В психологии, в нейро-лингвистическом программировании, есть понятие «рефрейминг», что дословно переводится как изменение размеров, геометрии некой рамки. С точки зрения работы с психикой под такой рамкой можно понимать границы нашей картины мира, изменяя которые, мы получаем возможность взглянуть на сложившиеся ситуации под другим углом, а значит сделать другие выводы относительно их возможных причин и последствий. Это, в свою очередь, способно повлечь за собой пересмотр отношения к жизни в целом и своей роли в ней.
Вот несколько историй о восприятии ситуаций…
Весна. На дорогах слякоть вперемешку с гололедицей. По улице, как будто бы слегка пританцовывая, идет симпатичная девочка-подросток. Пританцовывает она потому, что у нее легкая степень ДЦП. В какой-то момент застывшая на тротуаре вода играет с девочкой злую шутку — та падает и, в силу некоторой нескоординированности движений своего тела, не может самостоятельно подняться.
Все это произошло на глазах одного мужчины. Он подошел к девочке, поднял, поставил на ноги и с удивлением обнаружил, что по щеке девочки катится слеза. Было ли то от боли при падении, или то сочилась обида на жизнь за посланное физическое несовершенство, или так выразилась благодарность за неожиданную помощь — неизвестно. Но, увидев это, мужчина, сделал еще и то, что, возможно, добавило в жизнь девочки куда больше радости, чем, например, регулярные занятия с врачами-реабилитологами.
Тихим и ласковым голосом, с улыбкой одобрения и восхищения он сказал ей: «Девочка, ты танцуешь под музыку, которую слышишь только ты!» Спустя некоторое время он еще несколько раз встречался на улице с этой девочкой, и всякий раз при виде его ее личико озарялось лучистой улыбкой.
Лето. Молодая женщина вместе с 5-летней дочкой идут по улице. К ним подходит незнакомый парень и обращается с безобидной фразой: «Извините, можно спросить?» На что получает абсолютно естественное: «Да, конечно». Вот только вместо того, чтобы задать свой вопрос, парень срывает с шеи женщины золотую цепочку и стремительно убегает. Женщина ошарашена, ребенок напуган, но тут мама быстро догадывается, как сместить фокус внимания дочки с обмана и кражи: «Смотри! Смотри, как быстро побежал! Только пятки сверкают! Вот как он нас испугался!»
Осень. Психологический тренинг, в первой части одному из собравшихся предлагается принять участие в демонстрационной психотерапевтической сессии. Двое желающих — мужчина и женщина. Чтобы все было по-честному, выбор предоставляют группе. Добровольцы озвучивают свои запросы, весьма интимные, к слову, группа голосует и отдает предпочтение мужчине.
После перерыва, оказавшись наедине с психотерапевтом, женщина, которой не посчастливилось вначале, делится своими переживаниями о том, как важно ей было побыть в роли клиента, как при этом было неловко озвучивать свой запрос перед группой и как досадно было упустить «победу» в голосовании группы.
Но в ходе беседы женщина внезапно для себя осознает, что и в повседневной жизни она все время соперничает с мужчинами, хотя в то же время хочет простого женского счастья, которое никак не складывается, и теперь ей отчасти понятно, почему. И инцидент на тренинге — вовсе не проигрыш, а лупа, позволившая, наконец-то, рассмотреть сложившийся стереотип поведения в отношениях с противоположным полом.
Зима. Молодая семья недавно пережила трагичное окончание беременности. Но одновременно с тем, как потихоньку на смену боли приходят тихая печаль и принятие, между этими людьми распускается что-то новое. Они начинают еще крепче держаться за руки, обмениваться еще более ласковыми взглядами, внимательнее слушать, больше заботиться, больше ценить и беречь друг друга. И больше задумываться о том, как каждому из них сделать совместное будущее радостнее и счастливее.
К чему все это? К тому, что не столько событие влияет на нашу жизнь, сколько то, как мы его воспринимаем.
- Можно видеть в людях с ДЦП — увечность, а можно — особенность, индивидуальность.
- Цепочку не вернуть, но можно вложить в коробочку детской памяти обиду и страх, а можно — смех.
- Можно заострить свое внимание на проигрыше и унижении, а можно — увидеть урок и впредь попробовать действовать иначе.
- Можно озлобиться на жизнь за причиненную боль, а можно увидеть в испытании отправную точку для перемен к лучшему.
Что бы ни произошло, это только наш выбор — быть жертвой обстоятельств или жить, оставляя за собой авторство в написании собственной судьбы.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...