Прибавьте к этому конфликты с родителями, коллегами и начальством, а дома уже свои проблемы… Неудивительно, что люди подобных профессий — врачи, школьные психологи, сотрудники службы доверия, журналисты… — на работе «горят», словно свечки. В буквальном смысле. Психологи даже термин специальный для них придумали — «синдром выгорания», другими словами — психологическое истощение.
История болезни
Впервые об этом синдроме заговорили в 60-х годах двадцатого века, когда в Америке появились специальные социальные службы. Сотрудники этих организаций целыми днями помогали безработным, инвалидам, ветеранам вьетнамской войны, жертвам насилия
Распознать несложно
Симптомы этой «болезни» банальны и напоминают глубокую депрессию: постоянная усталость, падение работоспособности, головные боли, бессонница, плохой аппетит или, напротив, «гастрономические срывы», маниакальная тяга к кофе/сладком/сигаретам/энергетическим напиткам, ощущение безнадежности, беспомощности.
Истощенный работой человек чувствует, что «исчерпал себя», «отдал больше, чем мог дать», на него нападает абсолютное равнодушие. Те, кто его силы «забрали», вызывают ненависть, оттого «человек-свеча» нередко вспыхивает приступами гнева. Среди жертв синдрома выгорания нередки склонности к суициду.
Поскольку эта категория людей по роду своей профессии должна быть сдержанна в проявлении эмоций, ей гораздо сложнее рассказать о накопившейся проблеме, при этом негативные эмоции, обиды и чувство разочарования копятся внутри, делая из человека бомбу замедленного действия. Стать жертвой синдрома выгорания проще молодым людям, нуждающимся в поддержке, нетерпеливым и менее сдержанным в общении.
Обозначить «зону риска» несложно. Если вы каждый день работаете с людьми, по 5−10 часов в день контактируете, вникаете в их проблемы, знайте — потенциально вы «человек-свеча».
Помоги себе сам
Люди, дошедшие, как говорится, до ручки, нуждаются в профессиональной помощи психологов. Лучшее лекарство на ранних стадиях — это профилактика.
Если вы находитесь в «зоне риска», обязательно научитесь абстрагироваться от негативных эмоций других людей, от чужих проблем. Другими словами — не принимайте происходящее на работе близко к сердцу. При этом не уходите в другую крайность — ледяное равнодушие. Будьте приветливы и тактичны.
Чаще отдыхайте, помните, что работать надо именно в рабочее время. Вечера же и выходные дни обязательно оставьте для приятного и активного времяпрепровождения — гуляйте, ходите в спортзал (особенно хорош бассейн и йога, помогающие расслабиться, «смыть» весь негатив, накопленный за день), встречайтесь с друзьями.
Как можно чаще меняйте вид деятельности и относитесь к работе как средству зарабатывания денег, а не смыслу всей жизни.
Ксения Угланова, да, согласен, общение с людьми - это самая лучшая работа. и самая худшая работа, так как приходится работать с людьми
сам веду тренинги и знаю. что каждый раз группа разная, разные люди разные реакции.
и иногда тренинг заканчиваешь измочаленным, а иногда наоборот, окрыленный
согласен, что нужно уметь переключаться и обязательно отдыхать!
иначе сгоришь - со мной такое бывало, бывает и будет быть
всем больших успехов!
0 Ответить
Александр Евстегнеев, да, наверное, люди - это самый непредсказуемый "объект" работы. То ли машины, системы, природа... Хотя о всякой работе есть своя "изюминка", но работа с людьми... Вот вчера у нас было большое собрание людей. Им предоставили одну и ту же информацию, повторили ее в разных вариациях, ответили на вопросы про этой информации. Вроде бы все! Поднимается один мужчина, толковый такой (по предыдущим сборищам сужу!) и задает вопрос, который перечеркивает "эффективность" всего мероприятия: понятно, что он ничего не понял... Но хорошо бы еще, если он один... Вслед за ним посыпались вопросы одни и те же, только по-другому построенные... Вот вам и люди...
