Жанна Новицкая Мастер

Как избегать бытовых конфликтов? Метод, доступный каждому

Рассмотрим, как же изложенную в первой части статьи теорию психологической амортизации можно применить при конфликтах, к примеру, в общественном транспорте.

Например, однажды мужчина, которому рассказали о методе психологического айкидо, пропустив стариков, женщин и детей, последним вошел в автобус. Когда же дверь закрылась, он стал искать в кармане деньги с целью оплатить проезд. При этом он, естественно, доставлял определенный дискомфорт стоящей рядом женщине, которая бросила в его сторону гневную фразу:
 — Как долго это безобразие будет продолжаться?!
Мужчина быстро и просто отреагировал:
 — Долго.
Далее диалог протекал следующим образом:
Она: Но ведь мне неудобно, и я так долго не выдержу!
Он: Не выдержите.
Она: Ничего смешного нет!
Он: Действительно, ничего смешного нет.

Только веселый смех окружающих являлся сопровождением для данного конфликта. В течение всей поездки дама больше не произнесла ни одного слова. Теперь можете представить себе, что бы творилось в автобусе, если бы на реплику женщины последовал обычный в такой ситуации совет: «Не нравится — возьмите такси!».

Может возникнуть вопрос, как в момент конфликта успеть сообразить о необходимости использования принципа амортизации и не ответить как обычно. Дело в том, что многие наши стереотипы поведения действуют независимо от нашего сознания. Поэтому нужно постараться подавить свою первую эмоциональную реплику и, внимательно выслушав скандалиста, согласиться с ним. Здесь не надо ничего сочинять! Вернемся к приведенному примеру. Человек, знакомый с психологическим айкидо, использовал «энергию» партнерши по общению и сам не придумал ни одного слова!

Если же вам не удалось вовремя самортизировать, и вас все-таки втянули в конфликт, попытайтесь изменить свой образ мыслей уже в процессе враждебного диалога или, в крайнем случае, по окончании его. Попробуйте мысленно задать себе вопрос: «Какие неоправданные чувства я испытываю и веду ли я себя правильно в данной ситуации прямо сейчас?» Особое внимание уделите чрезмерному беспокойству, гневу, чувству вины, обиде, раздражению, угрозам, враждебности и т. п.

На втором этапе спросите себя: «Из-за каких неразумных мыслей я расстраиваюсь: из-за себя, из-за других, из-за самой сложившейся ситуации?». Возможно, вы увидите, что это слишком сильное беспокойство по поводу того, какое впечатление вы производите на окружающих.

На третьем этапе подумайте над тем, как можно оспорить и изменить свои «неразумные» мысли. Попробуйте начать со слов: «Следует ли мне?»; «А нужно ли мне, чтобы он или она?»; «Почему я должен обвинять кого-то или нападать?» и т. п. На этом этапе вы можете также попробовать помочь себе опровергнуть неоправданную проблему путем точного ее понимания и принятия, не отрицая, не преувеличивая и не уходя от нее. Например, вы можете определить, что суть проблемы состоит в следующем: «Этот человек вел себя со мною нагло».

Такой подход поможет вам понять, что именно вы преувеличиваете, и как именно вы можете оспорить свою первую реакцию. Например: «Он оскорбил меня в присутствии множества свидетелей, мне этого не вынести!». Но неужели вы действительно не сможете этого пережить? Неужели вы обязаны завоевывать любовь и уважение первого встречного вам человека? Неужели для вас так важно мнение окружающих вас людей (пассажиров в троллейбусе), с которыми вы, возможно, видитесь первый и последний раз в жизни?

