В его основе лежит бессознательное стремление к защите своей популяции от уничтожения. Детей мы инстинктивно защищаем потому, что это материал для воспроизводства будущих поколений; пожилых бережем в качестве носителей жизненного опыта, мудрости и этнической культуры.
Христианство превознесло милосердие над его инстинктивным природным фундаментом и стало культивировать как форму обязательного, «богоугодного» поведения. Лучше тот, кто более милосерден, даже если он отдал последнее и теперь сам требует проявления милосердия с чьей-либо стороны. Не правда ли, карикатурно?
В нашем обществе сейчас культивируется «избыточное милосердие»: например, сбор денег (и немалых порой) на операцию больного ребёнка. А почему на государственном уровне не решается вопрос по лишению дипломов большей части хирургов, педиатров, детских онкологов? Ведь это их работа — помогать, излечивать, проводить реабилитацию таких детей.
Зачем же держать в штате больницы специалиста, который только разводит руками и посылает на лечение в Европу, Америку, Израиль? Тысячу бездарностей выгонишь — остальные подумают: а может, сменить профессию? Или начнут совершенствовать свои врачебные навыки.
Избыточное милосердие приводит к тому, что в обществе возникают настроения потребительского отношения к нему. Вызывание чувства жалости становится нормой экономического поведения. Так недолго и до появления ярлыка «страна попрошаек».
Носителями данного феномена и его ярыми защитницами стали русские женщины. Жалостливые, оплакивающие, как говорили в старину, «всякого калику перехожего», сами несчастные, толком неустроенные, с мужьями-алкоголиками, тяжелым бытом и детьми-сорванцами. Понятно, что такое положение дел ведет к снижению жизнеспособности популяции, а проще говоря — к её деградации.
Теперь давайте посмотрим с другой стороны. Без слепого сочувствия и умильных вздохов.
Что такое больной или нищий человек? Понятно — это тот, кто находится под активным «воспитательным» воздействием Вселенной (чтобы лишний раз не упоминать Имя Божье, раздражая благонравных ханжей, толпящихся у церковных стен). Он, страдающий ныне, «воспитывается» за свои ошибочные убеждения или неправильные поступки. Идёт персональный, возможно, многолетний урок в Школе Жизни. Его нынешнее состояние — это его добровольный выбор, хотя он может и не осознавать этого, а страдание — результат его борьбы с Жизнью.
А подающий милостыню или высказывающий сочувствие (т. е. передающий ему часть своих жизненных сил) уменьшает «воспитательный» эффект. Соответственно, тем самым отдаляет момент пересмотра отношения к жизни и её исправления.
Великие педагоги Макаренко, Сухомлинский, Блонский рекомендовали своим подопечным не простаивание в людных местах с протянутой рукой, а привлекали к труду, прививали чувство долга — перед самим собой и перед своей страной.
Те же, кто жертвует, за редким исключением, переживают чувство собственной нужности и величия, могущества, власти и контроля. Они упиваются своими «гражданскими поступками», позируя перед кинокамерами и демонстрируя фальшивое добросердечие. Шоу, да и только!
Людей усиленно провоцируют не только на жалость и сочувствие, а в большей степени — на переживание вины и принятие на себя ответственности за все, что происходит с больным. Используется грубый моральный шантаж: «если вы не поможете, ребенок не проживёт и года»
Кроме денег, ещё формируется огромная воронка эмоций, куда доверчивые люди сливают свои страхи, переживания, сочувствие. Участники жестокого спектакля сообщают на сайтах, посвященных благотворительности: «Мы отстояли для малыша еще один день жизни», — хотя все их усилия сводились к эмоционально заряженным сообщениям в Сети и их бесконечному дублированию. Вам и дальше хочется быть зрителями этого циничного действа?
Какие подводные камни подстерегают вас в мутной реке под названием «избыточное милосердие»?
- Вами будут пользоваться. Ваши знакомые, а потом и их знакомые. Цинично, манипулятивно, давя на природную жалость.
