Сначала желательно разобраться в смыслах. Термин определяется названием «корпорация», происходящим от латинского слова сorporatio, что означает «объединение». В Западной Европе так называлось местное «цеховое» сообщество людей одной отрасли, группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов. К примеру, корпорация сапожников или гробовых дел мастеров.
Кстати, с появлением объединений-корпораций людям стало проще защищать свои права, в сравнении с одиночками-кустарями той же профессии. Поэтому создание первых профессиональных союзов в значении защиты прав и интересов сотрудников корпорации относится к тем же годам, что и появление первых корпораций.
Совместные мероприятия как часть корпоративной культуры
Объединения на основе интересов могут быть по-разному организованы — как по составу участников, в том числе групп, так и по целям деятельности. Поэтому в историческом, экономическом, социальном смысле это разные понятия.
Празднование католического и протестантского Рождества тоже условно можно назвать корпоративным праздником для соответствующих верующих. Но официально зарегистрированная компания и корпорация студентов-медиков в университете Германии XIX века — не одно и то же.
- По современному определению, доступному в Гражданском кодексе РФ, корпорацией считается юридическое лицо и объединения учредителей и участников, обладающих по уставу организации правом членства и формирующих высший орган управления.
Заметьте, насколько эти определения далеки от прижившегося в нашем понимании слова «корпоратив».
Применительно к корпоративу слово «мероприятие», так популярное в разговорной речи, нежелательно употреблять из-за смыслового значения. «Вечеринка» — тоже понятие условное. Для кого-то и полшестого — вечер, а кому-то и за полночь не спится. Кроме того, корпоративы нередко проводят днем, а иногда и с утра. Поэтому в сознании людей (не везде) потихоньку формируется новое сленговое понятие — «посткорпоратив», как продолжение вечерней встречи.
Корпоратив можно рассматривать как инструмент не только для отдыха, но и для укрепления бизнеса и профессионального развития членов коллектива. Есть даже понятие идеального корпоратива, то есть организованного на высоком идейно-художественном уровне, проведенного с настроением и не омраченного эксцессами.
В идеале корпоративная культура в систематическом проявлении — погружении в праздничную атмосферу — приводит к повышению вовлеченности в командную работу, улучшению рабочих отношений, способствует развитию коммуникаций, что в итоге повышает продуктивность работы коллектива.
Плюсы корпоратива
Человеку нужны приятные эмоции, именно поэтому праздники и поводы к ним типично не игнорируются. Более того, сама подготовка к заранее анонсированному корпоративу воспринимается участниками сообщества в трех аспектах:
- предвкушение праздника — подготовка, выбор и приобретение нарядов;
- радость (веселье) во время события, в том числе от получения и дарения подарков;
- надежда на новые положительные впечатления.
Предвкушение события особенно ценно. Там, где согласовывают планы, мотивируя сотрудников принимать участие в обсуждении идей и их реализации, вовлекая в активность еще до корпоратива, сплочение коллектива удается лучше. Заинтересовывают коллег и с помощью небольших вбросов информации о предстоящей встрече.
Любой повод к положительным эмоциям в наше время ценен. Кроме того, существуют не очевидные смыслы: на корпоративе можно «показать себя» или пообщаться с понравившимся или интересным коллегой в неформальной обстановке, сблизиться, не нарушая этикета.
Корпоративные мероприятия считаются хорошим способом для неформального общения, в такой атмосфере происходят новые знакомства или улучшается понимание коллег из-за раскрытия их ранее «не видимых» сторон. Так комьюнити-навыки достигаются тренировкой. Ведь люди дома и на работе — в соответствии с задачами и возможностями — ведут себя неодинаково. В этом случае корпоратив может сближать их на основе новых знаний и понимания, раскрывая характерные особенности, морально-деловые качества и даже интеллектуальный запас тех, кто ранее не мог или не желал раскрываться или проявить себя.
Важно уточнить условия, при которых человек раскрывается. В общих чертах это происходит тогда, когда к нему относятся со вниманием, искренне интересуются и поощряют инициативность в общении и не только. Раскрывается человек, обретая уверенность в себе и поддержке окружающих, особенно авторитетных лиц. В этом смысле неформальное общение на корпоративной встрече, несомненно, большой «плюс».
