Иван Бездомный Дебютант

Физическое наказание. Как воспитать ребёнка неудачником?

Он маленький, шустрый и неугомонный. В свои семь лет он уже лучше папы с мамой «сечёт» в компьютерных играх. В столь нежном возрасте он уже отлично знает, что такое хитрость, лукавство, притворство и лень, но все эти взрослые пороки у него какие-то игрушечные, ненастоящие, понарошку.

А вот благородные качества игрушечными не бывают: если человек — мужчина, то он мужчина и в семь лет, и в семьдесят. Защитить сестрёнку, взять на себя вину, поделиться вкусненьким, отвечать за свои слова… Какая женщина не мечтает быть рядом с мужчиной, который всегда защитит, никогда не пожадничает, не солжёт…

Замечательный лингвист Александр Афанасьевич Потебня сказал фразу, которую я бы назвал главной общечеловеческой формулой общения: «Говорящий работает за двоих». Это означает, что каждый человек, который изрекает какую-либо мысль, должен работать не только за себя, составляя слова в фразы. Он должен поработать и «за того парня», который его слушает: построить фразу именно так, чтобы слушающий максимально адекватно воспринял заключённую в этой фразе мысль, чтобы он правильно его понял. Это двойной труд.

Стать на место слушающего, позаботиться о его восприятии способен далеко не каждый. Многие люди неспособны научиться этому за всю свою жизнь. А дети просто ещё этого не умеют, потому что это — высший пилотаж общения. А чтобы достичь уровня асса, нужно сперва побыть учеником.

Поэтому взрослый при общении с ребёнком должен работать не за двоих, а за троих: как родитель — строить общение, как педагог — понимать смысл и значение этого общения, как психолог — видеть причины той или иной реакции на свои слова…

Это всё слишком сложно, скажете вы. Не слушается — по попе, и разговор окончен. Пусть со слезами, но родительское желание исполнено. Результат достигнут. Но какой результат? А вот какой: ребёнок делает что-либо по приказу не потому, что понимает, что это важно, необходимо и своевременно, а потому, что если он этого не сделает, ему будет больно. Это — верхушка айсберга. Продолжим логическую цепочку, пойдём глубже.

Запуганный угрозой физической боли, ребёнок вынужденно подчиняется грубой силе. Причём такой грубой силе, которая неотвратима, не поддаётся уговорам и объяснениям, не считается с его мнением, состоянием и желаниями, а значит, не подвластна интеллекту. Это — животная сила, которой любой взрослый нормальный разумный человек всегда противостоял и будет противостоять.

Если личность привыкнет подчиняться грубой силе — она перестанет быть личностью и станет одной из бессловесных овец в стаде. В стаде, отданном на откуп неизвестно какому пастуху. Не «пастырю овец православных», а жестокому пастуху с собаками, кнутом, ножом, который позволяет жить и нагуливать сало своей овце только до того момента, пока не придёт время варить шурпу. Стадо из личностей — невозможно. Возможно лишь стадо из бессловесных тварей, скота или, грубо говоря, быдла.

Физическое насилие, угроза боли — это принцип плохой дрессуры, а не воспитания. Так недалёкие укротители раньше поступали с животными. Да и то давным-давно, до того, как появился великий Владимир Дуров, родоначальник знаменитой цирковой династии, который добивался от животных фантастических результатов вообще без нагайки. Он совершил переворот в дрессуре. В наши дни кнут в руках дрессировщика — скорее, декоративный традиционный элемент антуража, а не инструмент насилия.

А «невинный» шлепок по попе, не говоря уже о подзатыльниках, отцовском ремне и прочем рукоприкладстве, — знак того, что вы не воспринимаете своего ребёнка как мыслящее существо. Вы относитесь к нему как к зверьку, неспособному при помощи интеллекта понять, принять и исполнить действие ввиду его своевременности и объективной необходимости.

Постоянно бездумно исполнять чужую волю вредно для личности. Можно постепенно привыкнуть. И стать бессловесным и бездумным исполнителем, то бишь рабом. А история показала, что рабовладельческий строй — худшая, наиболее низкопроизводительная из всех возможных общественных формаций.

Можно возразить, что хороших исполнителей ценят, они нужны, их в современном обществе абсолютное большинство — не всем же быть руководителями! Суть в другом: какой судьбы вы хотите для своего ребёнка? Исполнитель, даже очень хороший, всегда находится в зависимом положении. И эта зависимость далеко не всегда бывает справедливой. И умные руководители больше ценят исполнителей, способных к инициативе, обоснованным возражениям, трезвой и объективной оценке проблемы… А не бездумных проводников своей воли.

