Валентина Пономарева Грандмастер

Доверять ли рисуночным тестам? Часть 2

Несмотря на все оговорки, которые имелись в предыдущей статье, утверждаю, что рисуночные тесты очень важны и очень информативны. Что тут необходимо прежде всего? Трактовка в пользу клиента. Это предполагает как минимум деликатность. Вот этой весной случился забавный опыт. Муж упросил позаниматься с его любимой студенческой группой, т. е. я «вручалась» ей в качестве приза за усердие. В числе прочего во время этой встречи студенты порисовали. Рассказав им об общих принципах трактовки полученных «произведений», наткнулась на индивидуальные просьбы рассказать о каждом шедевре конкретно (ничего неожиданного, напротив, вполне естественно).

Я отказалась, но предложила после занятия поговорить с каждым желающим индивидуально, — вообще не люблю публичное обсуждение индивидуальных психологических портретов, это мне кажется похожим на раздевание человека. Короче, дело закончилось тем, что муж мой, собиравшийся дождаться окончания этих бесед на улице, заявился в аудиторию в весьма воинственном настроении от того, что уже замёрз, а я никак не могла закончить процесс (формально-то могла, но нельзя же было с одним человеком долго обсуждать, а с другим — в двух словах). Рассказываю не ради похвальбы, а затем, чтобы сообщить: после двадцати без малого персон (слава богу, была связка из двух рисуночных тестов, которая позволяла сопоставлять итоги тестирования) была подобна выжатому лимону.

Не верьте никому, кто скажет по рисунку: это так, а это — этак, и легкой улыбкой отправится по своим делам. Чтобы «читать» проективный текст, нужно много сил, потребляющих знания, умения и ощущения специалиста, предложившего такую методику. Очень часто мой рассказ о рисунке автор его перебивает репликами: «Да, это так!», «А откуда вы это знаете?!» и т. п. Я отвечаю, что ничего не знаю, но раз подсознание решилось заговорить, то мне приходится быть переводчиком с его языка на наш обычный. Чтобы прочитать этот язык, необходимо настроиться на «рисовальщика», забыв обо всём на свете. А когда этих художников двадцать подряд… понимаете, да? Подчеркну, речь не идёт об экстрасенсорике, мистике, эзотерике. Речь о том, как важны нюансы, сопряжение, соотношение черт и чёрточек.

А в популярных изданиях порой трактовки излагаются с такой категоричной простотой, что становятся похожими на сонники: «если это — то», «если так — то значит…». Не бывает «только этого» и «только так» в проективных методиках! По определению. Использовать их может специалист, а если вы, прочитав — услышав, что значит тот или иной сюжет-мотив-фрагмент-символ, пойдете за «прямым значением», то можете, пусть и посчитав себя сведущим, наломать дров.

Ещё одно важное условие: результаты тестирования отражают состояние человека «здесь и сейчас». Осторожнее с обобщениями! Ребёнок нарисовал поход в зоопарк, и при этом на листе бумаги не нашлось места для одного из родителей? Ну и что! А может, он недавно был там только с одним из них. А может, именно сейчас он сердит на того, кому «отказал в присутствии» в сюжете. Восприятие меняется, так что не стоит абсолютизировать данные, полученные в отдельно взятый момент времени. Тогда уж, по крайней мере, надо смотреть циклы рисунков.

Вот почему после «чтения» картинки я часто говорю её автору (если он взрослый): «Твой рисунок показывает тебя таким, какой ты был до этой минуты. Раз информация стала доступной сознанию, ты уже меняешься и никогда не будешь таким, как раньше». Как правило, это вызывает заметный энтузиазм. И в этом ещё одно преимущество рисуночных тестов: психодиагностика совмещена по времении с коррекцией состояния.

А теперь — о самом важном. Чтобы использовать рисуночные тесты в психологической практике, нужны не только знания и опыт, который, как известно, дело наживное. Превыше всего — любовь к человеку. Лишь с нею можно помочь личности не только решить проблему (если она имеется), но и способствовать развитию. Ведь главная цель психологии как раз в том и заключается, чтобы содействовать гармонизации личности, и рисуночные тесты — прекрасный инструмент для этого. Но как с любым инструментарием, обращаться с ними нужно бережно.

Обновлено 17.06.2008
Статья размещена на сайте 17.05.2008

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за хорошие статьи.
    Я пока начинающий "писатель". А вы для меня эталон как красноречия, так и знания психологии.

  • замечательная статья! побольше бы таких! очень тонко прорисована, ярко и живо написана с нетерпением буду ждать Ваших статей

    Оценка статьи: 5

  • «Твой рисунок показывает тебя таким, какой ты был до этой минуты. Раз информация стала доступной сознанию, ты уже меняешься и никогда не будешь таким, как раньше» Спасибо за эту формулировку Обычно говорю фразу, наполненную тем же смыслом, но в два раза длиннее.

