Ирина Литновская Грандмастер

Дошкольное образование: скупой платит дважды?

«Не хочу учиться, хочу жениться!» — так говорил своей матери Митрофанушка, знаменитый недоросль Фонвизина. Это слова, которые кто-то из нас услышит, будучи родителем подростка или молодого человека. И когда это произойдет, мы не раз вздохнем по тем чудесным временам, когда наши чада были еще маленькими и мы могли все решать за них: что им есть, одевать и чему учиться. Но так ли все было просто на самом деле? Трудностям выбора, грузу ответственности и истинной цене вопроса и посвящена эта статья.

Раньше, лет 15 тому назад, проблема состояла в том, чтобы вовремя «пихнуть» ребенка в малочисленные секции и коллективы. Особого выбора не было даже для жителей мегаполисов.

Сейчас же сложность заключается в обратном — в широком выборе различных заведений, где с радостью (или без таковой) вашего отпрыска научат чему-нибудь нужному (или ненужному), а главное — платно или бесплатно. Поэтому есть повод поразмышлять о том, что делать, когда жениться еще рано, а учиться уже надо.

Итак, о чем же надо знать родителям, прежде чем открыть кошелек и не закрывать его до конца учебного года.

Можно заплатить большие деньги и получить положительный результат

Многие по сей день настороженно относятся ко всякого рода частным детским студиям, обещающим за круглую сумму выучить вашего малыша всему и сразу. Конечно, уровень преподавателей в таких заведениях порой оставляет желать лучшего, но, по моим наблюдениям, частная студия — отличное место для детей до 3−4 лет. Конечно, во время занятий взрослый будет обучать малыша тому, чему можно научиться и дома, но, как правило, дома на такие игры времени как раз и не хватает. Поэтому при наличии средств частная студия — полезное дополнение к детскому саду и отличное место пребывания домашнего ребенка до того момента, пока для него не откроются двери других заведений.

Можно заплатить деньги и все равно быть отчисленным из студии или секции

К большому удивлению многих, из частной секции (особенно это касается платных танцевальных студий) можно быть отчисленным за неуспеваемость. И дело здесь не в отсутствии способностей у вашего малыша. Только выдающиеся личности могут проявить себя в столь юном возрасте. В действительности, частные студии и секции в борьбе с конкурентами участвуют во всевозможных конкурсах и показах, где непременно стремятся победить, показав высокий уровень преподавания путем демонстрации мастерства своих учеников. Стены таких заведений пестрят фотографиями известных людей — клиентов студии.

Таким образом, дети, не подходящие на роль «стойких оловянных солдатиков», требующие дополнительного внимания, оказываются «за бортом» — никто не желает тратить время на их обучение. К сожалению, во-первых, «за бортом» могут оказаться неординарные талантливые люди. Во-вторых, часто в момент записи родители не ставятся в известность о «высокой цели» занятий, а по мере приближения к дате показа некоторые, неожиданно для себя, начинают получать негативные отзывы о своем ребенке как о плохом ученике. Итог может быть плачевным как с моральной, так и материальной стороны: занятия приходится прекратить, а деньги оказываются потраченными впустую.

Можно заплатить большие деньги и не получить никакого результата

Для вас не должно быть секретом то, что ваши ожидания могут не оправдаться. К сожалению, это касается не только частных студий. Иногда разочаровать вас может и престижное государственное заведение, в частности, музыкальная школа, при котором открыт кружок для дошкольников. Иногда деньги — единственный стимул для преподавателя, заставляющий его взяться за обучение малышей. При этом сам ребенок будет очень доволен занятиями и учителем, но вы будете неприятно удивлены уровнем «мастерства» вашего отпрыска. Вы должны понимать, что платите за бренд, за возможность сказать: «А вот моя дочь учится в школе имени…». Как правило, впоследствии государственные заведения все равно отбирают учеников на основе конкурса. Следует изначально выяснить, дает ли обучение ребенка в данном заведении какие-то дополнительные шансы для дальнейшего поступления в него или нет.

Можно заплатить, работая на то, чтобы в перспективе не платить

Работу этой старой отлаженной системы обучения лучше всего рассмотреть на примере бассейнов, принадлежащих спортивным обществам, хотя характерна она не только для них. Суть заключается в том, что дети с 3-х лет до школьного возраста обучаются плаванию за деньги, а впоследствии некоторым из них предлагают поступить в спортивную школу и тренироваться бесплатно.