Есть только один вид насилия, достойный существования: когда мать силой отдёргивает руку ребёнка от открытого огня. В прямом и переносном смысле. Все остальные виды насилия — от лукавого, под какими бы личинами они ни скрывались, как бы ни маскировались и ни мимикрировали.

Государство тоже инструмент насилия. Такая форма организации общества — явление временное, вынужденное на тот период, пока общество не достигнет такого уровня самосознания, которое обеспечит саморегулирование, самоуправление и самосовершенствование.

Когда руководители государства говорят о своей необходимости и полезности — не поддавайтесь на провокацию, они всего лишь временно неизбежны. Причём любые президенты и премьер-министры, мэры и главы администраций — умные и глупые, жестокие и «добрые», активно действующие или пассивные — являются всего лишь признаком недостаточной развитости человеческого общества…

Если ваш непосредственный начальник на работе отдаёт вам приказ вместо того, чтобы объяснить суть проблем и задач — это плохой начальник. Умный руководитель объясняет суть вашей задачи в кругу общих задач коллектива. Он не жандарм, он партнёр по делу и координатор задач коллектива. Чувствуете разницу? Но это только в том случае, если вы — личность, а не овца в стаде. Овца не поймёт ничего, кроме прямого приказа, нет смысла тратить время на объяснения овце опасности приближения волка — нужно кнутом загнать её в загон. Если у вас на работе так — то бедный ваш начальник, бедный ваш коллектив и бедный вы сами.

Какой судьбы вы хотите для своего ребёнка? Бессловесной овцы? Тогда вы на верном пути: не упускайте ни одной возможности унизить его, наказать физически, наорать, ударить… Пусть он знает, что прав всегда тот, кто сильнее физически. Пусть знает своё место — ниже плинтуса!

Если вы отец или мать, уже волей природы вы — вожак стаи для своего ребёнка, начальник, бог и царь, ещё и офицер на поле боя. Но право применять силу к нему у вас есть только в одном случае: при непосредственной угрозе его жизни. С силой отдёрнуть от перил балкона, когда он уже замахнулся ногой перелезть через край. Или ударить по руке, которая тянется к открытой электрической розетке. Если ваше насилие будет таким редким и существенным, оно навсегда отпечатается в сознании ребёнка, и он уже никогда в жизни не пострадает ни от беспечности на высоте, ни от удара током.

Но даже этого форсмажорного насилия можно избежать, если заранее научиться не приказывать, а объяснять ребёнку смысл явлений и суть вещей, объяснять ему его роль и задачи в этом мире.

Да, это требует усилий. Да, это тяжёлый труд. Но не делать этого можно только по одной причине: если вы безнадёжно ленивы и безразличны, и вам наплевать на будущее ваших детей.

Обновлено 12.12.2009
Статья размещена на сайте 15.11.2009

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я не сомневаюсь, что Вы, Ирина, найдёте общий язык с дочкой, ведь Вы задумались о причинах... От души желаю Вам терпения, любви и добра - они обязательно окупятся сторицей.

  • Комментарий скрыт
  • Я бы посоветовал с этой позиции перечитать "Педагогическую поэму" Антона Семёновича Макаренко... Мне кажется, именно оттуда "ноги растут"

  • Спасибо за поддержку, Янина! Это просто ужасно - то, как вас наказывали. Таких "воспитателей" на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. Вы сформулировали лаконично и ярко тезис о "Внутреннем рабе", развили и поддержали мысль статьи. Я рад, что у меня есть такие единомышленники. Удачи Вам!

  • Комментарий скрыт
  • Многие, особенно женщины, не говорят, а выражаются. Весь пар уходит на то, чтоб сказануть похлеШШе, позабористей, погромче. В этом есть проявление кондового бескультурья.

  • Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Мне лично статья очень понравилась. Очень серьёзно и вдумчиво.
    А то, что сказали, что похоже на политическую, то это оттого, что мы привыкли к лёгенькому, вкусненькому. А надо мыслить шире, к чему в больших масштабах могут привести любые наши действия.
    Тогда, осознав цену вопроса, может будем ответственнее.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Дорогие друзья, спасибо всем!

