Наталья Сурнина Дебютант

Выбор школы: платить или не платить?

В детских садах вовсю идет подготовка к выпускным, а у родителей уже голова болит о том, в какую школу пойдет их ребенок. И есть над чем подумать!

В большинстве случаев родители будущих первоклассников сталкиваются с такой ситуацией: рядом с домом есть обычная государственная школа, куда можно пойти за бесплатно (конечно, не считая затрат на учебники, школьную форму, если таковая есть, питание, охрану и прочие расходы, без которых сейчас не обходится ни одна школа). А есть — тоже поблизости, но формально на другом участке — лицей, гимназия и т. п. Хочется отдать ребенка в заведение получше, но очевидно, что за это придется заплатить, и суммы требуются немаленькие…

Как же так? Ведь повсюду декларируется, что обучение в государственной школе (а большинство лицеев и гимназий, несмотря на свой высокий статус, все же остаются государственными) должно осуществляться бесплатно. Как правило, подобные заведения поступают очень хитро: при школе (гимназии, лицее) создается попечительский совет со своим отдельным расчетным счетом в банке, со своей бухгалтерией, отчетностью и т. п. Юридически он существует отдельно от образовательного заведения, куда вы так стремитесь попасть. Но если вам не повезло и вы живете в 5 метрах от границы участка, территориально относящегося к данной школе, ваш путь туда лежит только через попечительский совет. И если вы выразите недовольство таким состоянием дел, вам вежливо напомнят, что ваша родная бесплатная школа — вот она, рядом, и там вас встретят с распростертыми объятиями! Ваше дело — выбирать…

Теперь рассмотрим подробнее, что вы выбираете в первом и во втором случае.

Престижная школа со вступительным взносом

У лицеев, гимназий и прочих элитных заведений, разумеется, очень хорошая материальная и техническая база. Попечительские взносы действительно позволяют приобретать технику и оборудование, о которых рядовая школа может только мечтать, а также делать качественный ремонт и благоустройство школы.

Кроме того, такие заведения любят прихвастнуть профессионализмом педагогического состава: мол, у нас все учителя — специалисты только первой и высшей категории! Что это значит на самом деле? Только то, что учитель умеет выжимать из максимального количества детей максимально высокий результат. С методами «выжимания» этих самых результатов вы сможете ознакомиться только на собственной практике.

По своему личному опыту репетиторства с детьми из подобных школ могу сказать одно: дают мало, требуют много. 80% информации ученик должен добывать либо сам, либо с помощью родителей, либо с помощью репетиторов. В школе же учителя не считают нужным что-то разъяснять — там лишь дают задания и затем строго требуют безупречного выполнения. И если вдруг ваш ребенок своей несообразительностью портит имидж заведения — вам не преминут на это намекнуть.

«Да, но зато там дают хорошие знания, а с хорошим образованием все дороги в самые престижные вузы открыты!» — скажете вы. Если ваш ребенок в состоянии «тянуть» ту немаленькую нагрузку, которую на него взваливают с самого начала, то — да. А если нет? Если он элементарно не высыпается из-за того, что регулярно до часу ночи сидит за уроками? Если у него глубокая депрессия от того, что он годами чувствует себя тупицей, а родители еще и пилят каждый день: «Мы на тебя такие деньги тратим, а ты…»?

Задумайтесь — вам это действительно нужно? Или главное для вас — это показать себе и другим, что вы — хорошие родители, которые на все готовы для своего ребенка? А ребенка своего вы спросили, нужно ли ему это?

Обычная школа безо всяких взносов

«Ах, это же ужас! — восклицают мамочки с круглыми глазами. — Я своего ребенка — туда? Да ни в жизнь!» Стоп! А почему, собственно? Откуда это стойкое убеждение, что в обычных школах учатся исключительно люмпены и малолетние преступники, а преподают там сплошь некомпетентные педагоги?

Зачастую хороший — то есть чуткий и внимательный педагог! — сознательно отказывается идти работать в престижное заведение, ибо там от него требуют высокого результата любой ценой — в том числе ценой ломки детской души и здоровья. Те, у кого есть профессиональная совесть, не готовы идти на такие жертвы. И даже аргумент «Там больше платят» отнюдь не всегда срабатывает: ставка по ЕТС во всех государственных школах одинакова, и попечительские взносы далеко не всегда идут на дополнительную оплату учителям…

Чем еще так страшна «беспонтовая» школа? Контингентом? То есть вы уверены, что в хорошей школе хулиганов меньше? Или, может быть, надеетесь, что классный руководитель за те деньги, что вы заплатили в качестве вступительного взноса, станет персональным телохранителем вашего ребенка? Сомнительно весьма…

Тем более не стоит забывать, что и в престижной школе велик процент обычных детей, которым посчастливилось туда попасть безо всяких вступительных взносов. И дети эти приходят из самых разных семей, и ведут себя совершенно по-разному. И количество девочек, курящих и матерящихся за углом родной школы, одинаково и в престижной школе, и в обычной.

Хотите стопроцентно «чистый» контингент — интеллигентный, обеспеченный и т. п. — смело отдавайте ребенка в частное учебное заведение. Там гарантий больше.

Вы уверены, что это ВАШ выбор?

Вам кажется, что нехилый денежный взнос при поступлении в «понтовую» школу — это единственное разумное решение, ибо соседняя школа — это не вариант. И вы уверены, что это целиком и полностью ваш свободный выбор. Уверены на 100%?

