Ребёнок может ненавидеть школу, плохо вести себя на уроке и ничего не запоминать… Неуспеваемость способна испортить не только его самооценку, но и изуродовать жизнь, превратив годы в учёбы в ад. Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально. Рассмотрим некоторые из них.
1. Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.
2. Конфликты с педагогами. Главное — не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
4. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей — это зеркало нашего к ним отношения.
5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.
6. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.
7. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
8. Нежелание работать (выполнять нудные задания учителей, например). Часто лечится ремнём. Вероятный результат: нежелание работать удваивается. Надо попробовать найти способы превратить обучение в процесс, приносящий удовольствие.
9. Неблагоприятная обстановка в семье. В вашей семье всё хорошо? Если да, то искренне рад. Но всё-таки следует подумать над тем, стоит ли обсуждать (особенно осуждать в присутствии ребёнка) неуспевающих детей из неблагополучных семей.
10. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.
11. Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом?
12. Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло — ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.
13. Ребёнок не был подготовлен к школьному обучению. Лечиться. Возможные лекарства: — мастерство педагогов (дефицитное средство, в аптеках не продаётся, да и не в каждой школе имеется достаточное количество этого чудодейственного препарата); - вы сами займётесь ребёнком (очень эффективно, но требует временных и эмоциональных затрат).
14. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.
15. Недостаточный профессионализм педагога. Компенсируется стремлением ребёнка получить знания.
1. Пытаться понять, что стало причиной потери интереса к учебе вашего ребенка, настолько же вредно, насколько и садиться голым задом в муравейник: ибо не скажет, хоть убейте. А скорее всего наврет с три короба, мотивируя вялый интерес отсутствие (либо недостаточным количеством) карманных денег, плохим преподаванием, неудобной партой и трудовыми повинностями (уборка класса после уроков и т.п.). Вспомните лучше себя: что вам в школе мешало учиться на одни пятерки? Правильно, соответствующее отношение к школе вообще и к домашним заданиям в частности. Прилежание - вот залог успеха. через "нехочу".
2. "Опускать" педагога не стоит, как впрочем и допускать в разговоре с ребенком этот непритязательный сленг: пятерку по русскому ему за это не поставят.
3. Ни один конфликт в детском коллективе не может длиться долго. Если ваш ребенок в центре этого конфликта, его главное действующее лицо - то лучше отравьте его в секцию борьбы или бокса. пользы, уверяю, будет больше.
4. А вот это верно: дети во многом копируют своих родителей. И если отец ежедневно прикладывается к бутылке а потом отстрастки ради бьет домочадцев, то чадо в такой семье об учебе будет думать в самую последнюю очередь.
5. Советовать ребенку что-либо неразумно: он еще слишком мал, чтобы самостоятельно решать проблемы. Пробелы в знаниях надо ликвидировать сообща.
6. Кому - как. Мне, например, было проще сначала делать легкие задания, а уж потом основательно браться за сложные.
7. Ребенок и компьютер. Вернее, компьютер и ребенок, так как зависимость именно такая, по степени важности. Лучше вообще им класса до 5-6 не знакомиться.
8. А решение проблемы где? Так вот: ремнем, и правда, не стоит. Зато можно посулить пряник.
9. А на кой, спрашивается, вообще обсуждать неблагополучных детей? Да еще из чужих семей... И вообще: при ребенке лучше и вовсе не вести посторонних разговоров. Подрастет - все сам узнает.
10. Объяснять ребенку, что он учится не для пятерок в дневнике, а для себя - бесполезно. психологически ребенок не воспринимает будущее как данность, он живет одним днем. Мотивация должна быть материальной (не обязательно в финансовом смысле).
11. Школьный психолог, конечно, даст совет, ориентированный на массу детей, так как привык сам работать именно с группами. А память тренировать надо, заучивая наизусть стихи или даже тексты.
12. Самый сложный момент. Дети часто склонны скрывать свои проблемы, надолго в них увязая. Тут уж все зависит от родителей: удастся вызвать чадо на откровенность - значит все будет ОК, а нет - проблемы останутся. И для успешного разрешения в таких ситуациях надо с младенческого возраста устанавливать доверительные отношения.
13. А не надо запускать! Читать можно учить и с двух лет, писАть - чуть позже. И сами не заметите, как ребенок после первого класса пойдет сразу в третий.
