София Варган Грандмастер

Пособие начинающим авторам. Как создать учебно-популярную книгу? Часть 2

Продолжим разговор о создании учебно-популярной книги, начатый в предыдущей статье.

Написание книги — процесс долгий, требующий от автора не только дара слова, но и изрядной доли «тупого» упрямства. Упрямство необходимо, чтобы продолжать писать даже в том случае, когда тема надоела (поверьте, это случается при длительной работе с одной и той же темой, особенно если до этого писались только разноплановые статьи). Продолжать даже тогда, когда кажется, что ничего из этого не выйдет, все счастливые мысли ушли, а открытый текстовый файл вызывает острую аллергическую реакцию.

Если вас посетил «писательский депрессняк», не переживайте, через это проходят все. Может, есть счастливые исключения, которые радостно и с песнями пишут книги от первой строчки до последней, но мне такие не встречались. Утешу тем, что в тот момент, когда написана последняя фраза, поставлена последняя точка, почти всех посещает необычайная эйфория, блаженство, нирвана. И не столько от радости, что закончился каторжный труд, а от счастья, что вот оно, уже готово! Мысли, которые долго вынашивались, с трудом рождались — стройными рядами запечатлены в файле.

Итак, вы запаслись упрямством, заранее стиснули зубы и сказали, что книга все равно будет написана. Пусть гром, пусть молния, пусть депрессия — наплевать! «Треугольник будет выпит!». Далее вы открываете написанный раньше план и выясняете, что за время, прошедшее с момента его написания, у вас появились свежие идеи. И план уже не соответствует вашим новым требованиям к подаче материала.

Далее возможно два пути развития событий. Или вы отбрасываете новые идеи и начинаете работать с имеющимся планом, или вы перерабатываете план, учитывая эти самые идеи. Второй путь предпочтительнее. Книга — живой организм, а все живое склонно к развитию и изменениям.

Но вот с планом все в порядке. Теперь следует проверить, все ли необходимые материалы и первоисточники имеются у вас в наличии. Да, вы собираетесь написать собственную книгу, исходя из собственного опыта. Но это не означает, что все, что сделано до вас, не нужно учитывать.

Возьмем, к примеру, новоизобретенный способ установки унитаза. Вам нужно не просто описать его, а доказать, что он лучше, удобнее, предпочтительнее того, который применялся раньше. Голословным утверждением тут не обойтись. Если просто заявить «Мой способ — самый-самый!», читатель может и не поверить. Зато если написать, что существуют такие-то способы установки унитаза, они хороши тем-то, но ваш способ превосходит их по ряду параметров (указать параметры), то это — совсем другое дело!

Вот тут-то и понадобятся первоисточники. Ведь необходимо указать — а где же описаны другие способы. При этом следует указывать не просто: «…Иван Пупкин в своей статье „Как установить унитаз“ описывает следующий метод…». Нет, необходимо отметить, где публиковалась эта статья и когда. Если речь идет о книге, то указываются выходные данные (автор, название книги, издательство, год издания, город). Если информация взята в Интернете, то указывается: «по материалам сайта (адрес сайта)».

Бывает и так, что ссылки нет. Вы просто слышали от знакомого сантехника, что есть такой метод. В этом случае можно писать: «…знакомый сантехник говорил, что…» или «…спросите у любого сантехника, он вам скажет, что унитазы устанавливаются обычно таким образом…» (в том случае, если метод, на который вы ссылаетесь, широко распространен).

Собрав материалы стопочкой (или файлами в папку), приступаем вплотную к самому процессу написания.

Если вам кто-то сказал, что книга пишется исключительно от начала до конца, в строгой последовательности — не верьте. Книга пишется так, как это удобно автору. Хотите — пишите от начала к концу, хотите — от конца к началу. А, может, вам будет удобнее писать по кускам (кусок из середины, далее — кусок от начала, потом — кусок от конца…). Это — ваше право.

Единственное, о чем не следует забывать — все части (главы, разделы) должны быть взаимосвязаны. Представьте, что вы пишете очень большую статью. В статье один абзац следует из другого, они располагаются в строгой смысловой последовательности. Точно так же — и книга, только тут речь идет не только об абзацах, но и о частях (главах, разделах).

Важно соблюдать последовательность в размещении глав. Например, глава «Готовим место для установки унитаза» не должна располагаться после главы «Устанавливаем унитаз».

