Сергей Хвостовец Профессионал

Могут ли покупатели отмечать вместе с продавцами День работников торговли?

Четвертое воскресенье июля был в СССР и есть в нынешней России — День работника торговли.

В советские времена этих самых работников — по крайней мере, самых типичных из них — можно было легко узнать издалека: по хорошим костюмам, красивым кофточкам и ртам, набитым золотыми зубами.

Помнится, как в приснопамятное время тотального дефицита хороших товаров я спросил своего школьного товарища: почему после окончания техникума советской торговли тот не пошел работать заведующим в обувной магазин, а стал работать в продовольственном.

То ли дело обувь — сидел бы на дефиците. А тут какие-то крупы, макароны и прочее… Я, конечно, имел в виду, что югославские или чешские туфли всегда и модны, и удобны, и нужны всем, включая крупных хозяйственных, партийных работников и, само собой, друзей детства. Но товарищ ответил очень просто и категорично: «В обувном взвешивать ничего не надо!»

Этот поистине гениальный ответ врезался мне в память на всю жизнь. Так вот он, секрет преуспевания! Как говорится, «скока вешать в граммах». Потом эти самые граммы, граммочки, граммулечки в руках умелых работников весов и служителей прилавка превращались в килограммы, центнеры и тонны, а далее уже, соответственно, — в пачки зеленых, синих, красных советских купюр с ленинским профилем. А уж на них можно было спокойно купить любой дефицит, включая квартиры и машины, даже не «сидя» на нем, на дефиците. Такая вот жизнеутверждающая философия.

В наше время, когда ряды работников торговли расширились до гигантских размеров, а сама торговля стала едва ли не самой главной отраслью народного хозяйства (и хозяйствования), в ней мало что изменилось. В разы выросло количество способов обмана покупателей. Невзирая ни на что — ни на то, что вы покупаете на ярмарках, в СУПЕР-, а то и в ГИПЕРмаркетах (во, блин, придумали словечко, даже круче, чем МИНИмаркет!), риск приобрести подделку очень велик.

Сливочное или растительное масло на поверку может оказаться маргарином или автолом, либо маслом с настолько просроченным сроком годности, что «вкушать» сей продукт, произведенный еще при жизни вашей бабушки, просто опасно для жизни. И так далее.

Оказывается, все «американские» джинсы и платья «от кутюр» (абсолютно дурацкий штамп, означающий дословно «от закройщика»), продающиеся в нашей стране, давным-давно и весьма успешно производятся в Китае. Или привезены из ближайшего магазина сэконд-хэнд. И даже не все многочисленные торговцы об этом догадываются. А «фирменная» японская электроника может оказаться собранной на подпольном заводе, к примеру, в Калининграде.

И будьте уверены, даже если продавец об этом знает, он никогда (если только он не ваш друг или родственник) об этом вам не скажет, потому что главная задача нынешней торговли — продать вам товар, и отнюдь не за любую цену, но любой ценой! Что на нынешнем молодежном языке называется «впарить»!

И ходят потом «впаренные» граждане по судам и по обществам защиты прав потребителей, пытаясь что-то доказать, найти правду или управу на торговцев.

Справедливости ради скажем, что не все работники торговли — «чистокровные» мошенники или обманщики (потому что, во-первых, это был бы полный абзац, во-вторых, потому что самих продавцов тоже обманывают, а в-третьих, потому, что честные люди, невзирая ни на что, все-таки есть), но ухо все равно надо держать востро.

А интересно, между прочим: те работники прилавка, у которых и прилавок-то не всегда есть, и поэтому они торгуют, что называется, с земли, будут отмечать этот праздник? Они, зачастую сами грязные, немытые, с грязными руками и «траурной» каймой под ногтями, в любых подходящих для них местах — на фоне ли общественных туалетов, магазинов или памятников — бережно расставляют и раскладывают на газетках и «селовановых» пакетах бутылки молока неизвестного происхождения, творог, подозрительное мясо диких и домашних животных и всякую прочую снедь. А по соседству с так называемыми уличными молочными продуктами вполне могут торговать селедкой, арбузами, обувью, канцтоварами и принимать стеклотару. Просто какая-то идиллия или настоящий торговый рай!

Однако большинство продавцов честно трудится в жару и в холод, стоя весь день на улице, другие же, хоть и в помещении, но по 12−14 часов в день. Иногда даже и без обеда, потому что именно в это время неожиданно привозят какой-то товар. Потом семь часов на сон — и опять на «любимую» работу, потому что в абсолютном большинстве продуктовых магазинчиков такой график.

