Влияние Интернета на социум и отдельного индивида неоднозначно. Оно ведет к появлению как позитивных, так и негативных последствий. К последним можно отнести развитие специфического вида психологической зависимости, тягу к негативному и деструктивному контенту, влекущую снижение интеллектуального и культурного уровня развития личности.
Интернет-зависимость проявляется в отдалении от реальной жизни в обществе. Излишне «погрузившиеся» в Сеть люди нередко забывают о своих повседневных обязанностях и проблемах, стоящих перед ними в обычной жизни.
Вопрос влияния Интернета на молодежь следует рассматривать с точки зрения воздействия на социализацию. Всемирная сеть дает возможность более раннего включения в социальную жизнь. Она позволяет участвовать в самых разных сферах жизни общества.
Спорным является вопрос о позитивном или негативном влиянии такого вовлечения в разные сферы общественной жизни. Каждый этап личностного развития должен проходить в свое время. Если что-то происходит раньше, чем следует, это может привести к неадекватной оценке окружающей реальности и деформации личности. Такие негативные последствия — результат неготовности к определенным видам деятельности.
К положительным аспектам пользования Интернетом в молодом и, в особенности, подростковом возрасте относится расширение круга общения, налаживание социальных контактов и приобретение коммуникативных навыков. При этом существует опасность получения деструктивной и вредной информации, есть риск стать жертвой пользователей, практикующих рассмотренные выше формы деструктивного поведения. Более того, поиск новых знакомств и развитие отношений исключительно в виртуальной среде ведет к подмене ею реальных форм взаимодействия.
Постоянное пользование цифровой техникой приводит к стрессовым состояниям. Также оно может причинять ущерб психологическому состоянию и межличностному статусу личности. Проведение в Сети большого количества времени приводит к трудностям и деформациям, связанным с социализацией и приобретением коммуникативных навыков.
Люди, излишне поглощенные жизнью в виртуальном интернет-пространстве, часто могут забывать о своем непосредственном социальном окружении. В результате происходят нарушения здоровых взаимодействий, появляется излишняя замкнутость и утрата навыка поддержания отношений и налаживания новых связей.
Неотъемлемую часть Интернета в его нынешнем виде составляют онлайн-игры. Они могут вызывать привыкание и зависимость. Излишняя трата времени ведет к его недостатку для других сторон жизни. Особенно такой зависимости подвержены дети и подростки. Излишнее увлечение онлайн-играми одного члена семьи может приводить к его отдалению от остальных, что также негативно сказывается на отношениях и внутреннем психологическом климате. У подростков возможно наслоение подобных проблем на другие, неизбежно возникающие в этот период жизни.
Специфика интернет-общения состоит в невозможности отслеживать эмоциональные реакции собеседника, ввиду крайней ограниченности невербальных средств коммуникации (смайлики и эмодзи тут не могут быть эквивалентной заменой). При личном общении нежелательные моменты могут прерываться невербальными сигналами, в определенных случаях заменяющими слова. При сетевом общении увеличивается вероятность некорректной интерпретации реакций и сигналов другого актора.
Одним из главных факторов негативного влияния Интернета является зависимость, которая впоследствии может привести не только к ряду сложностей в общественной жизни индивида, но и к негативным внутриличностным изменениям. Одним из последствий интернет-зависимости может стать депрессия.
Склонность к социальным связям в онлайн-режиме приводит нередко к навязчивым способам пользования Интернетом. В особенности это проявляется у людей с плохо развитыми коммуникативными навыками. Их, со значительной долей вероятности, привлечет интернет-среда, глубокое включение в которую приведет к избыточному пользованию Сетью.
Однако переход к интернет-коммуникациям вместо реальных не приводит к решению проблем. Хотя такие люди и воспринимают онлайн-пространство как более комфортную коммуникативную среду, они все равно могут испытывать тревогу, даже при общении в Интернете. Тревога, возникающая при «живом» взаимодействии, вызывает навязчивое желание заменять его сетевым общением. Если такая подмена в какой-то момент времени оказывается успешной, появляется соблазн увеличить количество проводимого в Интернете времени.
Помимо названных, есть и другие негативные факторы, влияющие на социализацию молодежи. К таковым можно отнести большое количество не всегда хорошо контролируемой и отсекаемой деструктивной, общественно опасной, противоправной информации. Примером таких материалов могут служить порнографические. Случайное или преднамеренное получение доступа к такому контенту — в первую очередь, до достижения взрослого возраста — может травмировать психику, повредить процессу развития социализации.
Кроме того, посредством Интернет и социальных сетей молодые люди могут быть вовлечены в деструктивные и антисоциальные сообщества. Их еще не конца сформировавшиеся ценностные ориентиры могут быть деформированы. Отдельные лица и группы здесь являются порой отрицательными примерами, транслирующими неприемлемые модели поведения.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...