Если вы ссылаетесь в одной из глав на какую-либо информацию, изложенную в предыдущих главах, то недостаточно написать, как в статье: «выше говорилось, что…». В книге «выше» может быть расположено слишком «высоко». Поэтому следует писать: «как уже говорилось в главе такой-то». Возможна отсылка и на последующую информацию. Например, в главе 2 вы описываете инструменты, необходимые для установки унитаза, а сам процесс установки будет описываться в главе 4, и вы хотите об этом сказать — чтобы читатель сообразил, для чего именно ему нужно читать описание отверток, пассатижей, гаечных ключей. Отсылку можно сделать таким образом: «подробно о способах применения этих инструментов мы поговорим в гл. 4».

Обращение к читателю должно быть одинаковым. Если выбрана форма «Уважаемый Читатель», то не следует в каком-то месте писать «Дорогие Читатели».

Единообразным должно быть описание действий. Например: «перед тем, как устанавливать унитаз, готовим место», «для установки унитаза подбираем инструменты» или «перед установкой унитаза следует подготовить место», «для установки унитаза нужно подобрать следующие инструменты» — но нельзя в одном месте одно, в другом — другое.

Позаботьтесь об иллюстрациях. Издательства обычно берут на себя оформление обложки и оформление начала глав (к примеру, в начале каждой главы размещается фотография или рисунок, или шарж). Но если вы хотите, чтобы в вашей книге была фотосессия, наглядно демонстрирующая описываемый вами процесс, то сделать эту фотосессию лучше самому, не надеясь на издательство.

Учтите, что фотографии или картинки, вырванные «с мясом» из Интернета, вам не подойдут. Ведь у каждой фотографии, у каждого рисунка есть автор. А у автора — авторские права, которые необходимо соблюдать в полном соответствии с действующим законодательством. Поэтому лучше всего сделать авторские фотографии. То есть — самостоятельно отснять. Если же вы собираетесь использовать фотографии, сделанные кем-то, то вам нужно взять у автора фотографий расписку такой формы: «Я, Ф.И.О., являюсь собственником фотографий (перечисляются фотографии) и разрешаю автору Ф.И.О. использовать данные фотографии для книги (указывается название книги). Дата. Подпись».

Все иллюстрации должны иметь нумерацию (либо сквозную, либо по главам (частям, разделам) текста), и очень желательно подпись.

Когда книга написана, текст рекомендуется отложить на несколько дней, чтобы потом просматривать свежим взглядом. Если есть возможность дать прочесть кому-либо еще — хорошо. Предварительная обкатка на читателях еще не повредила ни одному тексту.

Размещать в Интернете текст книги для «обкатки» не рекомендуется: большинство издательств это не приветствует, в контрактах даже имеется специальный пункт, запрещающий подобные публикации. Многие издательства не будут рассматривать книгу, если она выкладывалась в Интернете.

Когда текст вычитан и исправлен, его можно отправлять в издательство, выполняя требования представления книг (их можно посмотреть на сайте издательства в разделе «Для авторов»).

Обновлено 21.08.2008
Статья размещена на сайте 2.08.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • один из способов продвижения своей книги

    Вот и я тоже написал книгу

    "Как стать богатым без особых усилий?"

    и предложил её в издательства.

    Никто не взял. Тогда я выставил её "на торги" в интернет, пообещав поставить рекламу спонсора. И такие нашлись.

    Теперь книга распространяется за счет спонсора совершенно бесплатно, правда только до 1-го ноября 2008 года.

    Скачать её совершенно беслатно можно с моего сайта

    http://rich-smeet.blogspot.com/

    Ссылка в правом верхнем углу.

    Отзывы там же.
    Поместил только критические.

    Возможно, мой опыт такого продвижения будет кому-то полезен.

    • Михаил, а ежели не секрет - каким издательствам и как вы предлагали текст? Уж очень вкусное название, удивительно, что отказались...

      • Да не помню я уже, больше года назад это было.

        А можете посоветовать, куда обратиться, у меня еще в планах штук десять подобной тематики.

        • Питер, АСТ, Эксмо, Олма-Пресс, Феникс - именно в такой последовательности.
          Не забудьте об ограничении объема. Но это все можно увидеть на сайтах издательств. У них у всех есть разделы на сайтах, где все написано. А заодно есть и форма, которую заполняют авторы учебно-популярной литературы.
          Кстати, можно еще обратиться к Крыловым... есть такое издательство в Питере - Крылов. У них подобная тематика публикуется. Но это - самые маленькие гонорары.

  • Всё хорошо и правильно!

    В закладки-с!

    Оценка статьи: 5