Владимир Рогоза Грандмастер

В чем особенности ЕГЭ 2009 года?

Единый государственный экзамен вошел в нашу жизнь в 2001 году, но тогда он еще был экзотическим экспериментом и проводился лишь в некоторых субъектах России.

В 2007 году законодатели ввели ЕГЭ на всей территории страны, приняв специальный закон, но еще два года он не являлся обязательным и в ряде школ продолжали проводить традиционные экзамены. Теперь же все эксперименты закончились и экзамен стал обязательным для всех выпускников, а по его результатам можно будет поступать в вузы в течение двух лет.

Для подавляющего большинства вузов результат ЕГЭ окончателен и дополнительных экзаменов для поступления не требуется. Но ряд вузов, наиболее престижных, творческих и физической культуры, получил разрешение проводить и дополнительные экзамены. Естественно, что этот список открывает МГУ им. М. В. Ломоносова, да и подавляющее большинство вузов в нем московские, всего же их 24.

Теперь экзамены будут проводиться по 13 предметам. Но обязательные из них только два, русский язык и математика, положительной сдачи которых достаточно для получения аттестата о среднем образовании. Но с таким аттестатом выпускник сможет поступить для дальнейшей учебы только в учебные заведения начального и среднего профессионального образования. Для поступления в вуз надо сдавать дополнительные предметы в ходе ЕГЭ, к выбору которых стоит подойти со всей скрупулезностью.

С 1 февраля все российские вузы обязаны официально объявить список дополнительных предметов, результат ЕГЭ, по которым будет засчитываться при поступлении. Если выпускник четко нацеливается на конкретный вуз, то этими предметами можно и ограничиться. Но возможен вариант, что баллов будет набрано меньше, чем необходимо для поступления. Поэтому лучше подстраховаться и выбрать еще 1−2 предмета, которые необходимы для близких по профилю вузов.

В принципе, выпускник может сдавать и все 13 предметов. Но сомневаюсь, что кто-то отважится на подобный эксперимент, хотя, сдав их все с высокими результатами, он может стать российской знаменитостью.

До 1 марта выпускники обязаны определиться с перечнем дополнительных экзаменов и подать соответствующее заявление на участие в ЕГЭ. Шаг очень ответственный, так как изменить список уже будет невозможно.

Первые ЕГЭ пройдут в России с 20 по 29 апреля, но попробовать в них свои силы смогут только имеющие право на досрочную сдачу. Основные же экзамены пройдут с 26 мая по 19 июня. А до конца июня школы должны будут выдать выпускникам аттестаты и свидетельства о сдаче ЕГЭ.

Кстати, при неудовлетворительном результате по одному из обязательных экзаменов, его можно будет пересдать в этом же году и получить аттестат. Если же провалены оба обязательных экзамена, то пересдача будет возможна на следующий год. В этом случае выпускник получает не аттестат, а справку, что он прослушал курс средней школы. Количество пересдач ЕГЭ не ограничено, хоть каждый год, пока не надоест.

Естественно, что ЕГЭ будет проводиться по единым правилам, которые уже известны и изменяться в этом году не должны. В принципе, ЕГЭ — это обычное, хотя и сложное, тестирование. Его результатами будут и баллы, и оценка, которая пойдет в аттестат. За каждый предмет можно получить 100 баллов, а вот оценки по всем предметам будут заметно отличаться по количеству необходимых для них баллов. Так, для тройки по математике достаточно набрать 25, а по русскому языку уже потребуется 40. Для получения пятерки самые высокие требования в иностранном языке — 84 балла, а для математики хватит и 65.

Предполагается, что через десять дней после сдачи экзаменов их результаты появятся в Интернете. Для того, чтобы их посмотреть, достаточно будет ввести серию и номер паспорта конкретного выпускника. То, что обещают показать, честно говоря, вызывает удивление масштабностью и сложностью работы. По каждому предмету можно будет узнать максимальное количество первичных баллов за него (за каждый предмет свое) и количество первичных баллов, заработанных выпускником, а также количество учеников в процентах, получивший такой же или высший балл. Далее — общий (тестовый) балл за экзамен, пересчитанный из первичных баллов, но уже по 100-бальной шкале и оценку по пятибалльной системе. Планируется выложить и анализ каждой работы, выполненной выпускником. Любопытно, смогут ли все это реализовать?

На каждом экзамене выпускник получит задание, разделенное на три блока — «А», «В», «С». В блоке «А» необходимо выбирать правильные ответы из четырех предложенных. «В» сложнее, здесь требуется дать на вопросы ответ, состоящий из слов, букв или чисел. Блоки «А» и «В» будут проверяться компьютером. Апелляция по ним возможна, если компьютер некорректно распознал ответы, в этом случае решением конфликтной комиссии могут быть внесены правки. Все это возможно после проверки работы и получения выпускником её распечатки.

Блок «С» самый сложный, в нем находится одно или несколько заданий, предполагающих развернутый ответ: решение задач, ответы на вопросы, короткие сочинения на заданные темы и т. п. Проверять его будут эксперты региональной экзаменационной комиссии. В случае апелляции возможен пересмотр результата после новой проверки работы конфликтной комиссией.

При общих подходах задания по каждому предмету имеют свои особенности, но за их разъяснениями лучше обратиться к конкретным преподавателям-предметникам. Подобную информацию можно получить и на специальных сайтах в Интернете, где кроме того могут быть представлены и примерные тестовые задания по предметам. Заранее порешать подобные задания крайне целесообразно, даже с чисто технической точки зрения — как правильно оформлять ответы, с каких вопросов начинать отвечать, на что сколько времени тратить и т. д. Лучше всего воспользоваться для этого сайтом Федерального института педагогических измерений, который и составлял тестовые задания для экзаменов.

Если в Интернете за несколько дней до экзаменов появятся «подлинные тестовые задания», отнеситесь к ним с юмором, и уж тем более не стоит платить за них деньги. Вероятность утечки подлинных тестовых заданий крайне мала.

Перед экзаменами дети будут заинструктированы, как говорится, до слез, поэтому расписывать, что на экзамен можно брать, а чего нельзя, не буду, в принципе это и так будут до них доводить неоднократно.

Для успешной сдачи ЕГЭ в первую очередь нужны знания, но немаловажны психологическая подготовленность и элементарное везение. Пусть фортуна будет на стороне сдающих.

Статья опубликована в выпуске 27.02.2009
Обновлено 27.02.2009

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Юрий Белый Дебютант 27 февраля 2009 в 10:02 отредактирован 27 февраля 2009 в 10:03

    У президента России тоже странное мнение сложилось. Некоторое время назад он приводил пример, когда в качестве одного из вариантов ответа на вопрос "Что стало результатом битвы под Сталинградом?" предлагалось "Расстрел всех немецких военнопленных".

    Оценка статьи: 4

  • Владимир Рогоза, основная особенность состоит в том, что без репетитора не обойтись.

  • Владимир, спасибо большое! У нас в семье как раз выпускница, так что читали все вместе

    Оценка статьи: 5

    • Мне самому было интересно разобраться. У меня сложилось мнение, что тесты по русскому, иностранному, математике и физике вполне обоснованы, а вот по литературе, истории, обществоведению - какие-то странные.