Красный
Красный цвет ассоциируется с огнем, солнцем, человеческой кровью. Не удивительно, что это очень активный, возбуждающий, энергичный цвет. Вот почему он всегда вызывает у человека самые сильные страсти.
Эти страсти могут быть разными. Цвет приливающей к лицу крови свидетельствует о волнении, поэтому он часто символизирует гнев и агрессию, и выводит из себя неуравновешенных личностей. Исходя из этих представлений, быка на корриде «нервируют» именно красной тряпкой, хотя, по данным науки, копытные вообще не различают цветов, и животное раздражает не цвет тряпки, а ее настойчивое мельтешение перед носом.
В. Кандинский о цвете:
«Светлый теплый красный цвет… вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного)
Красный цвет в среднем состоянии, как киноварь, приобретает постоянство острого чувства, он подобен равномерно пылающей страсти; это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить, но которую можно погасить синим, как раскаленное железо — остудить водою. Этот красный цвет вообще не переносит ничего холодного и теряет при охлаждении в звучании и содержании».
Кровопролитные сражения сделали красный цвет и символом войны (вспомним рыжего всадника «Апокалипсиса», римского бога Марса, одежду средневекового палача), а также — протеста и революционной борьбы. Красные рубашки носили и сторонники Джузеппе Гарибальди. А знаменитое революционное красное знамя было впервые поднято во время Парижской Коммуны в 1871 г. В результате этот цвет «пролитой крови всех борцов за дело трудящихся» надолго стал цветом коммунизма и множества левых революционных движений («Красные бригады», «Красные кхмеры»). Забавно, что для Китая этот «коммунистический» цвет оказался вполне органичным — он издавна почитался, как атрибут бога счастья.
В жарком Древнем Египте красный, наоборот, не любили и связывали с ним Сета — злого бога пустыни.
В. Ерофеев «Москва-Петушки»:
«Они вонзили свое шило в самое горло… Я не знал, что есть на свете такая боль, и скорчился от мук, густая красная буква „Ю“ распласталась у меня в глазах и задрожала»
Заметность и «огненность» красного объясняет, почему ему суждено было стать цветом предупреждения, запрета, опасности (дорожные знаки, габаритные огни, светофор, «Красная книга», окраска ядовитых насекомых
В христианстве красный (впрочем, как и остальные цвета) имел самое разнообразные, часто противоположные значения. Это и цвет вавилонской блудницы, «облеченной в порфиру и багряницу» и восседающей на «звере багряном», и цвет ада (связь с огнем), и Христовых страстей, и святых мучеников, дни памяти которых отмечались красными чернилами (отсюда и пошел «красный день календаря»).
Однако красный вызывал не только трагические эмоции. На Руси он ценился настолько, что практически был синонимом слова «красивый» («красна девица», «красна изба пирогами», «Владимир Красно Солнышко»
Красота, броскость и возбуждающая сила сделали красный цветом сексуальности и страстной любви. В африканских любовных посланиях из бус именно красные бусинки означают сильное влечение. Символом любви всегда была алая роза, ну, а знаменитая рифма «кровь-любовь» окрасила русскую поэзию в надрывные жертвенные тона. Впрочем, страсть, смерть и красный цвет всегда шли рука об руку в человеческой культуре.
О. Уайльд «Соловей и роза»:
«Когда на небе засияла луна, Соловей прилетел к Розовому Кусту, сел к нему на ветку и прижался к его шипу. Всю ночь он пел, …а шип вонзался в его грудь все глубже и глубже, и из нее по каплям сочилась теплая кровь. Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки. И на Розовом Кусте, на самом верхнем побеге, начала распускаться великолепная роза. …Все мучительнее и мучительнее становилась боль, все громче и громче раздавалось пенье Соловья, ибо он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле. И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке».
Страстное танго танцевали при красном освещении, а «красные фонари» становятся опознавательным знаком районов, где работали «жрицы любви», сочетая в себе такую гамму символов, как интимность, сексуальность и запретность. Красное платье Лэн вдохновляет джазмена Джонни из повести Х. Кортасара «Преследователь» на гениальные произведения, чего никак не может понять пишущий его биографию, критик («- Например, красное платье Лэн, — говорит Джонни. — Вот такие детали не мешает брать на заметку, чтобы включить в последующие издания»). Вообще, красный цвет в женской одежде всегда сигнализирует о том, что вы хотите привлечь к себе мужское внимание. К тому же он замечательно подчеркивает естественный цвет лица.
Однако в больших количествах красный цвет утомителен, вызывает беспокойство и может сильно раздражать. Ярко-красное платье женщины, неотразимое на празднике, в ресторане или во время «амурных» похождений, совсем неуместно в офисе, и даже способно отпугнуть на свидании робкого любовника. Вспомним также и байку про студента, утомленного постоянно занятым в общежитии туалетом и выкрасившим его в красный цвет. В результате — время пребывания в столь «кричащей обстановке» значительно сократилось. При этом не стоит забывать и о субъективном отношении человека к цвету, связанным порой с совершенно непредвиденными ассоциациями. Так, Наполеон Бонапарт, несмотря на свою воинственность, говорил: «Красный — это цвет Англии. Я не могу выносить его вида».
Розовый
Добавив в красный цвет белый, мы получаем розовый. Агрессивность красного исчезает, не теряя своей привлекательности. Он соответствует оттенку человеческой кожи, особенно в младенческом возрасте. Отсюда тянется и цепочка розовых ассоциаций — нежность, мягкость, детство.
«Розовые очки», «розовые мечты», «видеть мир в розовом цвете», «розовый слон» — всё это выражает романтичность, доброту и комфортность данной гаммы. Недаром этот цвет издавна признан символом женственности (вспомним розовые ленточки для новорожденных девочек). Не так давно его взяло на вооружение молодежная субкультура «эмо» — где мрачная романтика готического черного цвета оттеняется сентиментальностью, ранимостью и инфантильностью розового.
Несмотря на все достоинства, избыток розового цвета может символизировать также поверхностность и легкомысленность. Вспомним хотя бы насмешки над розовым антуражем «глуповатых блондинок». Понятно, что одежда такого цвета вряд ли будет уместна на деловой встрече.
На этом наш рассказ, подобно восходящему солнцу, плавно переходит из розово-красного в жаркую оранжево-желтую область спектра.
Хороший обзор.
0 Ответить
Сергей, спасибо за интересный материал. Возьму в закладки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк,
Спасибо!
Хотя конечно нельзя объять необъятного.
0 Ответить