Отмечу сразу: согласно законодательству РФ школа не вправе принимать или не принимать ребенка по результатам тестирования (как не вправе и проводить это тестирование без письменного согласия родителей). Это нарушает права ребенка на получение образования, оговоренные Статьей 43
Однако школы все же практикуют проведение тестового собеседования перед поступлением в 1 класс, но не в качестве основания для приема или неприема ребенка в школу, а для ориентации учителей: чтобы понять, какие у малыша сильные и слабые стороны, что придется «подтянуть», каков общий уровень подготовки ребенка и каковы уровни его психологической, интеллектуальной, личностной и социальной готовности к обучению.
О том, что это такое и как они оцениваются, мы и поговорим в данной статье.
Психологическая зрелость проявляется в степени развития кругозора, произвольности в общении со взрослыми и сверстниками (т.е. в умении управлять в определенной мере своими «хочется», согласуя их с «надо»).
Как определяется в ходе тестирования?
Ребенку предложат пройти тест для определения уровня развития тонкой моторики руки, умения подражать образцу и сосредоточенно, не отвлекаясь, работать некоторое время:
1) нарисовать фигуру человека;
2) срисовать письменные буквы (простую фразу типа «он ест суп»);
3) срисовать группу точек.
Кроме того, этот блок подразумевает вербальный субтест, в ходе которого ребенку необходимо дать ответы на простые вопросы, показывающие его уровень ориентации в окружающей действительности: «Как зовут маму и папу?», «Можешь ли ты назвать свой адрес?», «Маленькая собака — это…, маленькая корова — …, маленькая овечка — …», «Чем похожи друг на друга белка и кошка — и чем отличаются?», «Почему в автомобиле есть тормоза?», «Какие ты знаешь виды спорта?», «Чем похожи нож и ножницы?», «Какие ты знаешь дни недели? Сезоны и месяцы года?», «Чем отличается зима и весна?», «Какие животные домашние, а какие — дикие?», «Какие ты знаешь фрукты? А овощи?» Ну и так далее.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению — это уровни развития у ребенка мышления и речи. Обучение в школе предполагает владение следующими навыками:
- способность к простейшему анализу, к установлению причинно-следственных связей;
- свободное владение разговорной речью;
- умение выстраивать несложные рассуждения;
- владение основами абстрактного мышления — понимание, что символизируют собой буквы, цифры, геометрические фигуры;
- развитие мелкой моторики;
- интерес к получению знаний и способность прилагать усилия в процессе их «добывания».
Как определяется в ходе тестирования?
Ребенку задают обычные и логические задачки («на березе выросли 3 яблока и 2 сливы — сколько всего фруктов выросло?»); просят изменить существительные по роду, числу; составить рассказ по картинке или разложить картинки в порядке от логического начала до конца; выложить фигурки из спичек; посчитать от 1 до 10 и обратно; прочитать несколько предложений (если ребенок умеет читать); классифицировать фигуры (разложить круги вправо, треугольники влево
А также дается «графический диктант» — когда ребенку выдают листок бумаги в клеточку и просят рисовать линии под диктовку: «три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, две клеточки вправо…» — и так далее.
Личностная зрелость — это в первую очередь мотивация обучения. Формально одинаково успешны могут быть дети с совершенно разной мотивацией (учебной, социальной, игровой, статусной, мотивацией принуждения). Однако эффективность их работы, удовлетворенность ею и долговечность полученных знаний будет совершенно различна.
Кроме того, личностная зрелость — это и сформированность волевого компонента: умения самостоятельно выполнять предложенное задание и прилагать для этого усилия, сознательно и самостоятельно планировать свои действия, а также адекватность отношения к себе самому. Обращаю ваше внимание, что в этом возрасте адекватной является высокая самооценка ребенка (однако следует понимать разницу между «высокой» и «завышенной»).
Как определяется в ходе тестирования?
С ребенком проводится беседа о школе, о том, что бы он сделал в той или иной ситуации или на месте того или иного ребенка, кого бы выбрал в друзья или с кем бы сел за одну парту из предложенных «абстрактных портретов», символизирующих различным образом мотивированных учеников. Также выявляется уровень осведомленности о школе вообще: знает ли ребенок, для чего нужна школа, что такое урок, что такое каникулы, что такое дневник и для чего нужен, что делать, если хочешь выйти в туалет, как нужно обращаться к учителю, какие отметки хорошие, а какие — наоборот.
Ну и наконец выясняется отношение ребенка к самому себе, для чего малыша просят рассказать, «какой он»: выбрать из предложенного списка, качества, которые, по его мнению, к нему относятся (хороший, честный, трудолюбивый, аккуратный, умный — или какой-то еще).
Социально-психологическая, или коммуникативная, готовность ребенка к школе включает три компонента: так называемые коммуникативную, социальную и языковую компетентность. Важно умение ребенка вступать в контакт и взаимодействовать с окружающими, знать общепринятые нормы поведения и уметь считаться с ними на практике.
Как определяется в ходе тестирования?
Ребенка просят нарисовать зеркальное отражение рисунка, раскрасить фигурки по предложенной инструкции (с акцентом на то, что продолжить рисунок должны будут другие детки), предлагают решить задачки-«ситуации».
Итак, зная примерный набор требований (а при желании в Интернете можно найти полные версии всех предшкольных тестов), вы можете потренироваться с ребенком в их выполнении заранее. Ни в коем случае занятия не должны носить характер «натаскивания на тест». Это должна быть именно выработка навыков — ведь они помогут ему в дальнейшем обучении в школе.
