Анна Бердникова Грандмастер

Что такое жизненный сценарий? Часть 2

Наверняка вы в своей жизни встречали семьи, где на протяжении 2−3 поколений повторяется одно и то же: женщины остаются одни и сами растят детей, а помогают им в этом такие же одинокие бабушки, тети и сестры. Этакое женское царство, живущее по принципу «В этой жизни можно положиться только на самих себя. Мужчины — лишь помеха». Может быть именно в теории «жизненных сценариев» и кроются истоки мифов о «родовых проклятиях», «венцах безбрачия» и пр. На самом деле все проще: из поколения в поколение в семье передается определенный стиль жизни, определенный тип реагирования (в частности на взаимоотношения с мужчинами), определенный «жизненный сценарий».

Все родительские предписания можно условно разделить на две группы: сообщения, продиктованные заботой о ребенке, и высказывания, вызванные заботой о себе.

Например, «Надо говорить спасибо, когда тебе помогают» — безусловно, полезное указание, соблюдение которого поможет ребенку легче адаптироваться в любом коллективе. Это предписание относится к группе посланий, продиктованных заботой о ребенке.

Дети должны молчать, когда говорят старшие. Послание, казалось бы, формирующее уважительное отношение к старшим, но проследим, какое влияние может оказывать жесткое соблюдение подобного послание сначала на ребенка, а затем и на взрослого человека.

Малыш, воспитываемый в духе такого послания, не доставляет родителям проблем своим поведением. Он никогда не перебьет взрослого, не будет бороться за внимание старшего, его не придется одергивать, говоря: «Помолчи! Успокойся!»
Первые сложности могут возникнуть в начальной школе, когда ребенок будет опасаться обратиться к чужому взрослому со своими нуждами или чтобы объяснить причины своего поведения и состояния учителю.

Однажды на прием к школьному психологу попал первоклассник. Учитель направил ребенка к психологу в связи с тем, что мальчик уже несколько дней подряд не может сидеть спокойно за партой: начинает гримасничать и крутиться волчком. В ходе консультации выяснилась удивительная вещь — стоит мальчику сесть за парту, у него начинает болеть живот. Более «глубокий анализ» показал, что ребенку неделю назад купили новый ремень, который мальчик слишком туго застегивает, пока он на ногах ничего страшного не происходит, но стоит сесть, как ремень давит на живот, причиняя боль. Потребовалось некоторое количество профессионального рабочего времени, чтобы получить информацию, которую у другого ребенка, не имеющего родительских посланий «Не заговаривай первым со старшими», «Молчи, когда говорят взрослые», не пришлось бы даже запрашивать.

Во время обучения в вузе или колледже молодому человеку сложно будет отстаивать свои интересы. Каждый, кто учился в вузе, прекрасно осознает, как бывает важно иногда постучать зачеткой по столу со словами: «Вы своей отметкой ставите под угрозу мой красный диплом!».

Во взрослой жизни человек, имеющий такое родительское послание, с большой долей вероятности, будет теряться перед любым старшим по чину, званию и возрасту. Наверняка, среди ваших знакомых есть творческие интересные, фонтанирующие идеями люди, которых оглушает мысль о том, чтобы ознакомить со своими соображениями и предложениями непосредственного начальника.
Может сложиться впечатление, что каждый, кто когда-либо был ребенком, загружен самыми разными родительскими посланиями и вынужден проживать не им самим спланированную жизнь. На самом деле все не так страшно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, родительские предписания обладают различной степенью директивности, то есть какие-то из них должны непреложно исполняться в любом случае. Исполнение других предписаний вполне может быть факультативно. Во-вторых, осознав, что решение в отдельно взятой повторяющейся ситуации принимается под действием родительского предписания, а не на основании собственной воли и желаний, вполне можно избавиться от власти этого самого послания.

Например, вы снова и снова оказываетесь вовлеченной в общественную работу: собираете деньги на различные мероприятия, готовите новогодние подарки. Не то чтобы эта работа слишком тяготит вас… Сначала, конечно, было приятно и интересно. Но почему уже пятый год с просьбой на общественных началах заниматься этим обращаются ко мне? Потому что я не отказываюсь! Потому что мне, в общем-то, не тяжело… Так и энтузиазма я уже давно не испытываю! Почему я не отказываю? Потому что я вообще редко отказываю… Почему?

И вдруг нахлынули воспоминания: перед глазами суровое лицо бабушки, которая за что-то отчитывает. «Грешно, внучка, отказывать, когда просят о чем-то простом!» Бабушка предписывала не отказывать, когда просят о чем-то простом, однако о сложности просьбы можно составлять собственное суждение. Вот она, возможность выбора!

Когда в следующий раз ко мне обратятся с просьбой, я, зная, свою склонность следовать бабушкиному предписанию, спрошу себя: «Хочу, могу, должна выполнить? Или?» Сила послания ослабнет, дав мне возможность поступать по-своему.

К сожалению, не все вредные (полезные пусть остаются) предписания легко и просто лишить влияния. Это работу можно оставить профессионалам. Важно осознать, чем и кем определяется жизненная позиция? Кто несет ответственность за повторяющиеся опять и опять неприятности? ]

Обновлено 19.01.2009
Статья размещена на сайте 31.10.2007

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Василий Поздняков Василий Поздняков Читатель 2 декабря 2007 в 16:35 отредактирован 20 мая 2018 в 18:42

    Здравствуйте, позвольте Вам порекомендовать ещё одну статью на эту тему: Психология и психотерапия детских травм

  • Статья хорошая, заставляет задуматься.

    Оценка статьи: 5

  • Очевидно, что такая взаимосвязь есть...Но только наверно она сложнее, чем вы описали.

  • Доступно написано, жизненные узнаваемые ситуации - есть повод поразмышлять

    Оценка статьи: 5

  • Прочла с большим интересом. Написано хорошо и тема полезная. Ольга К.

  • Первые сложности могут возникнуть в начальной школе, когда ребенок будет опасаться обратиться к чужому взрослому со своими нуждами или чтобы объяснить причины своего поведения и состояния учителю.
    потому, что
    Дети должны молчать, когда говорят старшие. Послание, казалось бы, формирующее уважительное отношение к старшим

    Как-то мне это не понятно.Нужно не "молчать,когда говорят старшие" А уметь не перебивать собеседника любого возраста.

    И потом, какую Вы видите связь между"обратиться"и "не перебивать"

    Не думаю, что было бы хорошо,если бы ребёнок обращался к учителю в то время,когда учитель беседует с кем то.
    Так что тут как-то нужно одно от другого отделить.
    Нужно уметь и обращаться и быть вежливым собеседником