0 Ответить
Чтобы не дойти до ручки, нужно менять вид деятельности или место работы, примерно раз в три года (это самый лучший отдых).
Проверено! Работает на 100 %.
Правда учителям с этим сложнее.
Как правило, учитель надолго "прописывается" в своей школе, со всеми вытекающими...
0 Ответить
Василий Светличный, прочитала недавно интересную информацию о профессиях, ломающих психику. Так вот интересно, что учитель - не на первом месте. Он идет после юриста, бухгалтера, военного, врача, журналиста, менеджера по продажам и психолога . После учителя нет никого...
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Марианна Власова,
неа, ментов нет....
Ну почему сразу неправильный (список) ? Может он (милиционер) отнесен к юристу , менеджеру по продажам или к психологу . А, может быть, это такая профессия, куда уже идут с поломанной психикой (не в обиду доблестной милиции!). Кто его знает!
0 Ответить
Ксения Угланова, в России (впереди планеты всей) самая высокая смертность от "сгорания"в мире в среде предпринимателей-бизнесменов!!! Накал таков!, и ответственность, и раздрай во все стороны (налоговая, чиновники, система и близкие партнеры), что 300 ватт - как темнота!!!! Нужны информационные мероприятия, иначе через 10 лет - останутся только люди в погонах.
0 Ответить
Ксения Угланова,
...Короче, ежели покопаться в себе, то симптомчики астенического синдромчика время от времени имеют место быть у каждого думающего (пусть и не в полную нагрузку ) индивидуума.
Засим не заморачивайтесь - пройдёт!
Астенический синдром - нормально для мыслящих людей, которым не безразлично то, что происходит вокруг них!
Главное - гоните его (аст.синдр.) прочь, для этого достаточно переключиться и понимать, что происходит... ( а для этого прочтите статью, которую мы тут обсуждаем - Ксения Угланова, спасибо Вам за информацию, предоставленную в статье!)
0 Ответить
Ксения Угланова,
Астению трудно отделить от депрессии. Очень часто депрессия начинается с астенического симптомокомплекса и заканчивается затяжным резидуальным астеническим состоянием.
С астенической симптоматики манифестируют депрессии истощения Киелхольца. В астеноневротической стадии депрессии преобладают астенические нарушения (разбитость, постоянная физическая усталость, раздражительность, гиперестезия). Депрессия истощения определяется тревожными опасениями по поводу своего физического благополучия, многообразием вегетативных расстройств и телесных ощущений. В стадии собственно депрессивных нарушений больные жалуются на общее плохое самочувствие, упадок физических и умственных сил, отсутствие бодрости, разбитость, слабость, непереносимость обычных нагрузок. В связи с ощущением предельной усталости каждый поступок, даже движение, требуют значительных усилий. Нарушение цикла «сон-бодрствование» относится к основным симптомам депрессии истощения. Почти весь день больные испытывают сонливость, а по ночам спят тревожно, с пробуждениями («кивающий» сон) и обильными сновидениями, содержанием которых являются дневные заботы и детали психотравмирующей ситуации. В той или иной степени «страдает» как засыпание, так и пробуждение. С вечера больные долго не засыпают, а утром встают с большим трудом, с чувством разбитости, головной болью. В течение первой половины дня они подавлены, раздражительны, всем недовольны; затем их самочувствие несколько улучшается.
0 Ответить
Ксения Угланова,
Клиническая картина астенического синдрома отличается полиморфизмом и динамичностью. Раздражительностью обусловлены несдержанность, нетерпеливость, придирчивость и вздорность, реакции недовольства и неудовлетворенности. Вспышки раздражения непродолжительны, заканчиваются раскаянием. Помимо повышенной физической и психической утомляемости, у больных отмечаются обидчивость, нерешительность, неверие в свои силы и возможности. Легко возникают тревожные опасения и реакции слабодушия.
В наиболее тяжелых случаях симптомы астении включены в структуру формирующейся деменции. В клинической картине у таких пациентов преобладает повышенная истощаемость, сочетающаяся с вялостью, замедлением темпа психических процессов, резким снижением побуждений, значительными нарушениями запоминания. Интересы больных ограничиваются узким кругом вопросов, главным образом бытовых.