Что следует знать родителям: подавляющее большинство тренеров — бывшие профессиональные спортсмены, а значит, очень строгие люди. Это не случайно и не плохо — это факт, и его надо принять как есть. Поэтому не стоит удивляться, если вашего малыша будут периодически ругать за лень и ошибки, а порой даже выставлять за дверь в воспитательных целях. Спорт связан с самоопреодолением, и эти люди, тренеры, когда-то преодолели свои страхи и неуверенность в себе, раскрыли новые возможности своего организма и способны передать свои навыки малышу. Если, конечно, вы не будете путаться у них под ногами со своими методиками.

Относиться к тренерским методам следует спокойно ровно до того момента, пока они будут казаться вам приемлемыми. Однако настоящий «зверюга-тренер» не подходит для работы с 3−4-летними детьми. И уж совершенно неприемлем, и не только в спорте, метод «показательной порки», когда с подачи преподавателя другие дети, товарищи вашего ребенка, выступают в роли его же судей. От педагога, использующего сей метод, следует бежать без оглядки, забыв об уплаченных деньгах, ибо нет ничего опасней непризнанной «звезды» большого спорта (сцены), что выплескивает на неокрепшие детские головы свою профессиональную несостоятельность.

Можно не платить, но с возникновением интереса ребенка к делу столкнуться с необходимостью платить

Ситуация прямо противоположная описанной выше. В районных Домах творчества не раз можно столкнуться с необходимостью платить за второй и последующие годы занятий в творческих коллективах. Это происходит по двум причинам: во-первых, Дом творчества, так же, как и частная студия, заботится о своем имидже. Во-вторых, используется интерес и тяга ребенка к конкретному занятию с целью заработать на этом какие-то, небольшие по сравнению с частными студиями, деньги. Однако сказанное вовсе не означает, что отзанимавшегося один год ребенка со следующего учебного года выставят за дверь. Он может продолжить бесплатное обучение, но быть готовым к тому, что ему придется танцевать (петь и т. д.) вместе с новичками в переполненных и, зачастую, разновозрастных группах.

Мы рассмотрели основные ситуации, возникающие при попытке «трудоустроить» малыша. К счастью, не все и не всех можно купить за деньги, как нельзя купить преданность своему делу и любовь к людям. Поэтому, отправляясь в районный Дом детского творчества, чтобы записать ребенка в бесплатную студию, задержитесь ненадолго в коридорах, побеседуйте с другими родителями. Вы узнаете о людях, слава о которых бежит далеко впереди, о тех, кто способен учить детей без крика, шантажа и запугивания, на чьих уроках даже самый отчаянный проказник сидит, раскрыв рот.

Услышав имя такого человека, обязательно дождитесь его, и когда он любезно пригласит вас побеседовать в свою рабочую «каморку», вы непременно увидите, что стены там обклеены фотографиями и рисунками его учеников, подоконник пестрит поздравительными открытками с каким-нибудь давно прошедшим юбилеем, а на столе горячий чайник и коробочка конфет. Лично я таким учителям доверяю больше всего.

Обновлено 28.01.2010
Статья размещена на сайте 10.12.2009

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ирина Кузьмичева Читатель 25 декабря 2010 в 14:08 отредактирован 25 декабря 2010 в 14:15

    Ирина Литновская, отличная и очень полезная статья! Нашей дочке всего два месяца, но мы уже изучаем вопрос о дополнительном образовании. К году хотим отправиться на занятия для самых маленьких в какой-либо центр детского развития. Вопрос в том, что сейчас их так много развелось, так трудно выбрать...

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий удален
  • Ирина Литновская, спасибо за статью.
    Я вот думаю: может, проще найти хороший детский сад, чем раньше времени мучить ребёнка всякими кружками-секциями?
    Серьезным спортом/танцами/языками и пр. до школы заниматься рано: до школы ребёнку нужно общее физическое, эмоциональное, творческое, интеллектуальное развитие. Ему больше необходимы игры, сказки, сделать какую-нибудь поделку, учиться общению со сверстниками, получить представление об окружающем мире и т.д. и т.п. Ребёнок в дошкольном возрасте не должен получать большую нагрузку.
    Также, большая ошибка родителей - обучение ребенка чтению, счету, письму до школы. Лучше найти нормальную школу, где учителя начальных классов всему этому обучают.
    Я считаю, что всему свое время.