Так вот. Когда я привела свою дочь в собственную родную школу, где сама училась все 10 лет и даже преподавала некоторое время после института, передо мной развели руками и сказали: «А чего вы пришли? Вы вообще к другому участку относитесь! Ваша школа — соседняя». Школа осталась там же, где и была. Мой дом, где я жила в детстве и где живу до сих пор, тоже вроде бы своего местоположения не изменил. И соседняя школа как стояла на своем месте 15 лет назад, так и по сей день стоит. Тогда что изменилось? Правильно, территориальное распределение близлежащих домов по школам. Угадайте, в чью пользу было перераспределение?

Тенденция очевидна: участки, относящиеся к элитным заведениям, год от года сужают, передавая своих прежних «клиентов» соседним школам. При этом престижные школы не устают на каждом шагу рекламировать себя. Спрашивается — зачем? Вероятно, затем, чтобы большее количество народу стремилось туда попасть любой ценой!

Так кто на самом деле создает ажиотаж и провоцирует заоблачные вступительные взносы в подобные заведения? Да мы же сами, чадолюбивые родители! Ведь мы так хотим, чтоб у нашего дитятки жизнь сложилась как надо, чтобы он был успешным…

Но… Задумайтесь, каким вы в действительности хотите видеть своего ребенка — успешным или счастливым? Ведь первое и второе далеко не всегда бывают взаимосвязаны…

Обновлено 17.10.2018
Статья размещена на сайте 8.05.2008

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наталья Сурнина, отличная статья, спасибо!
    Моему сыну в этом году в 1 класс, и мы при выборе учебного заведения сделали акцент на личности учителя.
    Так уж нам повезло, что прекрасную учительницу мы нашли как раз в престижном лицее, к которому не относимся и за который паридется платить - а не в соседней школе (вот там как раз учительница, набирающая первоклашек, "работает на результат"). Так что не все так уж жестко противопоставлено в реальной жизни, как Вы написали, но в основном мысли, изложенные в статье, верные и родителям пойдут только на пользу.

    Оценка статьи: 5

  • Отличная жизненная, правдивая и весьма актуальная статья! все так и есть - спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 15 мая 2008 в 06:35

    Неплохо написано.

    Вот на чем сразу остановилась:

    есть обычная государственная школа рядом с домом, куда можно пойти за бесплатно

    удачнее было бы сказать: рядом с домом есть обычная гос. школа, в которую...

    В том же абзаце:

    пойти за бесплатно (конечно, не считая затрат на учебники, школьную форму, если таковая есть, питание, охрану и прочие расходы, без которых сейчас не обходится ни одна школа). А есть – тоже поблизости, но формально на другом участке – лицей, гимназия и т.п. Конечно, хочется отдать

    Второе "конечно" вполне можно было бы убрать.

    свою дочь в собственную родную школу и что это у автора за школа такая собственная? Имелось в виду, конечно: "в мою родную школу..."

    Об обороте: "качественный ремонт" - конечно, все всё понимают, но как правильно-то?!

    "В житейском смысле под качеством понимают:

    * То или иное свойство, признак или особенность, которая определяет достоинство какого-либо предмета или явления. Напр., качество продукции, качественный товар.
    * В широком смысле качество — вообще любой признак или свойство. Напр., первичные и вторичные качества, отрицательные качества.
    * В экономике качество понимается как совокупность характеристик продукции, относящихся к её способности удовлетворять установленные и предполагаемые требования потребителя". - из Википедии.

    каждый день: «Мы на тебя такие деньги тратим, а ты…»? Знак вопроса должен стоять внутри кавычек.

  • Побольше бы таких статей. Социально-направленных. Но дающиж людям практические советы, а не трепливо-рассуждающих.
    Спасибо за деловую и полезную информацию!
    С уважением, vladno.

  • А моя Ми-тян учится в лицее имени Авроры Дюдефан. Это очень престижная школа, входящая в структуру Академии, но поступить туда может любая девочка, всё зависит от наличия у неё способностей, прежде всего творческих.

    • У нас в городе тоже много школ, где берут по способностям. Но в описанном случае как раз лицемерно утверждалось абсолютное равенство всех детей при поступлении в школу. Но те, за кого родители платят, судя по всему, всех равнее!

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 8 мая 2008 в 09:01

    Боже мой, какое счастье, что у меня эти заботы уже пройдены!!! А и 10-15 лет тому назад все было примерно так же, ну может быть, с чуть меньшим напрягом. Когда мы с соседями устраивали своих детей в 1-й класс, то соседка выбрала "понты" - регалии учительницы, а я выбрала человеческие качества. Дама "с регалиями" имела устойчивый результат в классе, но прессинговала детей не по-детски. Жестко, безжалостно, по-взрослому. Выставляла непонимающих на обозрение всего класса. "Награждала" их всякими разными, мягко говоря, непозитивными эпитетами. В результате, соседский мальчик сначала начал болеть, потом делать все назло, а потом вообще встал вопрос о его присутствии в этом классе... Мне было очень грустно наблюдать за этим, потому как интерес к учебе был у пацана убит на все сто. Через год мама перевела его в другую школу. Но это проблемы не решило. Учился он из рук вон плохо, и после не помню какого - но точно не старшего класса учебу вообще бросил. Потом, правда, говорят закончил вечернюю школу.
    Жандармские методы с маленькими детьми счастья в жизни не добавляют - ни детям, ни родителям. А питать свою значимость и самоутверждаться лучше другими методами. Кстати, мой сын, проучившись у непрестижной, но доброжелательной учительницы, и получив вполне нормальные основы, спокойно и без напряга закончил школу, поступил в университет, а сейчас работает на любимой и вполне престижной работе в хорошей компании. Веселый, позитивный и вполне счастливо себя чувствует. И это не мои об этом представления, а его собственные слова.
    Так что прессингом от ребенка ничего хорошего не получишь.
    Детей любить надо. Им именно это нужно, а там и все остальное сложится.