только в 2001, после того как она объехала всю Европейскую часть СССР, накрутила до 500.000 км (просто на километраж после первых 300.000 км мы смотреть перестали).

Гараж в России - больше, чем гараж?
Фото: Источник

Вот эта машина испытала все веяния моды, задаваемой журналом «За рулем». В нее втирали всякие мастики, дабы она не потеряла блеска. Ей расточили головку блока цилиндров, дабы вместо штатного АИ-83 она кушала А-76. От дальнейшего издевательства над двигателем ее спас здравый смысл отца — присадки в бензин, насадки на свечи и прочую рекламировавшуюся журналом чушь мы применять не стали.

Зато машина получила самопальное электронное зажигание по схеме из того же «За рулем». Короче, все субботы и значительную часть всех воскресений зимнего периода мы проводили в гараже. Как и наши соседи по гаражам.

Правда, был нюанс. Мой папа действительно работал над машиной. А большинство просто получили возможность собраться в хорошей компании «вдали от жен» — и пользовались этим на полную.

Благо, и «Столичная» из магазина, купленная по дороге в гараж, была чиста как слеза, и картошка из погреба, запеченная в мундире на электропечке, была рассыпчатой — истинная мечта гурмана. Да и хлеб-масло-колбасу можно было купить по дороге, там же, где и «Столичную». И, в конце концов, что такое — одна бутылка на четверых-пятерых? Так, немного для сугреву и затравки разговора.

Разговоры «за верстаком» велись такие же, как и в застолье за праздничным столом. Мужики просто умножали себе количество праздников и все — лишь пользы здоровью для!

Прошли годы. Мы переехали. В Ленинграде гараж пришлось строить с нуля. И был он уже не кирпичным, а железным, обшитым изнутри досками — совсем другая история. В нем уже не было погреба, а яма была «лежачей» — но все равно давала возможность хозяину осмотреть днище и худо-бедно починить необходимое. При этом застолья в гаражах шли такие же. Не в нашем гараже. У соседа.

Гараж в России - больше, чем гараж?
Фото: Depositphotos

Прошли еще годы, пришлось поменять место. Гараж уже не железный, а «обшитый жестью». И ямы в нем нет… И давно гараж уже мой, а не папин. А в гаражах по-прежнему собираются компании — и идет серьезный мужской разговор «за жизнь», тот самый разговор, который никогда не идет «на сухую»…

А впереди светит многоэтажная стоянка с личными боксами — по полмиллиона рубликов. Вроде бы отстроили уже такую недалеко от нашей КАС. Люди не клюнули. Многомиллионные расходы на автостоянку пропали втуне. У нас тут не Брюссель. Пришлось многоэтажный гараж переделать в мебельный магазин.

Поймут ли чиновники, что гаражи — необходимый элемент крупного города, который крытыми стоянками не заменить? Или все же почикают старые гаражи, надеясь на авось и терпение автовладельцев?

Посмотрим. Время покажет.

Гараж в России - больше, чем гараж?
Фото: Depositphotos

Что еще почитать по теме?

Что мы теряем со старыми гаражами?
Почему homo sovetikus никогда не исчезнет?
Как я мчал в аэропорт на гнилой «копейке»? Из цикла «Челночные байки от Карпова»

Обновлено 21.01.2017
Статья размещена на сайте 28.12.2016

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Замечательная статья.
    Гаражи - это свой микромир. И всегда в них были умельцы, объяснявшие, как решить просто тот или иной вопрос.
    Одна из жен офицеров, отправляла мужа за машиной одного, а возвращались всегда под руку. Чтоб не засиделся. Спирта в гаражах всегда было много. (Самолёты Ли-2)

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 22 января 2017 в 13:33 отредактирован 22 января 2017 в 18:06

      Вячеслав Чермных, == фамилию подмывает исправить на ЧерЕмных. Кажется, какой-то ВИП от спорта был (есть) с такими ИФ?
      == Удивляет "скудная пресса" такой предметной статьи. == Надавно попалась инфа о молодых и задорных умельцах из Донбасса, они тоже "вышли из гаража" и стали героями интернета. Рекомендую-с найти в искалке, посмотреть и сделать сравнение с этой статьёй.
      == Известные японские автофирмы тоже начинали свой феерический взлёт из гаражей и с примитивных мотокаталок. == Адкогольную браваду след бы приглушить и в жизни и с искусстве.
      == Рязанов даже сделал фильм по личным впечатлениям с заседаний гаражного кооператива.
      ... Автор, пЕши ещё на сходные темы.

      Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 22 января 2017 в 04:18 отредактирован 22 января 2017 в 18:06

    К-какой счастливец этот автор ! Папа, Запорожец тебе, Жигуль - входи в плотные слои автомобильной атмосферы. А у меня случилась настоящая драма, если не трагедия. Подошла очередь на "Ниву", денег трошки не хватало и не было прав и по таким пустякам на предложение профкома решили пропустить очередь до другой модели. И хопа ! Союз крякнул, очередь рассыпалась и мы начали кусать локти. А уже началась фазендная лихорадка и мы долго ездили на попутках и с соседями.
    Но всё же скопили уже в баксах два куска и удачно купили "Мазда-626", хэтчбек, цвета морской волны! Фурор около подъезда 5-тиэтажки был колоссающий! Это было первое практическое знакомство сразу с японской машиной. Я балдел от тотальной продуманности и добротности "изделия". Симпатило и то, что точно такую же модель японцы подарили Льву Яшину.
    В актив записал смену правой гранаты на гранату от девятки, которая подошла без проблем.
    Очень хорошее лиричное повествование о гаражах, о машинах.
    Здесь сначала купили у сына за один бакс корейку Даеву-Леганза тоже оч хор вещь, а потом уже и, дай бог, последнюю Мазда-3, хэтчбек сизого цвета уже за 11 кусков, которая хороша во всех отношениях.Сорри, за несвойственную длинноту,но как не поделиться приятными воспоминаниями.? Оценка: 5!

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, а написали бы Вы на эту тему статью, а?
      Обе машины мои родители покупали настолько "в долг", отдавая потом лет 5-7-10..., что слова "трошки не хватило" - сильно удивляют.
      И про праворульную машину в России и смену "рульности" - тЭж очень интересно (у меня знакомый в начале 90х купил леворульные Жигули, так такие истории потом рассказывал!)

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 22 января 2017 в 17:50 отредактирован 22 января 2017 в 17:51

        Игорь Вадимов, дЫк я накрапал на автотему, но продавить не получилось. Можете ЗАценить.
        https://shkolazhizni.ru/auto/articles/48294/
        Спасибо за лестное предложение - это большая редкость.

        Оценка статьи: 5