На четвертом, последнем этапе анализа спросите себя: «Какими разумными рассуждениями я могу заменить „неразумные“ мысли, возникшие на первом этапе?» Начните в этом случае со слов: «Я бы предпочел», «Было бы лучше, если» и т. д. Для того чтобы выразить свои чувства, используйте выражения типа: «Не повезло», «Мне мешает (или неудобно)». Даже если вам удастся подобным образом проанализировать ситуацию уже «после драки», так сказать, вы сможете избежать нагнетания страха, самобичевания и преувеличения важности происходящего и сведете к минимуму переживания, злобу, обиду, уныние и чувство вины. Сначала может показаться, что этот метод отнимает много времени, но, используя его постоянно, Вы вскоре будете тратить на это всего несколько минут.

Для иллюстрации приведем еще один пример. Молодая привлекательная женщина входит в троллейбус с целью проехать всего одну остановку. Подходит кондуктор. Женщина протягивает ему крупную купюру (других денег у нее не было). Кондуктор не находит сдачи и отдает деньги обратно владелице. В этот момент трамвай останавливается на следующей остановке. Женщина выходит, а вслед ей несется гневно-ироничная реплика кондуктора: «Так всегда и делайте!», тон которой не оставляет сомнений в том, что действия пассажирки расценены как злонамеренные. Для человека чувствительного, каковым и являлась наша пассажирка, этого достаточно, чтобы настроение было испорчено на длительное время.

Так как наша пассажирка не успела своевременно использовать метод психологического айкидо, то ей целесообразно проанализировать сложившуюся ситуацию по вышеизложенной схеме с целью выйти из ситуации с минимальными «потерями» нервных клеток. Первый вопрос, который следует ей себе задать, может звучать так: Какие «неоправданные» чувства я испытываю и как веду себя, если мои нервы так напряжены? Ответом на него может быть следующее: «Я очень сердита и расстроена, у меня плохое настроение и это сказывается на моей работоспособности. К тому же я порчу настроение окружающим своим ворчанием».

Далее следует задать себе второй вопрос: Какие «неразумные» мысли, по моему мнению, расстраивают меня больше всего, беспокоят, угнетают, заставляют чувствовать себя виноватой? Пример «неразумных» мыслей о себе: «Почему я должна была терпеть все это. Нужно было высказать все этой нахалке! Почему она считает, что можно так обращаться со мною, да еще и в присутствии большого количества посторонних людей!». «Неразумные» мысли о кондукторше (другой стороне конфликта): «Необходимо уволить кондуктора или, по крайней мере, попытаться наказать, перевоспитать!». «Неразумные» мысли о самой сути конфликта: «Весь день испорчен! Что мне сделать, чтобы отплатить этой нахалке и всему трамвайно-троллейбусному управлению».

Третий вопрос, который надо поставить перед собою: «Как можно изменить мои „неразумные“ убеждения?». Здесь ответ может быть следующим: «Кондукторша не имела права подозревать меня в попытке ее обмануть, но разве этим можно испортить весь день. Может не стоит заострять на этом внимание и тратить свое время?».

Четвертый вопрос: «Какой разумный ход рассуждения я могу предпочесть своим нелепым мыслям?» На это можно ответить: «Я бы хотела, чтобы работники нашего общественного транспорта были более понимающими и вежливыми людьми. Но это не так, и здесь нет ничего ужасного. Это просто раздражает. Можно было бы проехать в троллейбусе до конечной остановки и по дороге „перевоспитывать“ кондуктора, но тогда бы я опоздала на важную для меня встречу. Я могу пойти в трамвайно-троллейбусное управление и высказать все, но стоит ли тратить на это свое личное время? В конце концов, только от меня зависит, будет ли испорчен из-за этого случая весь мой последующий день».

В результате, применяя указанную схему рассуждений, наша пассажирка вернет себе утраченное душевное равновесие и сбережет свое время и силы. Думается, этот метод доступен каждому. Не стоит избавляться от всех тех, кто стоит на Вашем пути. Избавьтесь от собственных нелепых убеждений и неоправданных переживаний. Просто откажитесь от них, и вы добьетесь того, чего в жизни действительно стоит добиваться. Берегите себя!

