А между тем именно в частном, личном опыте — будь то работа или сама жизнь, и кроется ловушка наших субъективных мнений, нашего неуспеха и даже несчастия.
Всю свою жизнь я являюсь свидетелем того, как самые разные люди, получив определенный, как правило, довольно ограниченный, опыт в той или иной сфере, так и живут, судя о вещах, исходя из своего субъективного опыта. Так и идут по жизни, даже и не стараясь выйти за рамки своих мыслительных парадигм.
Я то и дело сталкиваюсь с людьми, недовольными своей работой (начальник — козел, заработок — маленький), которые словно делают все, чтобы и дальше оставаться на этой нелюбимой работе, и не делают ничего, чтобы как-то изменить свое несчастное положение. Всю свою энергию они пускают на оправдание своего бездействия, доказывание того, почему они не сменят место работы. Причины у всех одинаковые: у меня не то образование, у меня нет блата, у меня не тот возраст, у меня не получится
На работе начальники и опытные сотрудники действуют по одной, наработанной годами схеме, которая как-то зарекомендовала себя, и всячески отрицают попытки хотя бы попробовать работать по-новому, несколько иначе, заранее считая, что всякая другая схема неэффективна и обречена на неудачу. Ну, и так еще принято и положено.
Многие женщины, потерпев неудачу в первом браке, судят о всех мужчинах по тому самому, первому «козлу», перенося свои же ошибки и стереотипы на всех, кто встречается им на пути. Многие мужчины судят о женщинах по той самой, первой «козе», с которой у них не сложилось, уперто полагая, что все женщины одинаковы.
Все это парадигмы стереотипного мышления на основе своего (или общего) ограниченного отрицательного опыта, который связывает нас по рукам и ногам, нагоняет на нас страху и не дает сделать шаг вперед, туда, где все может быть иначе, по-иному, лучше и радужнее…
Петр уже который год был недоволен своей работой: платили мало, а требовали много. Обстановка в офисе всегда была напряженной, начальник был откровенным стервецом. Три попытки найти новую работу по специальности и по душе окончились неудачно — на одном месте он испугался, что не потянет, на втором работа была не по специальности, на третьем ему не понравился будущий начальник. Да еще коллеги по работе пели одну и ту же песнь о том, как тяжело в их городе найти новую работу. Так и жил и работал Петр, тянул свою лямку, мрачно взирая на этот мир. Пока у него не случился конфликт с боссом, и ему ничего не оставалось, как все-таки заняться активным поиском нового места — другого выбора у него не было. Рассылка резюме, штудирование вакансий, телефонные звонки, и уже на втором собеседовании Петр обнаружил, что он устраивает нового работодателя, а его устраивает новое место. Больший оклад, работа по специальности, новые впечатления и неизвестно откуда выросшие крылья за спиной.
Что случилось? А всего лишь то, что Петр вынужден был сменить свою привычную парадигму запрограммированной неудачи на основе своего небольшого отрицательного опыта на установку на успех и активно приступил к поиску работы — или пан, или пропал. Чтобы к своему удивлению обнаружить, что, оказывается, и в его городе нужны такие специалисты, как он, что платить ему могут в два раза больше, что жизнь не закончилась.
Николаю и Александру, новым работникам, на новом месте все говорили: «С этими странами мы работаем, а с этими нет. С этими клиентами мы работаем, а с этими у нас не получится. Деловые предложения пишутся вот так и рассылаются вот этак. Договоры заключаются таким образом, заявки получаются таким, продукция продается такая-то. А не так, таким образом, таким макаром». Александр не стал открывать Америку и приступил к работе по давно проверенной схеме, как советовали коллеги. Николай в основное время тоже делал, как учили коллеги: «не те» страны не трогал, «не тем» клиентам не звонил, колеса с новой продукцией не изобретал. Но в оставшееся время звонил и писал в «не те» страны и «не тем» клиентам, проработал новые виды продукции и стал их потихоньку продвигать. Полгода спустя у него появились клиенты там, где их до этого не было, ассортимент продукции был расширен, Николаю подняли зарплату. Оказалось, что и работать с «не теми» клиентами можно, и в «не тех» странах, и с «не той» продукцией.
Что случилось? Только лишь то, что Николай вышел за рамки привычной для всех рабочей схемы, сделал шаг в сторону и вперед. В то время как его начальство и коллеги, по причине своего частного отрицательного опыта, были уверены, что делать нужно, а что нет. У Николая такого опыта не было, не было всех этих «нет», «нельзя» и «невозможно» — блоков в голове.
Марина, образованная и интересная особа, обжегшись на молоке — первом муже, всю оставшуюся жизнь дула на воду — переносила свой негативный опыт в первых отношениях на всех мужчин, ожидая самого нехорошего. У Елены, тоже разведенки, простушки и серой мышки, не было таких знаний и опыта, как у Марины, а заодно и всех этих блоков в голове относительно всех мужчин на свете. Она верила, что где-то есть и ее принц, а все мужчины — разные. Сейчас она счастливо замужем, двое деток и, так странно, у нее замечательный муж.
Часто те самые знания и богатый опыт, к которому мы все стремимся, играют с нами злую шутку: через этот самый частный и личный опыт, каким бы богатым он ни был, мы упрямо отрицаем, что у других и у нас может быть по-другому, иначе. Мы то и дело заявляем за весь свет, что раз у нас так было, значит, и у всех именно так. Если я на этом месте упал и расквасил нос, значит, и ты должен там споткнуться.
Большинство из нас — своими действиями и мыслями — словно бредут по одной, узкой тропинке даже не своих — чужих опытов, мнений и мыслей, даже боясь думать, что у тропинки могут быть повороты влево и вправо, которые через ухабы и болота могут вывести на скоростное шоссе. И все, что нам нужно, это лишь не бояться свернуть вправо или влево, сделать шаг в сторону и вперед, выбросить на свалку нашего опыта наши стереотипы, немного изменить парадигму мышления и действий. Рискнуть. А вдруг получится?
Надуманно... Если бы автор-ЛГ был окулистом, то наверняка написал бы "Достали уже эти слепошарые. Ни одного нормального человека - одни больные"
4 Ответить
Это было давно. Склад обуви затоварился. Мой знакомый работал там и не имел отношения я к сбыту товаров. Он предложил выход. Разослал фото обуви потециальным заказчикам и склад освободился от залежей обуви. Это как пример нестандартного подхода.
Живые примеры в статье хорошо дополняют тему. Можно добавить, что все мы немножко упёртые в свой "личный опыт" и не можем вырваться за его пределы, как волк за красные флажки.
Но нередко, хотя и с запоздаием он "вывозит".
Оценка статьи: 5
1 Ответить