0 Ответить
Ксения Угланова,
Астенический синдром образует континуум различных по этиологии и патогенезу состояний:
• cостояния истощения (реакции психики на стрессы, психоэмоциональные и физические перегрузки, например неврастения);
• состояния выгорания (расстройства, связанные с длительной деятельностью во фрустрирующих условиях);
• соматогенные астении (астенические состояния, сопровождающиеся повышенной температурой);
• органические астении (церебрастении) – состояния, связанные с метаболическими, дисциркуляторными, атрофическими мозговыми нарушениями;
• астенодепрессивный синдром (различают резидуальные депрессии и депрессии истощения Киелхольца);
Таким образом, астенический синдром одновременно является самым легким и самым тяжелым психическим расстройством.
0 Ответить
Ксения Угланова,
По своей клинической сущности астения является психическим расстройством – психопатологическим синдромом, который характеризуется повышенной психической утомляемостью, физической слабостью, некоторым снижением когнитивного функционирования, вегетативной и эмоциональной лабильностью. При астении часто могут наблюдаться и разнообразные неприятные телесные ощущения, такие как головокружение, головная и мышечно-суставная боль.
Эмоционально-волевые нарушения, входящие в структуру астенического синдрома, клинически проявляются многообразной симптоматикой. В одних случаях утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, ранимостью, обидчивостью, возбудимостью, эмоциональной лабильностью, в других – на фоне психической и физической усталости наблюдаются апатия и безынициативность, снижение речевой экспрессии, двигательной активности.
Нарушения познавательных процессов при астении наблюдаются во всех случаях, но выражены в различной степени. Для астенического синдрома характерны нарушения сосредоточенности и концентрации внимания, неприятные отвлекающие ассоциации и воспоминания, общая неэффективность мышления, в тяжелых случаях – снижение ясности сознания, недомыслие.
0 Ответить
Люди, дошедшие, как говорится, до ручки, нуждаются в профессиональной помощи психологов.
"До ручки",как правило, доходят люди с астеническим синдромом.
Вот о нём и хочу поведать.
Надеюсь, кому-то пригодится .
Это не мой текст, это классический, точнее, сборная соляночка - но не нашла авторов, ибо когда-то прикопала ( я дама запасливая ), а ссылочка просто потерялась... Увы.
Так что начиная со следующего моего поста - копипаст.
Что касается "сгорания на работе" - извините, не могу обрадовать. Профессионалы не горят. И не сгорают. .
У профессионалов есть "Техника безопасности". Ежели "учителя-психологи-и прочие из зоны риска" ею не овладели - то "наказание заслужено"
0 Ответить
У нас учителей будущих никто этому не учит - я точно знаю(
0 Ответить
Ирина Баумане, К сожалению, понять, получился из тебя уважаемый Учитель, для которого работа- смысл жизни, или читать дальше →
, для которого работа- способ получения денег, можно после года работы. Если получился, дети дадут вам столько энергии, что гореть на работе вы будете полвека, и не сгорите. И нет лучше счастья, чем работать учителем в школе. А вот если не получился, то это не работа а каторга. Даже если вы знаете 100 приемов "техники безопасности", они изобретут и 101 способ вас достать, и 501 метод вас уязвить, и 1001 технологию довести вас до ручки.Люди, для которых работа -это не Счастье, а унылый и постылый способ зарабатывания денег -это убогие люди. Ведь на работе мы проводим большую и лучшую часть своей жизни, и обменивать эту часть только на деньги - бессовестно по отношению к себе.
0 Ответить
Владимир Иванович Пресняков, чтобы работа была успешной и в ней был успешен сам человек, достаточно, чтобы она (работа) приносила 10 % удовольствия. Этого достаточно! А "техника безопасности" - хорошая штука для людей, находящихся в "зоне риска". Думаю, что, прежде всего, это техника по стабилизации и поддержке внутреннего состояния. Например, "спокойное присутствие", "спокойное отсутствие", по Н.И.Козлову (это из недавно прочитанного) .
0 Ответить