Елена Очарованная Дебютант

А герой ли Иван-Царевич? Ох, уж эти сказочники...

Ничего не могу с собой поделать — люблю сказки. Все мы родом из детства, как говорится. Сначала они — очень волшебные и не очень реальные. А потом они вдруг становятся узнаваемы во взрослой нашей жизни. И этот процесс превращения очень увлекателен! Попробуем?

В. М. Васнецов, «Бой Ивана Царевича со Змеем» Фото: ru.wikipedia.org

Наверное, всем известна сказка про Царевну-Лягушку. Освежу немного в памяти: заколдованная Кощеем в лягушку, Василиса Прекрасная ловит брачную стрелу Ивана-Царевича, выходит за него замуж (причем все это в лягушачьем обличье), совершает подвиги ради любимого мужа, исполняя задания Царя-отца, но после предательства Ивана — в виде втихомолку сожженной ее лягушачьей шкуры — вынуждена покинуть своего мужа, а ему теперь надо исправлять как-то свою ошибку.

И вот оно — превращение сказки! Начинается…

Путешествие Ивана-Царевича. Наш герой несется по лесу на своем коне. И вдруг встречает старичка-лесовичка. Тот, что странно, сразу все про Ивана знает и говорит ему, что не надо было сжигать шкуру, а то вот теперь надо Кощея убивать.

Аналогия с нашей жизнью: а вдруг старичок-лесовичок — это внутренний голос человека? А что? Он связан с природой, слышим мы его случайно, и он сразу без эмоций констатирует нам суть проблемы и все, что надо для ее решения. Ведь похоже же?

Старичок-лесовичок дает Ивану волшебный предмет-путеводитель. Причем
куда он будет вести — не сообщается, т. е. конечная цель и время в пути заранее не известны. Ивану просто надо следовать за ним, что он и делает.

Аналогия с нашей жизнью: столкнувшись с какой-то новой для нас проблемой, мы начинаем искать способ ее решения, и какой это в итоге будет способ — заранее не ясно, и сколько времени займет его поиск — тоже. Это как человек обдумывает какую-то головоломку и погружается в процесс и днем, и ночью, что даже мешает ему спать.

И волшебный предмет-путеводитель быстро уносится вдаль, так что Иван даже просит помедленнее, а то он боится не успеть за ним. Путь начат, короче.

Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!
Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!
Фото: Источник

А по дороге Ивану встречаются разные звери. Иван сначала хочет их убить, но потом включает у себя принцип «Понять и Простить» и идет дальше.

Аналогия с нашей жизнью: когда человек накосячил, то он включает у себя самоедство, что вот, он был, например, неуклюжим медведем, который не заметил чего-то важного и поэтому накосячил. «Ах я — неуклюжий и невнимательный. Так давайте же бороться с этим — убьем в себе медведя!»

Вроде бы похвальное намерение. На самом деле надо, оказывается, не убивать в себе недостатки, а просто признать их существование и принять их как свой жизненный опыт (кстати, в сказке медведица была с медвежатами и просила РАДИ НИХ ее не убивать). Медвежата — плоды пережитого жизненного опыта. Они важны.

А еще получается, что более правильно, когда именно детеныши помогают Ивану добывать иглу, и такие версии сказки встречаются. Аналогично с волчицей с волчатами, соколихой с птенцами и щукой с щучонком. Включите свой зоопарк, если захочется.

В конце пути Иван приходит к Бабе Яге. Что примечательно — к ночи. Когда Кощей бессилен. Баба Яга (как и заколдованная Василиса Прекрасная) только ночью активизируется и наиболее сильна. И с Кощеем у нее свои счеты. Всю ночь Баба Яга принимает Ивана и под утро, когда он уже готов уходить дальше, сообщает ему, где смерть Кощеева. А также дает ему транспорт волшебный к заветному дубу.

И. Билибин, «Баба Яга», 1900 г.
И. Билибин, «Баба Яга», 1900 г.
Фото: Источник

Аналогия с нашей жизнью: после того как человек справился (не убив) со всеми своими внутренними зверями, он становится восприимчив к ответам на свои вопросы. Особенно ночью — во сне, например. Ему вдруг абсолютно ясно, как решать проблему. Конечная цель пути достигнута — способ найден. Осталось его реализовать.