Особенная интрига, польза как сообществу, так и участникам в том, что на корпоративе происходит более близкое знакомство с сотрудниками, пришедшими в компанию недавно, в течение года. Со стороны старых работников интерес к ним огромный. И новички, возможно, тешат себя надеждой на упрочение своей позиции, статуса и роли в коллективе. Так создаются положительные взаимосвязи и могут даже решаться рабочие задачи, а это улаживает конфликты и позволяет новичкам быстрее вливаться в устойчивый и насыщенный традициями коллектив.
Когда часть команды в течение года работает в офисах других регионов и не имеет личного общения, корпоративные встречи способствует укреплению командного духа, улучшают взаимопонимание, доверие и создают дружелюбную атмосферу в коллективе, люди лучше готовы к сотрудничеству.
Минусы корпоратива
Корпоративная встреча может принести негатив человеку, в зависимости от полученных эмоций. Если новичкам корпоративная культура на новом месте интересна, похожа на интригу и возбуждает любопытство, то видавшим виды «ветеранам» все уже кажется предсказуемым, «на один лад». Особенно, когда состав правления редко меняется или же, наоборот — слишком часто, что не успеваешь привыкнуть к руководящему стилю. «Ветеранов» с их условным корпоративным пессимизмом, и даже игнорированием события, тоже можно понять.
Еще минус будет в том случае, если насильно втягивать в корпоратив условного социопата — сотрудника, который за несколько лет так и не влился в коллектив. Да, выполняет обязанности и в целом безупречен, но «сторонится других и не допускает к себе», это его право. Причин поведенческих паттернов может быть много.
Или — довольно нередкий случай — сотрудник имел отрицательный опыт личного общения с другими сотрудниками. Его участие, особенно принудительное, будет непредсказуемой лотереей. С одной стороны, он может присутствовать номинально и покинуть сообщество при первой возможности. А с другой стороны, кто знает, как он поведет себя в процессе культурного празднования: очень может быть, что откроются обстоятельства, о которых большинство в коллективе даже не подозревали.
У каждого человека есть и положительные, и отрицательные задатки. Только не все их он показывает… Но если чувствуется или обоснованно предполагается разочарование от корпоративной встречи, лучше в ней не участвовать. Ибо все надо делать в радость.
Некачественная или недальновидная организация корпоратива, особенно в крупной компании, может проявляться в том, что для разных статусных работников создаются разные условия празднования в одном месте.
К примеру, при организации большого предновогоднего праздника в арендованном Доме культуры или концертном комплексе менеджеры и водители компании, в том числе со своими родственниками, «изолируются» в разных помещениях и встречаются лишь на официальных выступлениях руководства компании, в кулуарах, галереях или в местах общего пользования. В итоге несколько значительных по количеству участников корпоратива — в одном «корпоративе». Это особенность крупных праздничных предновогодних встреч сотрудников.
Вред в приведенном примере условный, поскольку трудно иначе организовать одновременную корпоративную встречу в компании с тысячами работников. Тем не менее вариантов организационного совершенствования праздника много: к примеру, сотрудников, работающих в офисах в мегаполисе, заинтересует выезд на природу, иммерсионное шоу и загородный отдых с ярмаркой и народными гуляньями. Можно устроить праздник с шубами, самоварами, привлеченными артистами, фокусами и катанием на лошадях.
У каждой компании могут формироваться свои традиции. Корпоративные встречи этому помогают. Не обязательно замахиваться на голливудский уровень и приглашать Клинта Иствуда в качестве престарелого ведущего. Залог успешного корпоратива — это баланс в соответствии с возможностями компании и сотрудников. Не надо напрягать их непосильными сборами на «вечеринку»: кто-то это сделает легко, а для кого-то это повод задуматься о том, нужно ли ему вообще это «очередное» общение в известном сообществе. Таким «напряжением» можно отвадить от участия в предновогоднем событии. Как вариант можно сделать небольшой и душевный вечер в небольшом коллективе.
Корпоратив перед Новым годом — прежде всего возможность сотрудникам успокоиться и расслабиться после насыщенного трудового ритма со всеми его особенностями в течение года. И особенно — в последнюю неделю, когда буквально цейтнот, «все горит» — от отчетов и планов до необходимости успеть всесторонне подготовиться к празднику.
Вот почему важно оставить людям выбор, не перегружать формализмом, учитывать особенности личности сотрудника и к его желанию относиться с уважением.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...