Анна Бердникова Грандмастер

Как переубедить ребенка?

«У нас такая небольшая проблема — сын, 4 года, ни за что не хочет выходить из дома без шапки. Виновата я сама — когда было еще холодно, рассказала о вреде простуженных ушей, напомнила, как мы их лечить ездили… Мальчик проникся… И теперь уже лето, уже тепло, а за уши боится до сих пор. Нашли компромисс — носим бандану, но только так, чтоб уши были закрыты. Как сделать теперь так, чтобы он наконец перестал бояться?

Объясняла, что уже тепло и для ушей не опасно, что ушкам жарко, что в платочке-бандане он похож на девочку. Ответ на все один — уши открывать нельзя, не хочу их опять лечить. Папа пробовал вытащить его на улицу вообще без ничего — сын развернулся и ушел домой с ревом. Говорила, что он уже большой, а у больших детей уши не болят — отвечает: а если заболят? Надо беречь. Больше ничего не придумывается. Аргументы типа: Вася и Петя ходят в кепочках, и тебе надо — это не аргументы, конформизмом не страдает, ему глубоко все равно кто во что одевается. Он еще и неодобрительно на двоюродного братца поглядывает, пытается объяснить ему, что кепка — опасность для здоровья" (Вопрос психологу).

Наверное, лечение было тяжелым и болезненным, напугавшим мальчика, поэтому ваши слова о возможности повторного лечения оказались такими действенными. Однако если удалось прийти к компромиссу и мальчик согласен на легкий головной убор, просто технически прикрывающий ушки, тогда можно не форсировать события, а попробовать планомерно и постепенно повлиять на убеждения сына.

Для изменения убеждения мальчика потребуется долгая и кропотливая работа, требующая от взрослого терпения и находчивости, по нескольким направлениям одновременно.

К счастью, иногда приятное и полезное оказываются вполне совместимыми. Смотрит ли мальчик «Смешариков»? По-моему, в шестом сезоне есть мультфильм про то, как Ежик микробов боялся и в целом заболеть. Он называется «Ежик и здоровье». Посмотрите его сначала сами, продумайте беседу по нему в ключе: заботиться о своем здоровье надо, но иногда такая забота бывает избыточна, именно поэтому Ежик выглядит таким смешным в мультике. Можно набросать список вопросов, которые необходимо обсудить вместе с сыном.

Например, почему Ежик начал так беспокоиться о своем здоровье? (он читал справочник по болезням и нашел у себя признаки почти всех заболеваний). Почему Крош обиделся на Ежика и сказал ему: «Вот и живи со своими микробами»? Почему Ежик не мог выйти к Крошу и поиграть с ним? Это радовало Ежика или ему было грустно? Из-за чего Ежик изменил свое отношение к здоровью? Что значит пословица, которая звучит в конце мультфильма: «Везде соломки не подстелишь»? Как ты думаешь, почему Крош и Ежик вспомнили эту пословицу?

Набор вопросов может быть любым. Важно, чтобы подспудно у ребенка возникла аналогия между своими действиями и действиями Ежика, но именно подспудно, а не явно. Не нужно ни в коем случае прямо сравнивать ребенка с Ежиком. Пусть сравнение станет собственным открытием ребенка и его тайной.

Есть ли среди детских книг сына такие, где рассматриваются времена года, с иллюстрациями, на которых много человечков, одетых по сезону. Имеет смысл внимательно порассматривать эти картинки, обсудить их. Можно также составить предварительный план беседы: обратить внимание, чем отличаются времена года, как люди одеваются в зависимости от сезона, что произойдет, если одеваться не по сезону и т. д. Выглянуть во двор, определить, какой сезон сейчас, обсудить, по каким признакам мальчику это удалось определить, поговорить о том, как одеты люди на улице, соответствует ли их одежда сезону, тепло ли им при этом?

Еще одним вариантом психологической работы с ситуацией может стать сочинение индивидуальной сказки для ребенка. Чем сейчас плохо, что он настаивает на закрытии ушей. Какие плюсы мог бы получить сказочный герой, если бы его уши были открыты? Я предлагаю придумать такой бонус и завернуть его в сказочную упаковку.

Для достижения результата, скорее всего, потребуется многократное повторение работы по всем трем направлениям: и мультфильм будет просмотрен неоднократно и с мамой и без мамы, могут возникнуть дополнительные вопросы, хорошо, если взрослые будут готовы на них отвечать. И картинки с сезонами года могут стать самым востребованным дидактическим материалом. А персональная сказка совершенно точно будет рассказана не один десяток раз.

Все это поможет ребенку сделать ревизию его убеждений.

Обновлено 6.07.2010
Статья размещена на сайте 12.06.2010

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Анна Бердникова, спасибо Вам! У меня такая ситуация была с собакой! Сына в детстве укусила собачка ростом с блоху, про которую хозяева сказали, что она не кусается! Ребенок поверил, какое то время собачка действительно с ним играла.... а потом стала за ним охотиться! Причем серьезно!!!! В результате цапнула его зубьями - не сильно, но ребенок испугался надолго! Года три при виде собак запрыгивал на меня и ни в какую не соглашался слезть, пока собака была в поле зрения... Собачники при виде этого веселились и пытались заставить его погладить собачку... Ни в коем случае нельзя этого делать - у ребенка от страха ширма закрывается и никакие доводы он попросту не слышит! Помогла собака, котору завел мой брат.... Детенок видел ее щенком... понимал потихоньку, без форсажа, что она не страшная (хоть и боксер!) и сейчас собак не боиться... но относиться к ним очень настороженно. Собака брата единственная, которую он не боиться совсем - они выросли вместе! А вообще... к детским страхам надо относиться внимательно... и чрезвычайно осторожно, если хотим, чтобы они с ними справились!

    Оценка статьи: 5

  • Анечка, спасибо за статью.

    Оценка статьи: 5