Обновлено 2.02.2015
Статья размещена на сайте 3.11.2008

Комментарии (36):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • что-то я не поняла, а чего усложнять-то?
    Дядечка со своим айкидо - хам тролейбусный. Ему сказали, что он мешает (он же мешал!), а он вместо того, что бы извиниться перед женщиной, начал как в детской игре повторять за ней. А почему дети в эту игру играют? - Что бы выставить кого-то в смешном свете. Что он и сделал. Тут надо К НЕМУ айкидо применять...
    А не проще без анализа сказать: извините, сейчас мелочь в кармане найду?... Уж не одни хамские тётищи в тролейбусах ездят. Сработал на упреждение - обхамил сам!
    Ну и дама с купюрой... Я вас умоляю! Тут надо работать не над айкидо, а над тем, что бы не бояться окружающих! У вас проблема - скажите кондуктору! У меня вообще не было денег как-то, и доехала до работы! И не прыгала зайцем трясясь... Вот над чем работать надо. Тогда и настроение останется хорошим, голова айкидой ПО ТАКИМ ПУСТЯКАМ забита не будет. In My Humble Opinion. Ommm...

    • Повезло

      Татьяна Павликова, но не вам, а кондуктору.
      При проверке его на первый раз предупредят и лишат премии (которая больше, чем 1000)
      На второй -уволят.
      А вас оштафуют примерно на 100 руб.
      Вот такие пропорции.

      • Владимир Иванович Пресняков, вы кому адресуете ответ?
        Меня-то зачем штрафовать? Я вроде за кондуктора и против применения к кондукторам приёмов айкидо! Наверное за это?
        Может с кнопкой "ответить" ошиблись? Посмотрите какому посту отвечаете.

        Кстати, хороший пример! Это в виртуале человек не разобрался написал, обвинил, почти оштрафовал... Разобрались и спокойно ответили. А сколько вот так в транспорте мимоходом - не понял: уже обхамили или пока нет, а может и н думали?, а показалось точно, косо смотрел этот кондуктор - хлоп, ему! Как тот дядечка с дамой, которой он просто мешал. А дама в свою очередь следующему дядечке, который только шевельнётся, устроит настоящий скандал на упреждение, и пошло-поехало гулять айкидо... а вообще-то, наверно уже и гуляет

        • Владимир Иванович Пресняков Владимир Иванович Пресняков Читатель 1 февраля 2009 в 01:01 отредактирован 1 февраля 2009 в 01:05

          Татьяна Павликова, "У вас проблема - скажите кондуктору! У меня вообще не было денег как-то, и доехала до работы! И не прыгала зайцем трясясь... " -то есть попросили провести бесплатно, или кондуктор это сам предложил, или я чего то то не понял?

          • Владимир Иванович, не знаю... может и повезло, хотя - не верится, что за необилеченного пассажира штрафуют кондуктора. Вот ни разу не видела. Их заработок зависит от выручки, поэтому и "трясут" пассажиров. И мне действительно помогли, может там проверяющие тоже не звери, а такие же люди, как мы с вами?

            • Татьяна Павликова, уж поверьте. Я в этой системе со времен ГКЧП. Кондукторов не штрафуют, их лишают премии, которая составляет 50% заработка. А "незверских" проверяющих и штрафовать не будут, немедленно освободят. А с безбилетными пассажирами стараются не свзываться. Проще написать докладную на водителя или кондуктора, чем вытребовать с зайца штраф. И проверяющим строго запрещено разбираться с кондукторами и водителями в присутствии пассажиров. Так что из за своего несчастного червонца можно незаметно для себя разрушить стабильность человеческой жизни. Так что вопрос для себя- запастись мелочью или стать пофигистом, которому на всех наплевать, я для себя давно решил. Возможно, мои доводы и резоны Вас убедят.