14. Если я в детстве хворал, то в дни занятий обучался дома, выполняя все необходимые задания по программе.
15. "Недостаточных" профессионалов надо решением родительского комитета гнать взашей из класса: пусть себе преподает азбуку в детских садах.
0 Ответить
Спасибо за такой комментарий. Великолепная "корректировка огня". На пять баллов.
Мои замечания в целом совпадают, однако позволю себе сделать замечания к замечаниям.
По пятому пункту: ребенка еще с пеленок необходимо учить принимать решения. Иначе он никогда не сможет их принимать. Но, делая скидку на возраст, следить за принятыми решениями, не допуская выхода за рамки. Причем делать это нужно с осторожностью, чтобы не отбить желание принимать решения. То есть, вмешиваться только там, где это вмешательство совершенно необходимо.
По седьмому пункту: компьютер помехой не является, однако ни в коем случае не должен использоваться для развлечения. Только для образования и общения. Насчет телевизора у меня вообще мнение радикальное. Его в жизни ребенка вообще быть не должно.
По восьмому пункту: в каждом возрасте это преодолевается по-разному. И сулить пряник, который ребенок получит от родителей, вредно. А вот объяснять, что его старания обернутся его же собственным пряником - необходимо.
По десятому пункту: в корне неверно. Примерно с десяти лет ребенок вполне может воспринимать такие истины. Не отказывайте ребенку в способности мыслить.
По пятнадцатому пункту: согласен, непрофессионалам и бездарям не место в педагогике. Но... где ж столько профессионалов взять? В стране мало профессионалов, которые могут позволить себе работать за столь смехотворные суммы, которые предлагает бюджет учителям. Я давно на педагогической работе, и уже давно она для меня - только лишь хобби. Просто для души. Сейчас работаю только индивидуально с несколькими учениками, с которыми мне интересно работать. Это оставляет мне достаточно времени на основную работу. А работать в школе на полном рабочем дне для меня нереально.
Общее резюме - несмотря на огромное количество педагогических подходов, существующих сегодня, наиболее важным является то, что к ребенку надо относиться как к человеку, а не как к "младшему брату по разуму".
0 Ответить
5. Ситуация примерно следующая: ребенок что-то пропустил, не усвоил, и из-за этого не может успешно вникать в новую тему. Благочинный родитель советует (!) ребенку изучить пропущенный материал. ребенок шмыгает носом, соглашается и бежит гонять на улицу мяч. Надо ли ему что-то СОВЕТОВАТЬ или лучше взять процесс повторения пройденного в свои руки?
7. Какой нормальный ребенок будет использовать компьютер исключительно для обучения? Нормальный, среднестатистический - не будт вовсе. Вернее, будет только играть. А детям вообще много времени проводить за компом нельзя, максимум минут 15-30 в день. До определенного возраста, конечно.
8. Пряник таки лучше ремня. А что-то объяснять о перспективах - бессмысленно.
10. Все мы можем мыслить, что не мешает некоторым из нас жить одним днем. Не вижу, где я ошибся. Дети о будущем не думают вовсе. Они учатся на 5-ки ради пятерок и статуса. Сиюминутного статуса. потому что отличнику ничто не мешает после уроков гонять кошек или бить соседского мальчишку.
И, наконец, резюме. Ребенок - не младший брат, и даже не младший по разуму. Он - младший по опыту и умению применять оный в жизни.
0 Ответить
5. Будет. После школы ребенку тоже надо где-то учиться. И он, пусть не с первого класса, осознает это. Вот для этого ему и нужно учиться в данный момент. Тем более, что для мальчиков институт - это едва ли не единственный вариант отсрочить призыв в армию.
7. А как его еще использовать, если там игрушки не стоят. Сам он их не поставит, да и не разрешат.
8. Вовсе даже не бессмысленно. Но это зависит в целом от воспитания.
10. Как я уже говорил, я работаю с детьми. И мои ученики вполне осознают, что школьные оценки - это далеко не самое важное. Поэтому я и написал, исходя из собственного опыта, что ребенок вполне может адекватно воспринимать действительность.
Опыт конечно зависит от возраста, но эта зависимость далеко не линейная.
0 Ответить
Так как сам к педагогике не имею ни малейшего отношения: мне не с чем сравнивать. и все свои комменты не предлагаю рассматривать иначе, чем под знаком "ИМХО".
Спасибо, Андрей, за содержательную полемику.
0 Ответить