- Ваши границы не будут соблюдаться. Будучи добрым, вы не сможете отказать окружающим. А они расценивают это как разрешение переступить через вас.
- Вы не будете успевать заботиться о себе. Добрые люди склонны вкладывать много времени и ресурсов в других. У себя они — на последнем месте.
- Станете приманкой для аферистов, манипуляторов и подобных им. Любимые мишени нравственных маргиналов — добрые люди. Ради помощи «пострадавшим» вы лезете из кожи вон, а им нравится этим пользоваться.
- Вас перестанут уважать даже те, кто раньше восхищался вами. Они будут видеть перед собой загнанного, измученного человека, «вечно виноватого» в том, что не всем помог, что чего-то не успел. О каком уважении может идти речь?
Быть добрым — это удивительное человеческое качество, данное свыше. Однако чрезмерная доброта может нанести вред вам и тому, на кого она направлена. Дозируйте душевное тепло, ласковые слова и денежные средства, отдавая всё это окружающему миру.
у каждой медали 2 стороны. У той, которую мы называем добротой (состраданием, милосердием) она такая - доверчивость (вера словам) часто заканчивается обманом. Но такова природа доброты - вера и любовь. И слава Богу, что такие люди есть. А обман пусть остается на совести обманщика.
Что касается уроков - так не нам судить о них. В каждой конкретной ситуации у каждого из ее участников свой урок: у протягивающего руку - один (в том числе, почему так получилось, что он эту руку протягивает), у подающего - другой (не оттолкнуть просящего, не возгордиться своим великодушием, не осуждать падшего и проч.) Каждому есть чему поучиться. И у каждого есть повод для благодарности - как за подаяние, так и за возможность проявить свои лучшие качества души.
0 Ответить
Помогать нужно только конкретному человеку или семье, которых знаешь лично и знаешь точно, что им помощь необходима. И если эта помощь не нанесет урон или страдания тебе и твоим близким, а то какая же помощь дать чужим в ущерб близким?
Не смешивайте в одну кучу доброту и эзотерику. Скажите на милость: за какие свои неправильные убеждения или поступки страдает, например, годовалый ребёнок, больной раком?
0 Ответить
Очень актуальная, правильная и полезная статья. Прекрасно, когда благотворительностью занимаются те, у кого действительно есть все возможности для этого. А призывы "подайте, кто сколько может" и попытки вызвать жалость ни к чему хорошему не приведут. Особенно гадко, когда к попрошайничеству прибегают люди с неплохим достатком. Чужой добротой и излишней совестливостью часто пользуются мошенники.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Милосердие всегда было в почёте на Руси. Это сейчас есть модное слово "спонсор". А раньше таких людей называли "меценатами". И общество их очень уважало!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая статья. Есть о чем подумать. Милосердия много не бывает...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Быть добрым и милосердным можно где-нибудь в Европах, но не в России. Имею ввиду мужчинам. Мы черезчур брутальная страна с полууголовным менталитетом, и если ты добр и отзывчив, то в представлении большинства - ты просто ЛОХ...
1 Ответить
Александер Великий, и вам кто-то запрещает жить без оглядки на представления большинства? Если вам страшно показаться кому-то "лохом", чем в том виновата аж сама Россия? Может, дело не в ней, а в чьей-то личной трусости и конформизме?
0 Ответить
Наталья Осокина, Нас с детства наша любимая власть приучала - быть как все. Вот и все как все, а будешь выделяться, то будешь белой вороной, единоличником или в оппозиционеры запишут. Мы Российское серое общество из серой массы людей, должны быть по мнению нашей власти.
Единственное что, вот новое поколение может вырасти не "как все", но это в Москве, в регионах непролазная серость, угрюмость, невоспитанность и наврятли что ЭТО изменится...
0 Ответить
Александер Великий, вот такое беспомощное лепетание куда вернее выдаёт так называемого лоха, чем любое проявление милосердия)
0 Ответить