В советские годы мы считали, что конкуренция — это у буржуев, а у нас все равны. Видели, что не всегда так, но пропаганде тогда, как и рекламе сейчас, все равно поддавались.
Пожалуй, впервые открытую конкуренцию все ощутили после раздачи приватизационных чеков в 90-х годах. Каждый получил кусок государственной собственности, но как им распорядиться — знали единицы. Сразу же, как грибы, появилась куча чековых инвестиционных фондов. Они обещали регулярные дивиденды, но благополучно закрылись через 3−5 лет, оставив ни с чем поверивших людей.
Ещё чеки можно было продать. На многих предприятиях их покупали у своих работников. Кому не повезло с местом работы, могли пойти на любой рынок. Там всегда стоял человечек, покупающий куски собственности у всех желающих продать в любом количестве. Многие пошли по этому пути. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
Были немногие, которые в экзотических брокерских конторах купили одну акцию малопопулярного газового предприятия. Их не понимали: «Лучше бы продал, чем менять одну бумажку на другую». Завидовали, когда цена этой бумажки выросла в десятки раз, и даже продать ее удалось и деньги получить. Знание — сила.
При конкуренции с новыми товарами основной козырь старых вещей — это цена.
Сезон овощных и фруктовых заготовок. В продаже полно новых банок разной емкости. Время продажи — один-два месяца. Только снизив цену даже не наполовину, а на 70%, можно добиться реализации лишних, ненужных уже банок.
Есть еще одна уловка. Бонусом могут пойти крышки к банкам. Ведь часто, купив в супермаркете маринованные огурчики в красивой банке с закручивающейся крышкой, аккуратно открыв ее и выложив содержимое в тарелку, получаем чистую банку с чистой крышкой.
Другой случай. Одно время спросом пользовались наклейки от магазина «Магнит». Так вот 8 штук никто не брал, а на 10 штук быстро находился покупатель.
Конкуренция с другими продавцами старых вещей — более сложный процесс. Здесь могут играть роль совершенно разные факторы.
Продаю пластинки Владимира Высоцкого. Кажется, товар должен быть ходовой и цену вроде выставила не запредельную, а покупателей нет. Конечно, сейчас проигрыватели виниловых грампластинок есть не у всех. Но чтобы ни одного звонка — не может быть! Выставляю их и в январе, когда день рождения поэта, или когда по телевизору идет посвященная ему передача «Своя колея». Все неудачно.
Наконец первый звонок. Будний день. Время — три часа дня. Приезжает молодой человек и забирает все пластинки, даже не поглядев на состояние. Смотрит на меня снисходительно:
— Думаешь, почему я у тебя покупаю эти пластинки?
Пожимаю плечами.
— Сидим с ребятами в сауне. Захотелось послушать Володю. Обзвонил трех человек. Один телефон занят, один может только вечером, один живет у черта на куличках. А ты оказалась вовремя свободна, и ехать близко. Так что считай, повезло тебе.
Действительно, иногда «его величество случай» играет главную роль в продаже вещей.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...