Для большинства эта ситуация является стрессовой. Фактически причина страха публичных выступлений — это наша боязнь перед осуждением, неприятием, отвержением, изоляцией и — если смотреть в корень проблемы — перед смертью. Книга Томаса Троуба «Лицом к лицу со страхом» — о том, откуда берется боязнь открываться перед другими людьми и как с ней справляться.
Итак — описание книги. Давайте начнем разбираться вместе с автором, что и как.
Корень того, что мы считаем себя какими-то «не такими», стыдимся самих себя, естественных своих порывов и предъявления себя публике, традиционно лежит в нашем детстве. Точнее даже, в младенчестве, когда мы только начинаем получать от родителей обратную связь в ответ на наши эмоции и первые действия.
Если эти эмоции соответствуют принятым в обществе и в конкретной семье стандартам, они подкрепляются (поцелуями, поглаживаниями, теплыми словами
Вдаваться в полемику на эту тему сейчас не будем, потому что речь в книге Троуба не о методах воспитания. Речь о том, что когда наши естественные младенческие проявления корректируются, мы начинаем воспринимать их (а вместе с ними и себя) как нечто неправильное и учимся их стыдиться.
Так возникает и закрепляется недоверие к себе, к своим чувствам, к своим ощущениям — вообще ко всем своим проявлениям, к их нужности, их уместности, их «правильности». Плюс ко всему, чтобы избежать неприятия и отвержения, мы учимся подстраиваться под других людей, прятать свои истинные мысли, чувства, ощущения, потребности, желания как можно дальше и становиться к ним нечувствительными. То есть, ставя в приоритет других людей и надеясь таким образом защитить себя, мы фактически отвергаем самих себя.
По мере нашего взросления происходит закрепление этой ориентации на внешние стандарты и других людей. И мы все больше теряем связь с самими собой, со своей подлинностью. Но при этом Ребенок, живущий внутри нас, по-прежнему боится оказаться отвергнутым. И когда мы чувствуем угрозу неприятия или отвержения, мы напрочь забываем о том, что мы взрослые, мудрые и опытные. Мы регрессируем до уровня этого раненого и обиженного Ребенка и, собственно говоря, начинаем вести себя, как дети. Мы капризничаем, манипулируем окружающими и требуем незамедлительного выполнения своих хотелок, чтобы раненый Ребенок внутри нас получил необходимую ему порцию внимания, заботы, безопасности и любви.
А теперь перейдем к тому, как Троуб предлагает работать с испытывающим боль внутренним Ребенком:
1. Учиться замечать, когда мы регрессируем в позицию Ребенка.
2. Исследовать триггеры (события, причины), вызывающие этот регресс. Вопросы-помощники в книге есть. Для чего нам их исследовать? Для того, чтобы знать механизмы, запускающие процесс повторного переживания травмы — страха неприятия и отвержения. И для того, чтобы работать над этими механизмами, постепенно смягчая их и делая их проявления все менее заметными.
3. Ни в коем случае не осуждать себя за детское поведение, за стыд предъявлять свои подлинные мысли и чувства, за шок и оцепенение, которые мы испытываем в ответ на стресс. Это не трусость, не малодушие, не слабость характера, как может показаться на первый взгляд. Это повторное попадание в так называемую воронку травмы.
4. Причем просто осознание того, что мы оказались в воронке травмы, самоуговоры, применение силы воли, работа с убеждениями и прочим выбраться из этой воронки не помогут. Они не будут работать, потому что сознание взрослого в таких ситуациях отключается вообще. У нас остаются только беспомощность Ребенка, страх Ребенка, паника Ребенка.
Это очень тяжелое состояние. Поэтому, оказавшись вновь в воронке травмы, мы стараемся убежать от испытываемой боли любыми доступными нам средствами. А вот этого-то как раз делать и не следует.
Следует, как пишет Троуб, принять своего перепуганного Ребенка, свое оцепенение, свою боль, отнестись к ним с максимально возможным на данный момент сочувствием и дать себе время и пространство для их проживания.
5. Как и где найти это пространство? Погружаясь в медитации, расслабляясь и позволяя своему травматичному состоянию просто быть. Проживая его и в то же время наблюдая его как бы со стороны, слегка от него отстранившись. Собственно, медитация и позволяет нам наблюдать за своим состоянием чуть со стороны и смягчает проживание боли, делая его посильным. Этот процесс — одновременного проживания боли и наблюдения за ней — не только не усиливает нашу боль, как того можно было бы ожидать.
Напротив, он ведет к постепенному снижению частоты попадания в воронку травмы, к уменьшению интенсивности, силы испытываемой при этом боли, к принятию себя в самых разных своих состояниях и проявлениях, а также к познанию настоящих своих (а не навязанных кем-то или общепринятых) чувств, ощущений и склонностей.
И ключевое слово здесь — «постепенное». Наши реакции на провоцирующие травму события не исчезнут в мгновение ока, как бы мы того ни хотели. Чтобы начали происходить изменения, нам придется набраться терпения и потрудиться.
- Итак, основное «лекарство» для исцеления внутреннего Ребенка — это не убегать от боли и не компенсировать ее различными защитами, а прожить и исследовать ее, погружаясь, например, в медитации.
Тексты медитаций в этом обзоре книги, конечно, не привести, но они есть в самой книге Троуба. Берите ее, читайте и меняйте свою жизнь к лучшему!
Что еще почитать по теме?
Как перестать сомневаться в себе? Девять способов нейтрализовать внутреннего критика
Прощай, замкнутость! Как избавиться от зажатости?
Самовоспитание. Как обращаться с собой осознанно?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...