И оброненная коллегой фраза: «А ты начни с главного!» — далеко не всегда будет дельным советом для начинающего. Потому что главное, во-первых, у каждого издания свое, а, во-вторых, главное не всегда интересно.
Вот пример. Допустим, в вашем городе прошла традиционная педагогическая конференция перед началом учебного года. Что здесь может быть интересно и важно для наших читателей? Если это учительская газета, значит, сам факт конференции и какие на ней были приняты решения. Фактически это и есть то главное, что можно вынести из мероприятия. Но читателям неспециализированных СМИ такой материал может показаться не интересным.
Если у вас региональное общественное издание, лучше начать с того, что будет интересовать родителей. Например, что вводится обязательное бесплатное (платное) питание для школьников. А уж о том, что это обсуждалось на конференции, упомянуть как-нибудь походя. Если же вы пишете для молодежи, то самым актуальным для них будет введение школьной формы, например, или запрет на школьные дискотеки после 22.00.
Признаться, после двух лет плодотворной работы в газете, проблема лида по-прежнему для меня актуальна. Найти тему, написать материал — все это просто. А вот первый абзац, первое предложение — проблема. Если у вас тот же случай, пишите сначала скелет материала, потом одевайте его. И уж после этого самую главную мысль можно перенести в начало. Это как минимум сэкономит время.
Типологию лидов разные авторы приводят свою. Я приведу ту, которой учил меня мой преподаватель-профессор:
1. Конспективный лид. Используется при написании новостей, когда в начало ставится (конспектируется) главная информация. В идеале в таком лиде дается ответ на все главные вопросы материала: Что? Где? Когда? Почему? Как? Кто? Далее по тексту информация располагается по принципу перевернутой пирамиды — самая незначительная ставится в конце.
2. Капсула. Призвана произвести эффект взрыва. Предполагается, что читатель знает о событии, и нам надо только подчеркнуть динамику произошедшего или выделить его завершение. Представьте, что человек в напряжении следит за каким-то событием (военными действиями). И главная информация, которую он захочет услышать, это завершение войны. Облегченно вздохнув после первого абзаца, читатель продолжит знакомиться с текстом. Но до предпоследнего абзаца держать его в напряжении все же не стоит.
3. Стакатто. Также предполагает динамику событий, только с нарастанием напряжения. Короткие, обрывистые фразы вам в этом очень помогут.
4. Описательный. Прорисовка места, человека
У каждого издания своя специфика его написания. Информационные агентства, например, используют первый тип лида. Обычно первый абзац повторяет заголовок, только с некоторыми уточнениями и ссылками на источник новости. Потому что основной потребитель информации — сами СМИ, которые с первого предложения должны определить, интересна ли им эта новость.
По такому же принципу работают и западные СМИ, в которых преобладает новостная журналистика. Долгие предисловия просто неуместны — читатель знакомится с газетой второпях (принцип «время — деньги» актуален сегодня как никогда), и ему сразу надо знать, о чем дальше пойдет речь.
К сожалению или к счастью, постсоветская газетно-журнальная журналистика такого принципа не придерживается. Мы привыкли к красивому слову. Поэтому наша задача в большинстве случаев — заинтриговать. Например, задержаться на каких-то деталях обстановки своего героя так, чтобы человек захотел узнать о нем больше. Если мы, например, пишем материал о незрячем школьном учителе, вполне уместно начать с краткого описания урока. И только в самом конце абзаца добавить коротким предложением, что педагог ничего не видит.
И все же, что надо знать при написании лида?
1. Специфику собственного издания.
2. Лид должен сообщать главное. Но это «главное» у каждого потребителя информации свое.
3. Лид должен интриговать.
4. Мое негласное правило первого предложения текста: оно не должно быть длинным. Оптимально пять слов. Эта формула применима ко всему тексту, но к лиду — в особенности.
Есть и еще одно правило — последующий текст просто не имеет права уступать лиду.
По утверждению Пола О’Нила, первый абзац служит для того, чтобы «схватить читателя за глотку». Но дальше американский писатель предлагает такую схему действий: «Во втором — сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Так что даже гениальный лид не спасет текст, если материал — пустышка. И в следующий раз читатель просто не купится на яркое начало..
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.