И как мы знаем, в итоге Иван победил, Кощей проиграл. Все получили по заслугам. Конец. Василиса спасена заодно.

В общем, можно смело выдвинуть версию, что в подобных сказках-путешествиях описан процесс психологического роста человека. Причем с инструкцией выхода из кризиса. Кризис переходного возраста, например.

Т. е. человек в какой-то момент своей жизни получает события, которые ну никак не вписываются в его нынешнее мировоззрение (лягушки говорящие за него замуж выходят). Он вынужден либо догнать свое мировоззрение до нового уровня, либо наплевать (спалив шкурку) и жить дальше, до следующих непонятных ему событий. А надо хотя бы пробовать сначала причину своих неудач искать в себе самих!

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью… Может, правда?


Что еще почитать по теме?

Почему детям важно и нужно читать сказки?
О чём на самом деле рассказывают древние народные сказки?
Отчего рыдала Несмеяна? О законах жизни в сказочном мире

Обновлено 23.12.2016
Статья размещена на сайте 14.12.2016

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена Очарованная Елена Очарованная Дебютант 26 декабря 2016 в 13:47 отредактирован 26 декабря 2016 в 13:49

    Игорь Ткачев, разрешите мне немного пояснить. Дело в том, что некоторое развенчивание Героя в статье присутствует, например то, что он совершил предательство по отношению к жене своей, когда втихомолку сжег шкуру. Во-вторых, т.к. он это все-таки совершил, а с ее стороны такого никогда не было (она его всегда только выручала и предательств со своей стороны не допускала никогда), то, следовательно, делается вывод, что при всей волшебности героев, они находятся на разных ступенях своего развития (что тоже говорит не в пользу Героя). Он проявил свое несовершенство и столкнулся с необходимостью срочно догнать по развитию жену свою, и не смотря на царственность Героя, он сделал все по высшему разряду. Вам спасибо за внимательность к вопросу, буду впредь более детально прорабатывать заголовок/содержание. ВСЕХ - С НАСТУПАЮЩИМ!!!

  • Статья понравилась. Но вот с ее названием, никто ничего не напутал?
    Ждал совсем иного - развенчания геройств героического героя...
    -)

    • Игорь Ткачев, эх, Игорь, вы даже на самое святое замахнулись на детские сказки, уж деток то пожалейте

      • Лидия Богданова, я лишь вполне логично заметил о том, что название сего трактата (кстати, недурственного) кривое.

        • Игорь Ткачев, про название я с вами согласна, а вот развенчать героя русского не надо, должны же быть у народа свои сказочные национальные герои Вы, Игорь, опять обиделись, а это всего лишь мои женские эмоции, а не камушки в ваш огород

      • Лидия Богданова, от возмущения вдруг навеяло не сказочная рифма
        Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
        А жизнь у нас, как в мелодраме мыльной
        Чужие только сочиняем сказки,
        А для себя всегда одни отмазки
        То время не хватает, то монеты,
        На самом деле держат интернеты,
        Где как один из сказки мы герои,
        А в жизни то понос, то геморои.
        Да, сказка быль и в ней одни намеки,
        Не зря писали сказочные строки,
        А мы тут вдруг возьмем и скажем в шутку:
        - Во сказочник - чудак, пустил нам "утку"...

  • Я тоже люблю сказки. Очень люблю. Несмотря на свой возраст. Люблю их читать, открывать для себя новые, перечитывать. А также люблю сказочные иллюстрации, особенно высокохудожественные, такие как, например, у Геннадия Сирина. Сказки - это особый мир, в котором есть свой стиль, музыка, изображения, герои и прочее. Сложно даже выразить словами. Я люблю погружаться в этот мир за чтением сказок или разглядывая иллюстрации - это помогает забыть о каких-либо неурядицах, проблемах, уйти от реальности, как бы окунуться с головой в другой мир. Сказки словно очищают, помогают не забывать о добре, чистоте помыслов, душевности, истинной любви, самопожертвовании, вере, стойкости, отважности и многом другом. Сказки всегда интересно перечитывать. И это парадокс, поскольку знаешь всё наперёд до мелочей. Тем не менее, перечитываешь, получаешь удовольствие и заряжаешься приятной энергией каждый раз.