              • Владимир Иванович Пресняков, вы будто слышать не хотите. Бывают проблемы, реальные. У меня кошель украли. И мне помогли. Надо только не молчать, что бы потом неделю страдать из-за косого взгляда. Мож всё не так зверски как во времена ГКЧП? Чего меня провезли то? Судя по вашему комменту: рискуя жизнью... Самоотверженные в России кондукторы-водители, за родного зайца - работой рискуют))), а в коментах - вон их как, никакой заботы о покупателях, мол...
                Правда, если проблему излагаешь, надо быть готовым, что скажут "нет". И тоже принять это как взрослый - без истерик пойти искать дальше, мир не без добрых людей...

    • Татьяна Павликова, со своей точки зрения, Вы, безусловно, правы. Но люди бывают разные. Поверьте!

      • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 30 января 2009 в 21:55 отредактирован 31 января 2009 в 21:08

        Жанна, я верю. Только и одинакового в нас много.
        Я думаю, что у теории есть автор, и он экзотикой заменил простые вещи, повседневные, для всех приемлемые и которым большинство самых разных людей следовали веками... Я бы даже сказала, что это уже из другой области - такая рефлексия по поводу простых вещей (весь день переживать из-за кондуктора, вместо того, что б на языке было - "извините!" - ведь дама ж не заплатила, как бы то ни было). Это надо уже попить чего-нибудь успокоительного, честно-честно...
        Кроме того, такой подход не улучшает ничего вокруг человека. Это хорошо - айкидо. Но не там...

  • Айкидо - это хорошо; я - за. А вот пример с крупными купюрами в маршрутке мне не нравится, точнее, не нравится интерпретация в пользу "обиженной" пассажирки. Всегда считала, что воспитанный человек позаботится о разменной монете на билет. Одно дило билетные кассы на вокзале, где разменные деньги - забота кассира, другое дело - маршрутка. Представьте, если несколько человек подряд войдет с тысячерублевыми купюрами. Соразмерьте со средней ценой за проезд в 25 рублей по Москве. Как минимум, у водителя испорчено настроение, как максимум, у всех пассажиров, которые выслушивают споры сторон. Вот кому, действительно, нужно учиться психологическому айкидо. А у людей с крупными купюрами в "мелком" транспорте уже, как мне кажется, чемпионский пояс в данной дисциплине. А может, не в айкидо, а в пофигизме к чужим сложностям в сравнении со своими.

    • Кстати, да. Всем было бы проще, если эта чувствительная мадам как-нибудь (через айкидо или как-то ещё) убедила бы себя в следующий раз запастись мелкими купюрами и не создавать сложностей ни себе, ни людям.

      Оценка статьи: 3

    • О крупных купюрах

      Людмила Виноградова, конечно, прав водитель. Я всегда готовлю деньги заранее, и не на остановке, а дома или на работе. С точностью до рубля. Кстати и для такси тоже. А по правилам этикета и в ресторане нужно рассчитаться с точностью до рубля, и отдельно дать на чай.

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 31 января 2009 в 10:29

        Владимир Иванович Пресняков, это похвально, что Вы готовите мелочь заранее, но у людей обстоятельства бывают разные. А вот водитель неправ категорически. В отличие от пассажиров, он на работе и по закону не имеет права отказаться оказывать услугу (провоз пассажиров) на том основании, что у него нет сдачи. Именно он должен позаботиться о том, чтобы иметь разменные деньги. И его выбор - сделать это на конечной или прерываться на маршруте.
        А уж когда у кондуктора нет сдачи - это настолько непрофессионально, что та пассажирка, о которой речь в статье, первым делом должна была понять, что именно досаду на себя и свою непредусмотрительность сорвала на ней кондуктор.