    Один из моих студентов после разбора теста Шесть предметов сказал замечательную фразу: "Работа с проективными методиками - это приглашение к разговору, а не его итог".

    Оценка статьи: 5

  • какая-то мудрёная слишком статья. хочется поувлекательнее, не хватает примеров, которые сделали бы статью живее. мне она показалась сухой. извините

    • Анна, не за что извиняться. Уважаю Ваше мнение, хоть и не разделяю его. Перечитав сейчас статью, подумала, что не слишком ли эмоционально?
      Спасибо за искренний отзыв

      Оценка статьи: 5

  • Замеченная очепятка:
    "Рассказываю не ради похвальбы, а затем, чтобы сообщить: после двадвати без малого персон..."

    Надо: ... чтобы сообщить: после двадЦати без малого персон...

    А за содержание 5!

    Оценка статьи: 5

  • Проблема сложная, есть дискуссионные моменты, но изложено очень интересно. По пятерке за обе статьи.

    Оценка статьи: 5

  • Ой, + 5!

    "Ой", потому что однозначные трактовки результатов тестов уже просто смешат и дискредитируют саму идею тестирования.

    Оценка статьи: 5

    • Ага. Но ведь столько любопытствующих в отношении тестов: что значит это, а что - то. Старая ведь шутка, что у нас есть несколько областей, в которых знатоком себя считают все: литература, педагогика и психология

      Оценка статьи: 5

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 17 мая 2008 в 14:41

    Вы знаете, я сталкивалась с таким количеством обобщений и притянутых под шаблон отчетов психологов о тестах разного рода, не только проективных, что в какой-то момент стала даже смущаться говорить о своем втором высшем - психологическом (первое-то техническое).
    Уверена, что при подготовке психолога наибольшее внимание должно быть уделено его общекультурному развитию и позитивному мировоззрению с достаточно масштабным вИдением.
    Ну уж а следом и профессиональные навыки, которые являются инструментом работы. А то ведь даже хороший инструмент в неумных или недобрых руках может бед натворить...
    Статья отличная.

    • Согласна с Вами, Аксинья Пару лет назад даже обсуждался вопрос, а не ввести ли возрастной ценз для поступающих на психфаки А где-то попадалась статистика МГУ: 75 % абитуриентов идут на психологов, т.к. хотят решить свои собственные проблемы... со всеми вытекающими...

      Оценка статьи: 5

      • простите, Валентина, но у кого этих проблем нет? разве остальные 25% не получали никаких травм в своей жизни? тем более что явление "раненого лекаря" ещё никто не отменял. думаю что кто-то осознаёт свои проблемы, а ктото нет. вот и всё. тем более что любой здравомыслящий и хорошо информированный студент будет работать в русле терапии или давать консультации только после личностной проработки.
        работать, действительно работать, а не просто иметь диплом, будут очень не многие, ведь это колоссальный труд, кто хоть раз сталкивался с работой психолога в реальности это подтвердит. а что касаемо ошибок.. ошибки совершают все, правда чаще их делают те, кого не научили, кому не объяснили. вот Вы приводили пример статистики касаемо студентов. а кто проводил исследования среди преподавателей вузов? лично от себя могу добавить, что преподаватели чаще всего не уделяют должное внимание чему то кроме программы, редко сообщают что-то новое учебник и ещё раз учебник. неудивительно что потом получаются горе-психологи. как впрочем и горе-врачи, экономисты итд.

        а что по поводу отбора... я бы с удовольствием его ввела. но не возраст надо учитывать, а способности, задатки, мотивацию. ведь уж где где, а на кафедре психологии вполне могут организовать такую диагностическую службу.

        Оценка статьи: 5

        • Ну, да, ну, да... Согласна с Вами: студент, как и препод, бывает разный. Бывают студенты, что отбывают часы в ожидании "корки" (диплома), бывают преподаватели, которые отрабатывают часы для за ради зарплаты. Такую правильнее назвать зряплатой. Да и учебник учебнику рознь.

          Спасибо за идею, попробую написать для ШЖ о любимых учебниках по психологии (если получится в нужном формате) - вот только чуть-чуть раскручусь с выходом книг в издательстве. Полетела рукопись - начисто - со сценариями тренингов. Это невосстановимо, только по новой писать. Это раз. В вёрстку издатель отдал предварительный вариант другой рукописи - это два. И жёсткий срок по третьей - неделю на завершение, а там - теория... Ой-ёй!

          Оценка статьи: 5