Татьяна Коэн Мастер

Всегда ли полноценна доброта? Часть первая.

«…Умницу мы наречем уродкой
Добрую объявим сумасбродкой…»

В разных философских школах, у разных авторов существует огромное количество определений, каждый из них вкладывает свой смысл в понятие, но при анализе можно выделить то, с чем соглашается большинство.

Толковый словарь Ушакова дает следующее определение доброты: отвлеченное существительное к «добрый». Иными словами, собственно доброта — понятие абстрактное, и, не проявляясь в конкретных поступках, не может существовать. Однако и совершаемые поступки не всегда могут гарантировать торжество доброты.

Доброта — это отзывчивость, это добрые поступки по отношению к другим, вызванные не принятыми нормами морали, вежливостью и желанием выглядеть лучше в глазах окружающих, а внутренней потребностью сделать так, чтобы другому было хорошо. Конечно, акцептору (или реципиенту?) доброты могут быть безразличны мотивы донора, но дело в том, что у любых поступков существуют эффекты и последствия, которые могут оказаться как положительными, так и отрицательными.

Если поразмышлять, абсолютной доброты не существует. Доброта относительна.

Следствие первое. Поступок, совершенный во имя добра, кому-то может отразиться злом.
Следствие второе. Значит, в тех, кого мы называем добрыми людьми, присутствуют и иные качества. Но мы же живые, мы не можем быть идеальными.

И тут важен баланс, чем руководствуется человек, каковы последствия его поступков, добрый он или добренький.

Доброта — это утирание слез, а не вытирание соплей, фигурально выражаясь. Это когда ты беспокоишься, что будет дальше, чтобы совершенное добро не обернулось в конечном результате злом. Сделаешь за ребенка домашнее задание, значит, он не научится думать.

Почему некоторые люди готовы поделиться последним с чужими, забывая об интересах собственной семьи? Добры ли они? Что заставляет их отдавать ресурсы, как материальные, так и более ценные, на сторону?

Разумеется, существует и обратное. Помните? «Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо». Добро, зло, благо, вред — все это очень и очень относительно. Ведь иногда совершая не самый добрый, с точки зрения самого реципиента или общества, не желающего глубоко вникнуть в суть, поступок, ты уберегаешь человека от впутывания в неприятности. Или помогаешь что-то понять. Или позволяешь чему-то научиться.

А добрыми поступками можно развратить. И довольно быстро.

Ну, в самом деле, какой ребенок сочтет доброй медсестру со шприцем или учителя, вкатившего «кол»? Должно быть что-то еще, позволяющее оценивать поступок. И ладно, есть такие дети. Попался мне в одном из блогов рассказ о подобном явлении. Привожу фрагмент:

«Ночь. Светя себе фонариками, чтобы никого не разбудить, через слово повторяя „sweetheart“ и „honey“, медсестры дают лекарство.
 — Мам, а что, врачи и медсестры никогда не устают?
 — ???
 — Ну они же всегда улыбаются. Ты когда-нибудь видела недоброго врача или медсестру?»

Доброта — осознанное совершение добрых поступков. Свеча ничего не теряет, если от нее зажигают другую свечу, но позволяет другим свечам сделать что-то хорошее.

У каждого свои мотивы для доброты, кто-то не может пройти мимо страдающего, кому-то важна оценка, общественное мнение, кто-то думает об эффекте поступка, кто-то заботится о том, чтобы доброта достигла назначения.

«Делай, что должно, и будь, что будет». Все равно для всех идеально не будет никогда.

Таким образом, истинная доброта всегда одна, а вот доброту неполноценную можно разделить на четыре основные группы и подробно остановиться на каждой.

Виды и подвиды неполноценной доброты.

1. Доброта демонстративная. «Пусть все смотрят и восхищаются. При этом варианте объектом приложения доброты служит внешнее окружение. Существует в трех разновидностях — «меня не ценят, но я иначе не могу», «подсаживание на дозу одобрения» и «проявление за чужой счет».

С первый вариантом все просто, если человек не получает желаемого одобрения, хоть это желание и тщательно скрывается даже от себя, рано или поздно он срывается и прекращает творить добро. Правда, встречаются настолько склонные к мазохизму люди, что они будут продолжать, упиваясь собственным несчастьем, непониманием окружающих и бесплодной надеждой на благодарность. Бесплодной — потому что иногда о добре его никто и не просил, а значит, и не оценит.

В принципе, если не слишком увлекаться, ничего страшного в этой группе нет, одобрение обществом повышает собственную оценку, в чем мы все обычно нуждаемся. Но лишь до тех пор, пока за стремлением получить кредит не теряется сам поступок. Правда, тот, кто склонен к демонстративности, обычно очень легко подсаживается на это самое одобрение, и «добрые поступки» множатся-множатся-множатся.

Уродство в том, что решение принимает один человек, а ответственность за решение несут другие, обычно его семья, интересы которой задвигаются на задний план. И такая доброта урезониванию практически не подлежит, ведь нельзя же отказать человеку в праве на доброту. Это и притаскивание домой кошечек-собачек, кормят-лечат-убирают за которыми все, кроме автора идеи, это и перечисление в фонд помощи жертвам голода в Сомали значительной части скромнейшего семейного бюджета, вариантов масса. Обществу все равно, оно одобрит и поддержит, но вот вряд ли примкнет или как-то еще посодействует как адресатам заботы, так и потерпевшим в ходе оказания доброты.

Если доброта направлена на тех, кого действительно объективно надо спасать, то и пусть бы. Разберемся в процессе, распишем роли, урегулируем отношения. Исключение, когда такая доброта нехороша, что называется, «вообще» — в том, чтобы защищать интересы взрослых дееспособных людей в ущерб интересам своих детей, своей семьи, никакой доброты нет.

Продолжение следует. ]

Обновлено 21.01.2009
Статья размещена на сайте 24.12.2007

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Психология дает достаточно четкий ответ на вопрос о логике человеческого поведения: От каждого своего поступка мы хотим получать некое благо (оно может быть каким угодно, главное, чтобы оно было ценно для нас). Возможно, это прозвучит несколько цинично, но так и есть. И даже т.н. "истинная доброта" приносит отдачу - человек получает взамен хорошего поступка чувство удовлетворения своей потребности творить добро, успокоение тем, что он все сделал так, как надо. Но ведь, действительно, так ли важно зацикливаться на мотивах? Главное, чтобы не навредил

    На мой взгляд, одним из самых ярких примеров доброты является поведение героини фильма "Рэй" (о джазовом музыканте Рэе Чарльзе), а именно - матери главного героя. Поясню: ее ребенок начал терять зрение, и она, видя, как он, спотыкаясь и падая, пытался найти ее в комнате, плакал и звал "Мама!", кусала губы от страданий, но молчала. Потому что понимала - он должен научиться рассчитывать только на себя, своей помощью она ему навредит, ведь, будучи тяжело больной, она не могла рассчитывать на то, что будет поддерживать сына сколь-нибудь долго. Многие ли способны на такую доброту?.. Лично я в своих силах сомневаюсь (дай Бог, чтобы мне не пришлось проверить это на практике).