Валентина Пономарева Грандмастер

Зачем и как развивать вербальное мышление?

Кто не помнит бессмертный афоризм: «Я мыслю, значит, я существую»! Но так уж устроена природа человеческая, что свои мысли мы облекаем в слова, которые проявляют их содержание и придают форму. Слова — мощный инструмент нашего самовыражения, общения, взаимодействия. Вот почему вербальное (словесное) мышление полезно развивать. А как?

Тренировка внутреннего голоса

Это хороший способ улучшения способности управлять речью. Не зря же признаками ума являются и четкое произношение слов, и насыщение их смысловыми оттенками, и богатство интонации.

В.Оленберг "Ее внутренний голос" Попробуйте взять одну фразу (да хоть бы и афоризм из первой строчки статьи) и произносите в уме с разной скоростью, громкостью, высотой звука, смысловыми ударениями. А потом:
 — представьте, как она звучит в исполнении разных людей — от ваших друзей и близких до знакомых с экрана знаменитостей;
 — вообразите, что воспроизводимая мысль находится у вас в голове, в груди, правой ладони, левой пятке, в углу комнаты, высоко в небе. Как она будет звучать?
 — «прочитайте» ее, воспроизведя мысленно в виде написанной на грифельной доске;
 — наконец, позвольте ей предстать проплывающей перед вами и просто наблюдайте за движением.

Регулирование мысленного монолога

Ежедневно и ежечасно мы пребываем в мысленном потоке. Только понаблюдайте, как внутри вас работает «словомешалка», практически не останавливаясь ни на минуту. И не так уж она безобидна, поскольку препятствует эффективному мышлению и провоцирует неизвестно откуда берущуюся усталость. А избавление от нее освежает мозг, освобождает ум.

Одна из техник: сосредоточение на мысленном счете в ритме дыхания от 1 до 10. Главное условие: только считать и ни о чем не думать. Как только появляется мысль, счет начинается сначала. «О, у меня получается!» — это тоже мысль. Попробуйте выполнять это упражнение хотя бы в течение минуты, и оцените, как будете себя чувствовать.

Чтение

К слову сказать, оно бывает разным: развлекательным или познавательным. Первое требует максимального использования воображения, второе — тщательной концентрации внимания. Об этом, пожалуй, стоит как-нибудь поговорить подробнее.

Сейчас лишь заметим, что читающие медленно делают глазами мелкие частые прыжки, охватывая небольшие участки текста при фиксации зрения. А те, что быстро — реже перемещают взгляд, вбирая им большие фрагменты страницы. Похоже, что они ее читают сверху вниз, а не построчно слева направо. Так что если вы попытаетесь, взяв газету или журнал, захватывать взглядом все больше слов, это поможет развитию вербального мышления.

Кластеризация

Что это такое, давайте рассмотрим на примере. Возьмем тему, например, конфликт. Запишем это слово в центре листа бумаги и обведем рамочкой (круглой, квадратной, прямоугольной — не принципиально). Затем начинаем, не задумываясь, писать на листе бумаги мысли, чувства и ассоциации, связанные с этим понятием. Записав, каждое слово обведем отдельной рамкой, а потом линиями или стрелками обозначим связи между ними.

Взглянув на результат, вы без труда удостоверитесь, что организовали свои мысли. Весьма полезная техника для выбора решения, планирования и т. п. Тем более, что центральной идеей может быть именно то, что вас конкретно интересует: вложение денег, решение семейного спора и т. д.

Игры со словами

Вот несколько таких, что подходят и для компании, и для пары участников, и даже для одного.

Неожиданная аббревиатура

Участники на карточках пишут по одному слову, а потом случайным порядком выбирают себе одну. За фиксированное время (например, за 1 минуту) каждый составляет хотя бы одну фразу из слов, первые буквы которых входят в состав доставшегося по жребию слова. Например, слово МОЗГ: Мрак Охватил Задумавшегося Гения. Мария Отправилась Зарабатывать Гроши. Можно усложнить задачу, определив тему, которой должны соответствовать составляемые фразы.

«Инакомыслие»

Оглядите помещение, в котором находитесь. Каждый предмет, на который упадет ваш взгляд, попробуйте назвать иначе: дверь — открывалка, стекло — прозрачка и т. п. В группе можно выбрать 3−5 предметов и соревноваться, кто больше сочинит для них названий. Усложнить задание можно, поставив условие подбирать звуки-буквы, соответствующие форме предмета.

«Что бы это значило?»

Участники по очереди называют бессмысленное слово, а остальные придумывают для него значения. Например: бамбутирак, крумпишен и т. д. Другой вариант: бессмыслицы должны иметь форму прилагательного, значения которого участники записывают на листках, а потом озвучивают, сравнивая: квадрапильный, синкаральный и т. д.

«Встреча с инопланетянином»

Участникам предлагаются слова и (или) выражения из обихода, задача — объяснить их назначение «инопланетянину», который совершенно не знаком с этими вещами. Например, вода, картофель, драка, любовь, мечта и т. д.

«Скороговорки»

Они тоже способствуют развитию вербального мышления. От простеньких вроде: «Крыса в риге грызла рис» до таких как «Шла глава к главе, ударила глава главу. От удара главы головой главе по голове на голове вскочила шишка». Главное, наряду с развитием быстроты произнесения не забывать, что слова не должны «налезать» друг на друга.

Игры со словами могут быть столь же увлекательны, сколь и полезны.
Желаю вам в этом убедиться!
Обновлено 29.05.2008
Статья размещена на сайте 25.04.2008

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: