Педагоги-психологи на этот счет имеют совершенно определенную точку зрения. Если первоклашка не хочет делать уроки, это может означать только одно: у него не получается. И задача родителей — помочь ребенку в учебе. Но для начала нужно обратить внимание на один психологический момент.
Даже если ребенок ходил в детский сад или на занятия по подготовке к школе, от него не требовалось делать уроки каждый день, он просто не привык к этому. Непроизвольная память или внимание — это когда ребенок, сам того не замечая, может запомнить содержание целой книжки — в шесть-семь лет начинают угасать. А произвольность — способность усилием воли заставлять себя что-то делать — только-только формируется.
Так что вашему первокласснику сейчас совсем несладко, и вовсе не лень не дает ему выполнять домашние задания. Родителям (чаще всего этим занимаются мамы, но почему бы и папе не взять на себя помощь своему ребенку) нужно ввести определенный режим.
Вместе с ребенком определите конкретное время, в которое он будет садиться за уроки. В разные дни это может быть разное время, особенно если есть дополнительные нагрузки.
Конечно, после школы нужно не только пообедать, но и отдохнуть. Если все это предусмотрено, отступать от расписания без уважительной причины нельзя. Иначе будут штрафные санкции (об этом тоже надо договориться заранее с ребенком сугубо индивидуально). Скорее, все сведется к лишению удовольствий: «отлучение» от телевизора, компьютера и так далее. Лишать прогулок и посещения тренировок нежелательно — с началом учебного года ребенок и так стал меньше двигаться и проводит много времени в помещении.
Как только первоклашка пришел домой, помогите ему достать из портфеля необходимые учебники и тетради. Сложите их на левый угол стола. По мере выполнения заданий перекладывайте их на правый. Заранее откройте учебник и тетрадь: продолжить любую работу всегда легче, чем начать ее.
В назначенный час попросите ребенка вспомнить, что задано на дом. Он должен знать, что его это тоже касается, даже если у вас все записано. Если хотя бы частично ребенок вспомнил, обязательно похвалите его. Если не получается написание букв или цифр, поможет простой прием. Поиграйте в школу, где учителем будет ваш ребенок, а вы учеником.
Он должен «научить» вас писать: вы же давно окончили школу и кое-что уже «забыли». Нужно, чтобы ребенок писал в воздухе пальцем, проговаривал свои действия: вверх, закругляем, вниз, закругляем, палочка вниз, хвостик — вот письменная буква «а». После этого пусть пишет буквы в тетради. Но уже молча, потому что малыши во время письма задерживают дыхание и говорить не могут.
Очень полезно лепить буквы и цифры из пластилина и опознавать их на ощупь, и писать пальцем на подносе с крупой. Если ребёнок быстро устает, нет смысла настаивать. Объявите короткий перерыв, дайте задание попрыгать (например, 10 раз) или проползти под стулом. Количество упражнений нужно строго ограничить, иначе вы потеряете контроль над ситуацией и не сможете снова усадить малыша за уроки.
Если трудно дается чтение, нужно прикрепить в самых разных местах дома листочки с буквами и слогами, написанными разным шрифтом, повернутые боком и «вверх ногами». Это поможет ребенку научиться опознавать буквы в любом положении и выработает автоматизм при чтении.
Если он «все равно не хочет», надо принципиально изменить подход. «Помоги мне, пожалуйста. Я что-то никак не могу прочитать…», «У меня испортился почерк. Напомни, пожалуйста, как красиво писать букву…» Перед этим не устоит ни один ребенок.
И почаще хвалите! Даже за самое маленькое достижение.
"Если первоклашка не хочет делать уроки, это может означать только одно: у него не получается".
Смешно это читать))) Если первоклашка не хочет делать уроки - это совсем даже не всегда говорит о том, что у него не получается))) Просто ему НЕ ХОЧЕТСЯ ДЕЛАТЬ УРОКИ, а хочется заниматься чем-то другим) Мой сын сейчас помешан на лепке из пластилина и рисовании. И он только этим бы и занимался, а не уроками. Хотя, если все-таки до него достучаться, на выполнение домашки тратит полчаса от силы. Зато, если правильно его не организовать и не направить он эти полчаса размазывает до глубокого вечера)))
0 Ответить
можно только в принудительном порядке. Выглядеть это будет следующим образом: родитель, отчаявшийся наставить свое чадо на путь исправления, нанимает парочку амбалов, которые ежевечерне проверяют дневник, силой удерживают ребенка за письменным столом и, чего доброго, дают ему подзатыльник за каждую секунду бездействия. Вот тогда как шелковый будет первоклассник!
0 Ответить
Игорь Анфиногентов, и получите вы в итоге два варианта:
адаптивный ребенок - становится удобным, пытается уловить настроение окружающих и соответствовать ему, стремится сделать все, чтобы его похвалили, не проявляет инициативу и боится творить, может подстраиваться под других в ущерб своей индивидуальности. Как следствие - депрессия, бессмысленность и безнадёжность существования, выгорание.
