Они были выявлены психологами путем эксперимента, который состоял в том, что ребенок заходил в комнату с матерью, после чего та уходила, оставляя ребенка, а затем возвращалась. Психологи же наблюдали и фиксировали поведение ребенка, после чего выявляли закономерности.
Итак, основные «схемы» поведения, которые были названы типами привязанности, оказались таковы:
1. Надежная привязанность выражается так, что ребенок выглядел уверенным в себе в присутствии матери и беспокоился, когда она уходила, но затем переключался на игру, а как только она возвращалась, бросал всё и бежал к ней. Считается, что это — единственно нормальный вид привязанности, его еще называют безопасным, а все остальные, соответственно — небезопасными.
2. Амбивалентная (сопротивляющаяся) привязанность заключается в том, что с мамой ребенок тревожен, а когда она уходит, начинает беспокоиться гораздо сильнее, после возвращения же он всячески выражает свою обиду на нее. Принято считать, что такой тип привязанности формируется у детей, родители которых непоследовательны в своих поступках, потому ребенок тревожится, не зная, чего ожидать от взрослых.
3. Избегающая привязанность проявляется в том, что ребенок выглядит со стороны уверенным в себе и абсолютно не зависимым от того, есть мама рядом или нет. Считается, что такое поведение формируется у детей, родители которых мало эмоциональны, редко берут детей на руки и проводят с ними мало времени, в результате чего дети не учатся строить близкие отношения.
4. Дезорганизованная привязанность выглядит необычно: в таких случаях, когда мать уходит, ребенок застывает, а когда она возвращается — пугается ее и убегает. Принято считать, что такой тип привязанности возникает тогда, когда над ребенком систематически издеваются.
Также есть смешанный тип, симбиотическая привязанность, в случае которого дети постоянно привлекают внимание мамы к себе и стараются не отходить от нее ни на шаг. Считается, что такое поведение формируется у детей тревожных матерей.
Согласно теории привязанности единственно «нормальной» принято считать надежную привязанность, которую называют также «безопасной». Иные относят к «небезопасным» и считают вредными для здоровья и развития. Детей с «небезопасными» типами привязанности принято переучивать, с целью получить в итоге «безопасную». Поскольку проявлениями привязанности считаются желание находиться рядом с объектом привязанности, испытывать тревогу при расставании с ним и при душевных переживаниях стремиться найти утешение в нем, «небезопасную привязанность» у детей принято «лечить» путем частого тактильного контакта с родителями, совместной деятельности, вне зависимости от того, приятно это ребенку или нет. Также приверженцы альфа-родительства часто списывают «небезопасную» привязанность ребенка на то, что последнего в младенчестве возили в коляске, а не носили в слинге, или кормили из бутылочки, а не грудью, спал ребенок в своей кроватке, а не вместе с родителями, и так далее…
Однако в середине 2000-х годов было проведено исследование о способностях подавлять негативные мысли у разных по типам привязанности людей. В рамках него отобрали людей с разными типами привязанности, попросили сначала думать о негативе, связанном с их партнерами (как будто те с ними поругались, расстались, умерли
Выяснилось, что у людей с разным типом привязанности в ходе эксперимента активизировались разные области головного мозга, соответственно, оказалось, что у людей с разными типами привязанности по-разному обрабатывается информация головным мозгом. Таким образом, тип привязанности оказался не поведенческим стереотипом, а отражением того, каким образом работает человеческий мозг. Стало ясно, что пытаться корректировать тип привязанности — это примерно все равно, что корректировать леворукость: в принципе, можно приучить воспроизводить внешние признаки иного типа (как левшу — научить писать правой), но так или иначе эти признаки будут «вылезать» (как у многих переученных левшей более ловко выходит пользоваться левой рукой в быту).
Также интересен факт, что в Германии среди психически нормальных взрослых и детей было проведено исследование того, каким образом распространены конкретные типы привязанности. Выяснилось, что надежно привязанных людей всего около 55%, амбивалентных — 9%, избегающих — 16%, а дезорганизованных — 19%. Соответственно, идея и том, что «небезопасная привязанность» каким-то образом неправильна, по сути, была дискредитирована. Ведь если бы она была верна и «небезопасная привязанность» была вредна для человека, то она бы не сохранилась у 45% (почти половины!) населения, а была бы стерта с лица Земли в процессе естественного отбора. Если что-то есть, значит, оно для чего-то нужно…
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...