        • Владимир Иванович Пресняков Владимир Иванович Пресняков Читатель 31 января 2009 в 12:02 отредактирован 31 января 2009 в 12:04
          Про закон

          Марианночка, если вы знаете закон, по которому кто то обязан (бесплатно) разменивать деньги, то ССЫЛКУ В СТУДИЮ!!!
          Даже к банке вам эту услугу окажут за комиссию, и не малую.
          Вы просто забыли те времена, когда в автобусах стояли автоматы. Да и сдачей считается та сумма, которая не превышает сумму оплаты. А когда с 1000 нужно вернуть 990, это уже не сдача, это безвозмездная "сезонка". Пассажир ОБЯЗАН оплатить проезд. Водитель ОБЯЗАЗ провести пассажира после оплаты проезда. Если проезд НЕ ОПЛАЧЕН- значит, сделка не состоялась.
          ЧИСТО МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО- метод "от противного"
          Предположим, вы правы.
          1-Придите в какой то маленький магазин в момент его открытия с 5000 купюрой.
          2-Возьмите какой то товар, ценою 10 руб.
          Пропробуйте его вынести из магазина на том основании, что у вас нет других денег

          • Дорогой не требовательный покупатель
            Владимир Иванович Пресняков!
            Вот из-за таких добрых, неприхотливых, нетребовательных покупателей- пассажиров и остаётся культура обслуживания покупателей встране на нижайшем уровне!
            Проводили мы тренинги- обучали продавцов, только через несколько лет поняли, что культура торговли зависит только от требовательности покупателей И покупателей надо воспитывать- просвещать в первую голову.

            То, что сказала Марианна - само собой разумеется!
            С удовольствием поищу ссылочку!
            Удивлена, что кто-то может думать по-другому!

            Покупатель (пассажир) должен оплатить,
            а кассир (водитель) - предоставить заявленную в лицензии услугу и сдачу.
            Если сдачи нет (сам виноват) - вези пассажира даром.
            В Москве эта ситуация часто.

            А уж выгонять пассажира - а тем более выходить... Не на меня милок нарвался.
            Я бы ему вышла! На утро его транспортная компания была бы без лицензии. У них жуткая конкуренция, очень строго - весь салон обклеен куда обратиться, кто вышестоящий. Любому журналисту
            повод для статьи.

            • О правах и о свободе

              Надя Гаева, Ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. То же самое и о правах. Что же о требовательности, то из за таких "требовательных", а на самом деле пофигистов, которым безразличны окружающие, и возят нас в маршрутках водители, которые неделю назад в своих кишлаках и велосипед то в руках не держали. Я на 100% убежден, требовать с 1000 свои 990 сдачи- НЕПРАВИЛЬНО и БЕЗНРАВСТВЕННО. Особенно козыряя своим служебным положением.

              Мнения определились, неясностей нет.
              Дальнейшее выяснение отношений будет неконструктивным.

              • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 12 февраля 2009 в 12:19

                Владимир Иванович Пресняков, эх, как Вы всё ловко перевернули. Мы говорим о том, что нужно соблюдать закон - а именно его не соблюдают те, кто выгоняет из маршрутки пассажира с крупной купюрой. И те, кто водителя с купленными правами и незнанием своих прав и обязанностей нанимает на работу. И служебное положение - не у пассажира! А у водителя. Это он поступает неправильно и безнравственно - встает в позу и говорит "С места не тронусь, пока этот пассажир с тысячной не выйдет". И вся маршрутка начинает шипеть на того, кто задерживает движение. Вот тогда я обычно и поясняю водителю права и обязанности. И поверьте, они об этом слышат первый раз, но зато запоминают на будущее.

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 1 февраля 2009 в 12:24

            Владимир Иванович Пресняков, еще раз: покупатель обязан заплатить за услугу или товар деньгами, имеющими хождение на территории РФ. И он платит, протягивая деньги. А то, что их не берут... Оказывающий услугу или продающий товар не имеет права отказаться оказывать услугу или продавать товар на том основании, что его не устроили деньги. Он должен решить эту проблему, он, а не покупатель. Потому что именно ему грозит административное наказание за то, что не принял деньги, имеющие хождение на территории РФ. Покупатель может проявить добрую волю и предложить мелкие деньги, но не обязан уходить без товара\услуги оплеванным и осмеянным лишь потому что продавец не выполняет своих обязанностей. Свои права нужно знать, я считаю.