Результаты тестирования оцениваются в баллах (в зависимости от используемого набора тестов) — по их количеству определяется так называемая степень школьной зрелости:
- очень высокая (рекомендуется обучение по усиленной программе);
- высокая и выше среднего (таких деток берут в лицеи и гимназии в первую очередь);
- средняя и ниже среднего (для них допустимо обучение в обычной, «массовой» школе);
- низкая (поступление в школу в этом случае придется отложить на год и за это время «наверстать упущенное»);
- особо низкая (в последнем случае вам порекомендуют и отложить поступление в школу на год, и пройти дополнительное обследование у специалистов).
Вы можете не внять этим рекомендациям, однако в интересах вашего ребенка все же выбрать нагрузку, адекватную его возможностям, а не вашим амбициям.
Имейте в виду, что здесь дан развернутый набор возможных вариантов. Такое полное тестирование ребенка вряд ли будет вам предложено, обычно в школах ограничиваются блоком «вопросов на общее развитие» и «интеллектуально-логическим блоком», да и все собеседование обычно занимает максимум 15−20 минут — больше деткам просто не выдержать.
Однако вы можете столкнуться и с «детальным анализом», особенно в учебных заведениях с серьезными требованиями и большим конкурсом. В интересах вашего ребенка пройти это тестирование, чтобы учителя адекватно определили нагрузку для него, а вы могли понять, что следует подтянуть за лето (ведь тестирования обычно проводятся весной) и над чем вам необходимо поработать, «куда расти».
Наталья Проценко, а по-моему бред это тестирование. Или может бредовые те, кто его проводят? вот не имеют права проводить школы, а отказывают в поступлении, если ребенок не ответил на вопрос. Хотя вот интересно на березе выросли... да еще разные фрукты...???? кто тест писал совсем идиот? Что будет если ребенок здравомыслящий попадется, в отличие от того кто тест составлял, и скажет честно- ни одного не выросло, на березе то...???
0 Ответить
Еж Руматович, так здравомыслящих и ищут ;) Если ответит "ни одного" - значит, логика в порядке ;)
0 Ответить
Наталья Проценко, как показывает опыт, ответа ни одного не будет в тесте, или проверять будет загадочная личность, у которой написан ответ в цифорках, она его и ждет. И плевать ей, что на березе
0 Ответить
Еж Руматович, но ведь проверяет психолог, и он ЗНАЕТ, в чем подковырка. И как раз ищет детей, которые сумеют логически подумать, а не просто механически сложить циферки.
0 Ответить
Наталья Проценко, вы так все красиво описываете, но вот я лично сталкивался и со школьными психологами и с учителями и даже с работниками отделов кадров. Которые взяли подобную тестувую методику из сборников. Тестов понавыдергивали и сидят себе проверяют через пень колоду, не всегда даже с предложенными вариантами ответов сверяясь, уж не говоря там про поиски разумного, доброго, вечного. Им велели протестировать - они тестируют, а будет там толк от теста или нет неизвестно. НУ и главный прокол тестов всем известен с давних времен - любой тест может выявить только одно направление мышления либо математическое, либо вербальное, либо творческое, если запихивать в тест все сразу- он получается слишком громоздким и не рациональным. Вот такое, в плане школы, очень важное ограничение.
0 Ответить
Еж Руматович, мне стало ясно, отчего у нас недопонимание. Вы говорите априори о непрофессионалах (то есть так, будто нормальных специалистов вовсе и нет), я же - о компетентных в своей профессии людей .
В то время как в реальной жизни встречаются и те, и другие, так что обобщать в ту или иную сторону - означает существенно искажать картину ;)
0 Ответить
Как-то мы все больше телефоном пользовались. Тем не менее, объяснять детям, что марка означает, что почтовое сообщение оплачено и в голову не приходило По мне, этот вопрос ничего об интеллекте не скажет.
0 Ответить
Елена Чувашева, об интеллекте, безусловно, это ничего не скажет. Но об общей информированности, об ориентировке в окружающщем мире - да. Только для наших реалий этот вопрос (про марки) малость устарел ;)
0 Ответить
Давно это было Но тестирование произвело неизгладимое впечатление. Как Вам вопрос к шестилетнему ребенку: "Для чего нужна марка на конверте?" Да и остальные были столь же "прикольные".
0 Ответить
Елена Чувашева, если давно дело было - ребенок мог и ответить. Этот вопрос, кстати, входит в батарею стандартных вопросов для тестирования. А вот спроси современного 6-7 летку то же самое - 80% пожимают плечами: люди перестали писать друг другу письма... Легче услышать объяснение, что такое e-mail, чем что такое марка ;)
0 Ответить
Наталья Проценко, статья хорошая.
Вспоминаю как проходил тестирование мой сын-инвалид с ДЦП.
Отношение к таким детям у врачей и педагогов, что они обязательно недоразвиты умственно и имеют психические отклонения. Собеседование производило впечатление поиска на чем бы его завалить. И жаль, что не получилось. "Ну вы ребенка и натаскали"-сказали нам в комиссии.
На самом деле никакого предварительного натаскивания не было, а было просто регулярное развитие умственных и физических способностей. Жена регулярно занималась с сыном, по методикам Никитиных, развивающих игр, фигур монтессори.
Сын уже университет окончил, а осадок от той встречи остался.
0 Ответить
Вячеслав Чермных, очень жаль, что к вашему сыну тогда так непрофессионально отнеслись.....
А вы с женой большие молодцы, что не "повелись" на миф о том, что ребенок с ДЦП - безнадежен в плане интеллекта. Это - неправда, тяжесть нарушений у всех разная, плюс адаптационные возможности разные...А уж сколько сил вложишь в ребенка - такую и отдачу получишь.
0 Ответить
Наталья, очень интересно и, безусловно, полезно всем родителям. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить