Наталья Наумова Грандмастер

Почему так трудно жить своим умом?

Казалось бы, логично, что по мере взросления человек обретает способность формировать обо всём собственное мнение. Закономерно стремление построить жизнь так, чтобы максимально раскрыть свои таланты. Оглядывание же на других и поиск чужого одобрения — это представляется чем-то, не достойным полноценной личности.

Уилл Барнет, «Думающая девушка» Источник: artchive.ru

Однако попытки жить чужим умом встречаются сплошь и рядом. Взрослый человек, подобно маленькому ребёнку, постоянно переспрашивает других людей, даже если дело касается чего-то мелкого и незначительного. Здравый смысл отходит на задний план — наиважнейшим становится то, что скажут и подумают окружающие. Это может стать серьёзным камнем преткновения на пути к значимым целям.

Наследие детства

Часто человек боится жить своим умом. Душу порабощает сильнейший страх перед миром. Осознать столь тягостное ощущение не всегда просто. Оно сидит глубоко внутри и похоже на склянку, из которой медленно, по каплям просачивается яд и отравляет существование. Страдалец обивает пороги психологических консультаций, но результаты его не удовлетворяют. Потому что идёт борьба со следствием, а не с причиной.

Корни несамостоятельности в суждениях растут, как нетрудно догадаться, из детства. Неумение жить своим умом — это более глубокая и серьёзная проблема, чем обычная инфантильность. Причём травмирующие эпизоды могут относиться буквально к первым годам жизни. Конкретные события и слова зачастую тускнеют в памяти, а боль продолжает оставаться очень сильной.

Ребёнка могли окружать взрослые, у которых были серьёзные проблемы с психикой. Всевозможные страхи (часто глупые и нелепые) в таких случаях транслируются самому слабому существу. В раннем возрасте всё принимается на веру, критическое мышление ещё не развито. Идёт чёткое усвоение, что мир страшен, опасен, а любая ошибка приведёт к катастрофе. Ребёнок взрослеет, и одновременно увеличивается страх перед миром.

Норман Роквелл, «Свобода от страха», серия «Четыре свободы», 1943 г.
Норман Роквелл, «Свобода от страха», серия «Четыре свободы», 1943 г.
Источник: artchive.ru

На это накладывается убеждённость в собственной несостоятельности. Такой человек в детстве не получал похвалы, одобрения, его успехи не замечались взрослыми. А мелкие ошибки и промахи преподносились как настоящие преступления и трагедии. Так формировалась привычка обесценивать себя. Пропадала и вера в свою способность здраво мыслить и принимать серьёзные решения.

Внутренняя аморфность

Страх допустить ошибку порой сильно изматывает. Любое значимое действие вызывает нервную дрожь, головокружение и прочие неприятные ощущения. Надо, к примеру, написать в бланке какое-то число или сумму денег — и идёт многократная перепроверка. Иные отчаявшиеся, прежде чем сдать документ, фотографируют его и потом долго смотрят на снимок, проверяя, всё ли верно.

Явный признак, что человек несамостоятелен в суждениях и поступках — это его стремление постоянно что-то доказывать. Допустим, его правота очевидна. Но он не уверен в ней — и с нервной дрожью убеждает окружающих, почему думает и поступает именно так. На самом же деле он не другим людям что-то доказывает, а себе. А ещё (очень вероятно!) напрашивается на чужое одобрение. Отсутствие уверенности заставляет размениваться на бесплодные дебаты.

Много есть взрослых людей, которые не имеют твёрдых убеждений — их внутренний мир аморфен (образно говоря — в жидком состоянии). В этом случае жить своим умом особенно проблематично. Опереться в себе не на что — нет ни интересов, ни ценностей. И человек нередко становится зависимым от какого-то сильного лидера. Последний же использует слабого индивида ради собственной выгоды.

Тома Кутюр, «Римляне времен упадка», фрагмент
Тома Кутюр, «Римляне времен упадка», фрагмент
Источник: artchive.ru

Кто-то боится быть собой. Вместо этого подражает некоему идеалу (часто надуманному и весьма сомнительному). Здесь тоже недобрую роль играют многократно слышанные в детстве увещевания, что надо быть похожим на хороших и примерных деток. Собой же быть попросту запрещалось. Непросто бывает вернуться к своей истинной сущности.

Исцеление через принятие

Нетрудно понять, что жить своим умом мешает недоверие себе и миру. И здесь просто повзрослеть недостаточно. Нужно вырвать с корнем сами первопричины. А для этого придётся отбросить жалость к себе и разобраться с детскими травмами. Это будет как вскрытие старых ран. Процесс очень болезненный — обольщаться не стоит. Исцеление не может быть комфортным и приятным.

Серьёзная проблема — неумение принимать себя. Хочется вначале стать достойным того, чтобы что-то решать. Кто-то может даже гордиться такой самокритичностью. Но подобное откладывание на потом — это путь в никуда. Человек растёт именно в процессе созидательной деятельности. В том числе — в моменты непростого выбора. Только так происходит постоянное самосовершенствование.

Свою личность необходимо принимать полностью — со всеми светлыми и тёмными сторонами. Высокое и низкое присутствуют в каждом человеке. Психологи иногда проводят аналогию с организмом и многообразием его составляющих. В нём есть сердце, способное любить, мозг, рождающий умные мысли. Но есть и не столь возвышенные вещи — например, органы выделения. Однако все они необходимы, иначе жизнь невозможна.

С. В. Колесников, «Катарсис», 2017 г.
С. В. Колесников, «Катарсис», 2017 г.
Источник: artchive.ru

Точно так же обстоит дело с разными сторонами личности. Конечно, похвально стремиться, чтобы светлого во внутреннем мире было больше. Однако и от своей тени убежать не получится. Кстати, что в себе считать достоинствами, а что недостатками — здесь тоже необходимо прийти к собственному пониманию, а не бездумно повторять сказанное кем-то.

Что и говорить, самостоятельность в принятии решений — это непросто. И придётся осознать, что ошибки неизбежны. Жить чужим умом — это кажется удобным способом уйти от ответственности. Но отказ от своего мнения — это тоже выбор. Он страшнее, чем все возможные промахи, вместе взятые, которые могут возникнуть при опоре на собственный ум. Не слишком приятно думать об этом. Но необходимо.

Что еще почитать по теме?

Уверенность в себе. Как перестать зависеть от чужого мнения?
Борьба с ветряными мельницами, или Кому нужно чужое мнение?
Инфантильность: в чём её подводные камни?

Обновлено 18.03.2018
Статья размещена на сайте 8.03.2018

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марина Стряпунина Читатель 29 мая 2018 в 12:22 отредактирован 29 мая 2018 в 12:30

    Это же портрет наших современных мужчин - от мамульки до женушки, которые всегда самые главные вопросы решают сами. А мужьям и сыновьям предоставили возможность думать, что они стратеги. Может отсюда и корни разнообразной формы неуверенности в себе.

  • Автор написал может не все аспекты этого явления, как жить своим умом и как его вырабатывать независимо от...но это явление среди людей очень частое. И страхи брать ответственность и принятие себя и независимость суждения от окружающего мира, а мир вокруг, это же не всегда та, умная часть общества, вас может окружать отнюдь не самая лучшая часть человечества. Так что самое правильное - это жить своим умом, каким бы он не был, маленьким или большим, лучше пожинать свои ошибки, чем навязанные кем-то. Я считаю здесь можно было бы написать и продолжение

  • Автор написал может не все аспекты этого явления, как жить своим умом и как его вырабатывать независимо от...но это явление среди людей очень частое. И страхи брать ответственность и принятие себя и независимость суждения от окружающего мира, а мир вокруг, это же не всегда та, умная часть общества, вас может окружать отнюдь не самая лучшая часть человечества. Так что самое правильное - это жить своим умом, каким бы он не был, маленьким или большим, лучше пожинать свои ошибки, чем навязанные кем-то. Я считаю здесь можно было бы написать и продолжение

    • Лидия Богданова, спасибо Вам большое за внимание к моей статье и за комментарий.
      Действительно, жить чужим умом – это допускать чужие ошибки, а не свои. Кстати, насчёт продолжения этой темы тоже думаю

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 19 марта 2018 в 12:49 отредактирован 19 марта 2018 в 12:54

    1) чтобы жить своим умом, надо сначала ум этот наработать. Ведь может получиться, что не умом, а своей глупостью живете.
    Хотя жить своим - умом ли, глупостью, - уже неплохо. Чем жить чужими;
    2) для подавляющего большинства важны не ум, или глупость, или свое какое-то более-менее разумение (например, коллективный), а именно умение подчиняться большинству. Эта "традиция" особенно сильна в постсоветских странах. У многих на генном уровне неприятие "собственного ума".
    3) подозревание не очень умного, но всегда конформного большинства, своего ума, у многих вызывает бОльшую агрессию, чем очевидное наличие у глупости (многие с пониманием относятся к пьяницам, несовершеннолетним мамочкам, просто дуракам. Но на инстинктивном уровне не приемлют если человек "что-то там себе думает", знает и у него качество жизни более высокое, чем у среднего большинства. Отсюда, умника надо предать остракизму, лишить возможностей, доступных обычному большинству;

    Примеров не своего ума - а общей глупости, которой следуют многие, у нас предостаточно. Детсад, школа, институт, армия, работа... попробуйте пройти их "по-своему". Это возможно, но это будет стоить немалых сил.

    Как жениться - жить семьей, как жить, как ходить, во что одеваться... все пронизано этим "коллективным разумом".

    Человек загнан в рамки определенных моделей поведения, мышления, самой жизни. Чужих, шаблонных мнений. И открытый выход на свой уровень большинством будет восприниматься агрессивно.

  • Михаил Белозеров Читатель 19 марта 2018 в 09:36 отредактирован 20 мая 2018 в 18:24

    Пошлая статья. Однобокая статья. Не раскрывающая сути. Потому что есть сотни, миллионы других вариантов, а вы рассмотрели только то, что знаете.

    • Михаил Белозеров, А вы напишите свою статью на эту тему и раскройте другие стороны, а то, действительно, мы только критиковать умеем, а самим и сказать нечего