    Я - Иван Бездомный, благодарю вас за внимание к моей статье, за отзывы - критические и обнадёживающие. Я рад, что статья вызывает разные мнения и разные мысли - именно с этой целью она и была написана: пробудить некую переоценку казалось бы давно многократно оцененных, жёванных и пережёванных, но вечно неразгаданных ценностей. Я специально ввёл в статью спорные и неоднозначные мысли - в надежде на то, что в споре рождается истина. Если статья побудила вас спорить, возражать, сомневаться и полемизировать со мной - я свою задачу выполнил.
    Всем - наилучшие пожелания и творческих успехов!
    С наступающим годом тигра вас! Счастья вам и вашим близким.
    С уважением,
    Ваш И. Б.

    • Комментарий скрыт
      • Эльвира Камнева, ой как я с Вами согласна! За стенкой соседские дети от безделья с ума сходят: носятся, орут будто их убивают,визжат, в стену мячом бьют. Ну я терпела, терпела, а когда дошло до того, что этот шум и гам до часу ночи начал длиться, сделала соседям замечание - вежливо попросила после 11 вечера не шуметь...А меня обвинили в нелюбви к милым детям. А я вот как раз детей люблю и считаю, что здесь не дети виноваты, а родители, которые не научили детей хорошо себя вести в квартире.

  • Иван Бездомный, мне нравится такой "рецепт" воспитания детей - до пяти лет, ребенка воспитывают как царя. От пяти до десяти - как слугу. Потом - как друга. Бить или не бить? Я иногда сижу в машине на автобусной остановке и вижу такую картину. Солидного вида мужчина,лет 45-ти, с портфелем в одной руке, в другой руке держит мальчика лет пяти. Вернее, тащит его волоком к остановке через дорогу в не положенном месте, спешит на троллейбус. И всегда не успевает. И бьет мальчика по голове. Иногда тот падает на землю. А вокруг толпа народа. Я вот думаю, может следующий раз взять монтировку и папу по голове?

    Оценка статьи: 5

    • Виктор Кухновец, вы просто однажды подойдите к нему и скажите, чтобы он пораньше просыпался и быстрее одевался. Вот ведь гад какой! Я прямо физически страдаю, когда вижу такие картины насилия, страдаю от невозможности помочь, от бессилия изменить ситуацию.

      Оценка статьи: 5

      • Лилия Хлебникова, вы знаете, я думаю, этот тип просто психически не нормальный. Я сейчас там не езжу и его не вижу, но гад - это точно сказано. Подойти и спокойно сказать я не смогу. А при ребенке дать папе по морде тоже не то. Мальчик подрастет, сам будет так же обращаться с папашей.

        Оценка статьи: 5

  • Из личного -- меня за плохие отметки и непослушание пороли.
    Неудачницей не выросла. Ассистент главного архитектора в престижной корпорации. Чувство ответственности и исполнительности в меня "вбили", но и творческая часть осталась. А не лупили бы, выросла бы капризная балованная ленивая псевдопринцесса.

  • Иван Бездомный, в какой-то момент показалось, что читаю политическую листовку...
    Но в целом, тема затронута очень важная. Надо объяснять, а не пороть. Особенно жалко, когда бьют ремнем ребенка за плохие отметки в школе, а ребенок просто не понимает ту же самую математику, и стоит всего лишь сесть с ним и объяснить, как говорится, еще раз на пальцах... Хотя бывают и сообразительные дети, но очень ленивые. Но и тут метод кнута не подходит...

  • Иван, с дебютом на ШЖ!
    Тему затронули вечную - пороть или не пороть. Или как говорят "битиё ли определяет сознание?".
    Честно говоря, Ваша трактовка показалась абсолютно не убедительной. Не случайно Вы в качестве примера привели (не совсем, как мне кажется, к месту анархистские суждения о губительной и несовершенной роли государства. Идеализм и утопия чистой воды. читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Если ваш непосредственный начальник на работе отдаёт вам приказ вместо того, чтобы объяснить суть проблем и задач – это плохой начальник. Помните, он не выше вас, он не бог, не царь и не офицер на поле боя, он не имеет никакого права отдавать приказы

    1. Гнать бадогами в шею таких подчиненных.

    2. Не верите начальнику и не даете ему право на ПРИКАЗ в экстремальных условиях, но продолжаете на него работать - Вы говнюк, предпочитающий матетериальные или иные блага собственным принципам.

    Далее не читал, кол.