            • Марианна абсолютно права. Мелкие деньги я, к примеру, готовлю лишь с одной целью - не тратить СВОИ нервы. Не больше, не меньше! А то, что именно у продавца или водителя должна быть разменная монета - записано в правилах оказания услуг и продаж.

              Когда у меня было кафе - я своих барменов с утра отправляла за разменной монетой. Первые клиенты, как всегда, шли с тысячами... и им было все равно, что у нас нет сдачи. Иметь сдачу с любой купюры входило в обязанности бармена, всегда в кассе был переходящий остаток мелочи...

              Если вас посылают разменять крупную купюру - смело требуйте жалобную книгу. Другое дело, что вам могут отказать в размене, это, действительно, не входит в обязанности. Но если при оплате вам нечем дать сдачу - требуйте свое.

              Обычно продавцы это знают и готовы. Должны быть готовы...

              Оценка статьи: 4

        • Марианна, это хорошо в теории. А в реале - просто взаимные претензии: ты должен, нет ты.. И айкидо тому виною Я кондуктора понимаю - она от этого получает зарплату МАЛЕНЬКУЮ, между прочим. Позаботиться о сдаче с 5000 купюры, например - когда она столько "наездит" ? Ну не реально, иногда. Всё просто: ей никто не разрешит столько выручки не сдать. И те, кто заранее заботятся о расчёте - думают об окружающих. И всё. И своя жизнь становится легче...

          • Татьяна Павликова, а айкидо то тут причем? С тем, кто кому и что должен - вопрос, конечно, спорный. Но именно для этого и айкидо, чтобы избегать ненужных конфликтов. Кстати, в случае с купюрой - это уже не айкидо, а просто способ успокоить нервы. Случаи бывают разные. И не всегда в жизни есть возможность поступать правильно. Но психологи не для того, чтобы судить, а для того, чтобы помочь. Представьте, если бы адвокаты осуждали своих клиентов. Психологи, в этом смысле, чем-то похожи.

            • Жанна, вы приводите этот пример в своей статье про метод айкидо, и я просто продолжаю. Если непонятно, могу просто сказать - пример применения этого метода в быту неудачный. Никакого гашения конфликта ни в первом, ни во втором случае не произошло. А появились два новых пациента для психолого: дама из тролейбуса и кондуктор. (только хватит ли у них денег "на полечиться"?)

              Про работу психолога... Если это так закручивает психолог, то не надо к нему... В жизни можно решить множество и более сложных проблем более простыми методами. Знаю прекрасных психологов, психиатров, невропатологов, бизнес-тренеров - это к тому, что "разные случаи" это для меня не открытие...

  • Второй пример какой-то надуманный. Честно говоря, вообще не понятно, почему эта необилеченная мадам так разнервничалась.

    Оценка статьи: 3

  • Не думаю, что любой сможет воспользоваться предложенной схемой анализа без предварительной тщательной подготовки...

    Второй пример имел место буквально вчера. В маршрутке молодая дама передала тысячу рублей, у водителя не нашлось сдачи. Он молча остановил машину и предложил ей покинуть салон... По сути - это его проблема, что нет сдачи. При чем тут пассажир?

    Чтобы не раздувать конфликт, мы все скинулись и поехали дальше. Все торопились по делам. Кстати, пассажирка сначала себя очень некомфортно чувствовала, словно она виновата в отсутствии разменной монеты.

    Мы ее успокоили - что сейчас для каждого из нас несколько рублей. Спорить с водителем - себе дороже, мы ему наши жизни доверили.

    Оценка статьи: 4

    • Жанна Магиня, согласна, возможно, не любой, но очень много людей, которые достаточно образованы для этого. Схема предлагается для того, чтобы успокоиться уже после конфликта, избавиться от ненужного чувства вины. Конечно, в маршрутке это сделать невозможно. Только после того. Предлагается для особо совестливых и чувствительных натур, каких много, кстати, несмотря ни на что.