Бунтующий ребенок - это адаптивный, которому надоело. Ярким примером активного Бунтующего Ребенка является подросток-неформал. Кстати, если присмотреться то неформалы – это дети подавляющих и сверхконтролирующих родителей. Также последствиями могут быть алкоголизм или употребление наркотиков.
0 Ответить
Точно, шелковый! Показательно, что в английском слово silk имеет 2 значения: "шелковый" и "глупый, тупица". Так что ребенок будет как раз таким. Вы этого добиваетесь?
Оценка статьи: 2
0 Ответить
а лишь интерпретирую некорректный акцент в заголовке
0 Ответить
Господа! Самостоятельность воспитывать можно лишь тогда, когда у ребёнка уже хорошо что-то получается. Научился - делай сам. Но если ему нужна помощь, то уж соизвольте оторваться от личных дел. Хотя заставить родителей быть чуткими и внимательными также сложно, как и ребёнка делать уроки. Никто не сможет им запретить "брать дитя на охоту", если малыш ещё и ходить-то толком не умеет.
0 Ответить
Я не знаю, многие ли мамы могут забирать ребенка из школы. Я, например, работаю и считаю очень ценным воспитать в ребенке самостоятельность.
Имея старшего сына-пятиклассника и младшего-в ближайшем будущем-первоклассника, надеялась почерпнуть что-то полезное из статьи с многообещающим названием. Но статья совершенно однобокая для мам-домохозяек. Жаль.
0 Ответить
Елена, заставлять ребенка в принципе что-то делать - неправильная постановка вопроса. Ребенка нужно заинтересовать. С детьми до 10-12 лет сложно. И сложность в том, что у них еще нет осознанного отношения к обучению, они еще не могут быть самостоятельными, нужен родительский контроль и участие.
А, кстати, как старший сын - самостоятелен? Тогда к младшему перейдет такая же привычка. Есть какие-то проблемы?
Оценка статьи: 2
0 Ответить
В назначенный час попросите ребенка вспомнить, что задано на дом. Он должен знать, что его это тоже касается, даже если у вас все записано.
Простите... а что это за школа такая? У мамы записано, что ребенку задали на дом?!
Если не получается написание букв или цифр, поможет простой прием. Поиграйте в школу, где учителем будет ваш ребенок, а вы учеником.
Щас! Пробовали. Я исписала целую тетрадь, а у дочери до сих пор проблемы с почерком. Если получаться должно у ребенка - ребенок и должен над этим работать.
После этого пусть пишет буквы в тетради. Но уже молча, потому что малыши во время письма задерживают дыхание и говорить не могут.
Какой ужас! Это ж получается, что и дышать не могут?!
И почаще хвалите! Даже за самое маленькое достижение.
Только позже не удивляйтесь, что ребенок требует похвалы по любому поводу или чувствует себя несчастным, потому что его не похвалили.
Медвежья услуга, IMHO.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Мамы первоклассников забирают их из школы после уроков и сами записывают под диктовку учителя домашнее задание, ведь дети еще не умеют писать.
У меня и правда улучшился почерк, когда ребенок был в первом классе. А вообще у них почерк очень от душевного состояния зависит. Сменилась учительница в третьем классе - и почерк стал ровнее - новая не орала на детей, как прежняя.
0 Ответить
Мамы первоклассников забирают их из школы после уроков и сами записывают под диктовку учителя домашнее задание
Да, кажется что-то было такое в первом классе, но так недолго... Учительница очень быстро научила их самих записывать задания, чтобы не напрягать мам - ведь это задание для НИХ, для детей, а не для мамы. Приучала не перекладывать ответственность. В школу родителей вообще не пускали (помочь переодеться, переобуться, завязать шнурки) - сами дети должны уметь. И перед поступлением в первый класс предупреждали об этом. Я считаю - совершенно правильно.
Современные родители больше склонны нянчиться и сюсюкаться с детьми, чем в прежние времена. Снижает выживательный уровень нации в целом. :=( Ведь в старые времена на Руси, когда мальчику исполнялось 4 года, отец впервые давал ему в руки нож и брал с собой на охоту! А сейчас...
У меня и правда улучшился почерк, когда ребенок был в первом классе.
Очень похоже на статью, где ребенка хотят приучить поддерживать порядок. Снова улучшения у мамы, но не у ребенка.
Надо бы все-же не менять цель на ходу. И если речь идет о ребенке, даются рекомендации относительно ребенка, то и успехи надо отслеживать у него. А иначе нужно переименовать статьи. "Как приучить к порядку маму малыша" и "Как исправить почерк маме первоклассника".
почерк очень от душевного состояния зависит.
Не только у детей. У меня очень зависит. И не только от душевного - еще и от времени работы на компьютере - если долго не писала руками, а только набирала на клавиатуре - ужас просто, что за почерк бывает! Справедливо для любой деятельности, в которой мало практики или большие перерывы в практике.
Оценка статьи: 2
0 Ответить