Кроме того, не знаю, как в цивилизованных крупных городах, а в провинции работник торговли (в частности, продовольственных магазинов и ларьков) — самое бесправное существо на свете. Беззастенчивые хозяева, пользуясь правовой безграмотностью девушек, эксплуатируют их, почем зря: при приеме на работу отбирают паспорт, не оформляют должным образом; не дают никаких социальных гарантий или соцпакетов; не платят вовремя зарплату; принуждают брать продукты из этого же магазина (в том числе и просроченные) в счет зарплаты…

А одним из самых распространенных и утонченных способов издевательств является прием на работу с отъемом паспорта «в залог» и с испытательным сроком. На эту удочку, как правило, попадаются молодые женщины с очень средним образованием и таким же интеллектом, у которых через некоторое время вдруг обнаруживается крупная недостача, и начинается преследование по полной программе: их увольняют, но угрозами и шантажом заставляют расплачиваться.

Но хватит о грустном. Рассказывают, что в праздничный День работников торговли многие продавцы начинают немного даже любить покупателей, которых, как, впрочем, и свою работу, от души ненавидят во все остальные дни года. И, может быть, покупатели, которые зачастую отнюдь не ангелы, хотя бы в этот день попытаются относиться к продавцам с полным сочувствием и пониманием.

А вечером, наверное, и первые и вторые, ведь именно на две части делится все наше население (на покупателей и продавцов), спокойно и равноправно бок обок сидят за праздничными столами, забыв всякие претензии.

А ну их, действительно, хотя бы в этот день!

Обновлено 24.11.2007
Статья размещена на сайте 17.09.2007

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "В наше время, когда ряды работников торговли расширились до гигантских размеров, а сама торговля стала едва ли не самой главной отраслью народного хозяйства (и хозяйствования), в ней мало что изменилось."

    Посмотрел дату рождения автора - 1954 г. Такого человека смело можно отнести к счастливым: на его веку прошли все три строя - развитой социализм, дикий капитализм и империализм ... Кто еще может похвастать таким достижением, кроме поколения рожденного в эти годы?

    Поэтому я смело поставил ТАКОМУ человеку 2 балла: не заметить разницу между советской и постсоветской торговлей ... это нужно сильно постараться, даже в Магнитогорске.

    Оценка статьи: 2

  • "Невзирая ни на что – ни на то, что вы покупаете на ярмарках, в СУПЕР-, а то и в ГИПЕРмаркетах (во, блин, придумали словечко, даже круче, чем МИНИмаркет!), риск приобрести подделку очень велик."

    Что ж хозяева магазинов не проверяют, какой товар берут? Им все равно? Или жадность одолела, подделки-то, наверное, они дешевле покупают?

    Неужели до сих хозяева не могут понять простую вещь: торговать честно -- выгоднее. Если бы в округе был магазин, про который я наверняка знала, что там подделок не бывает, я бы ходила только туда.

    Я давно ломаю голову, почему у нас конкуренция не приводит к улучшению обслуживания. В советские времена никакой конкуренции не было и быть не могло, покупатель радовался, есть ему хоть что-то удавалось купить. Я сама стояла в многочасовых очередях за молоком, многим не хватало, а о качестве этого молока вообще никакой речи не шло. Когда появились частные магазины, я очень радовалась и думала, что магазины будут бороться за покупателей, повышая уровень обслуживания. Оказалось, что разница только количественная, а не качественная. Магазинов и товаров много, цены растут и растут, а качество осталось на том же уровне.

  • С пяти лет я мечтала работать продавцом! В 16 я действительно им стала, а в 20 доросла до собственного бутика. Торговля не самая легкая работа, особенно когда приходится таскать тяжеленные сумки с вещами. Но она дает огромные перспективы. Хороший продавец всегда мечтает стать директором... а соц.пакет? Ну жизнь такая, что поделаешь! Когда то я работала на кого-то, теперь кто-то работает на меня.

  • Понравилось

  • А часто на хмурых продавцов можно подействовать собственным позитивом (улыбка, шутка), они в ответ начинают улыбаться. Просто и им ведь бывает чертовски тяжело.
    А статью надо бы на абзацы поразделять.

  • Любопытно. Кажется, все факты известные, а статья читается легко. 5.
    Надо бы ввести подобное празднование раз в неделю, тогда продавцы, хочется верить, станут улыбаться чаще.

    Оценка статьи: 5

  • Познавательно! Хорошо написано.

  • Смысл текста понятен, даже цель автора можно уловить. И цель, и смысл я приветствую, как читатель. Но некая запальчивость помещала отфильтровать то, что нужно было в тексте оставить, от ненужного. Текст нуждается в изрядном редактировании.