Татьяна Бондковская Профессионал

Зачем нужна вторая сигнальная система?

Впервые о сигнальных системах сказал И. П. Павлов в 1932 г., когда исследовал физиологические механизмы речи. Он же ранее заметил, что некоторые рефлексы изменяются, поэтому «они являются условными». Это его открытие тесно связано с темой нашего разговора. Коснувшись теории о второй сигнальной системе, мы не можем не пояснить, что такое первая сигнальная система — это понятие обозначает систему ориентировки (условных рефлексов) животного и человека на внешние раздражители (зрительные, слуховые, тактильные).

Вторая сигнальная система — это система условных рефлексов на речевые раздражители, то есть она характерна только для нас с вами. Это то, что отличает работу головного мозга человека и животного. Эволюция, необходимость приспосабливаться сделали свое дело — человек, как существо социальное, создал на базе своих непосредственных реакций такое уникальное явление, как язык.

С рождения человек не может сам овладеть речью, его обучают. Он проходит свою собственную эволюцию: от ощущений и восприятий (первая сигнальная система, 1-ый месяц жизни), до абстрагирования и систематизации сложных понятий и представлений.

Давно установлено, что, с детства находясь во внеязыковой среде, «воспитываясь» у животных, человек не может полноценно жить среди себе подобных, потому что ему трудно научиться говорить. Младенцем попав в семью обезьян или волков, ребенок-«маугли» свободно общался с членами своей звериной стаи, не понимая речи нашедших его людей. Его речевые центры были уже развиты, в них содержалась другая информация.

Не зря родители озабочены тем, чтобы вовремя успеть дать своему ребенку все необходимое для успешной жизни в современном обществе.

Так как ребенок начинает общаться еще до появления на свет, то развитие его в человеческом обществе закономерно: вначале формируется пассивный запас слов, который постепенно переходит в активный. Поэтому советуют для развития речи своего малыша просто общаться с ним, разговаривать, желательно эмоционально.

Небольшое отступление. Наша речь состоит из слов. Слово — это прежде всего знак. Структура его проста, говоря доступным языком: звуковая сторона, письменная (здесь необходимо знать его состав) и смысл.

Звуковая и смысловая сторона слова — это то, чему мы учим малыша. Поэтому нередко дети подолгу могут повторять получившееся у них слово, вслушиваясь в звук, осознавая смысл. Обобщать у ребенка получается не сразу, то есть понимание того, что одно слово обозначает много одинаковых предметов, приходит постепенно.

Итак, наконец, речь мы освоили. Расширяем словарный запас, развиваем память, воображение, логику… Но тут появляется очередная проблема: необходимо овладеть письменной речью, — без этого современному человеку не выжить.

Заметки на полях. Сейчас уже ни у кого не возникает вопроса, зачем нам необходимо уметь писать? Простой и интересный ответ я нашла в одной медицинской статье (своими словами): письменная речь позволяет накапливать знания и информацию, а также служит средством общения, преодолевающего время и пространство (!).

Чтобы научиться писать (и, соответственно, читать) ребенок тратит не один год: вначале тренирует пальчики, затем запоминает буквы, начинает их складывать в слова. После учится изображать слова на бумаге, и много-много лет осваивает правила русского языка (я не говорю об иностранных)…

Такое длительное изучение языка необходимо, чтобы выработать условнорефлекторную связь, дабы в дальнейшем человек мог свободно пользоваться речью во всех ее проявлениях. И это тоже следствие развития цивилизации: в позапрошлом веке пишущий человек — редкость, особенно среди простого населения.

Заметим также, что И. П. Павлов — первый нобелевский лауреат в России (1904 год). Уже после его смерти, в 1950-х, в США, был введен термин психолингвистика, которая до сих пор не является наукой, но все же эта область многое открыла во взаимодействии речи, мышления и психики. Психолингвистика изучает развитие речи ребенка, чтобы понять, как человек овладевает языком.

Прежде чем перейти к выводам, ответим на вопрос, почему же мы обижаемся, радуемся, смеемся, плачем, реагируя на определенные слова? Правильно! Потому что у нас сформировался условный рефлекс на конкретное слово, интонацию и даже человека.

Оценить значение действия второй сигнальной системы сложно, так как у современного человека она становится главной. И. П. Павлов выделял типы по преобладанию у человека сигнальных систем: если первая была ведущей — то это художественный тип, а если вторая — мыслительный. Думается, что мы живем в мыслительном веке, в котором нами движет бешеный поток информации…

Обновлено 11.01.2008
Статья размещена на сайте 14.12.2007

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Потому что у нас сформировался условный рефлекс на конкретное слово, интонацию и даже человека."
    Позвольте с Вами немного не согласиться - одно и то же слово, сказанное разными людьми, воспринимается по-разному. И даже сказанное одним и тем же человеком с одинаковой интонацией в разных ситуациях вызовет разную реакцию.
    Я бы не говорила здесь об условном рефлексе. Если, конечно, это не специальная команда, которая предполагает неукоснительную демонстрацию однотипной реакции (как команда: "ложись" во время военный действий).

    А смеемся и плачем мы не от условного рефлекса на слово, а от того, что мы понимаем смысл слова и реагируем именно на него.

    Но в целом мне статья понравилась. Кроме вот этого момента.

    Оценка статьи: 5

    • Я с вами согласна, это звучит грубовато. А что такое смысл слова? Издревле люди награждают слова смыслами для простоты общения, хотя по сути звучание большинства слов - бессмыслено для нас, современных людей (если только это не звукоподражания). Я имела ввиду то, что слова связаны с рефлекторной деятельностью мозга.