    • Комментарий удален
      • Ирина Литновская, в принципе, я ничего не имею против кружков-секций как таковых. Я с Вами согласна: главное, чтобы всё было в соответствии с возрастом.
        На данный момент мы с Вами говорим о дошкольном образовании. Я полагаю, что кружки с творческой направленностью (лепки, оригами, например) или физкультурной (та же ритмика) пойдут только на пользу. (Вообще-то эти занятия должны быть в нормальном детском саду...) Однако, есть такие мамочки, которые стремятся своих детей 5-ти - 6-ти-летнего возраста отдать в большой спорт или на уроки музыки (мол, "таланты надо развивать"), нагружая детскую голову сверхответственностью и специфическими знаниями, усвоить которые ему еще очень трудно.
        ИМХО, разумеется.

  • Ещё один положительный комментарий

    Ирина Литновская прекрасная статья, особенно заключение:
    Рассмотрены "... основные ситуации, возникающие при попытке «трудоустроить» малы-ша. К счастью, не все и не всех можно купить за деньги, как нельзя купить преданность своему делу и любовь к людям. Поэтому, отправляясь в районный Дом детского творчест-ва, чтобы записать ребенка в бесплатную студию, задержитесь ненадолго в коридорах, побеседуйте с другими родителями. Вы узнаете о людях, слава о которых бежит далеко впереди, о тех, кто способен учить детей без крика, шантажа и запугивания, на чьих уро-ках даже самый отчаянный проказник сидит, раскрыв рот..."
    Следует заметить, что родители, бабушки и дедушки часто приводят детишек в те секции, которые нравятся им, не подозревая, что данный вид спорта, танцев их ребёнку не подходит по генотипу. Каждый тренер, учитель танцев автоматически оценивает способности ребёнка по морфотипу (телосложению), в том числе учитывает морфотип родителей, бабушки, дедушки, которые их привели. Далее строит отношения с ребёнком согласно теории и методки спортивного отбора. Но это в спортивных секциях, нацеленных на подготовку чемпионов мира, олимпийских игр или чемпионов или дипломантов конкурсов меньшего ранга.
    Уважаемые Валентина Пономарёва и Ирина Литновская, вероятно, вы попали в такие секции, школу танцев.
    Сейчас существует много кружков, секций по самым различным видам спорта, танцам, в которых Первый год дети занимаются ОФП (общефизической подготовкой), одинаковой для всех детишек. Тренеры этих секций материально заинтересованы в посещении занятий. Одна из задач тренеров выявить способности новичков к тому или иному виду спорта и через год-два направить детей в соответствии с их способностями. К сожалению, истинных педагогов всегда не хватает, и к ним нелегко попасть, но хороших специалистов много. Но можно воспользоваться советом последнего абзаца. Удачи.
    С глубоким уважением к автору статьи и комметаторам.

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий удален
      • Ирина Литновская, к сожаоению, садисты встречаются и среди тренеров. Ещё в бытность СССР в "Советском спорте" обсуждали треров садистов. Грозили уволить их с работы, лишить дипломов, но учитывая, что у них были большие успехи, всё осталось, как было.
        Ещё раз, к сожалению, жизнь складывается так, что мы сами должны защищать своих детей. А может быть это правильно.
        Прежде чем отдать своего ребёнка тренеру, поговорите с детишками, которые уже занимаются, с их родителями. Поинтересуйтесь - открыт ли этот тренер. Открытые тренеры не боятся приглашать на занятия родителей. Это полезно и важно для ЕГО успеха в работе. Если он закрыт, задумайтесь!
        Если эти советы помогут, буду очень рад за вас.
        С уважением Ю.Луконин

        Оценка статьи: 5

        • Комментарий удален
          • И вам спасибо Ирина, я лишь другими словами повторил последние два абзаца вашей статьи. Жаль, что мало комментариев. Наверное, молодым родителям сейчас не до чтения, а может быть не до детей?! Или у них нет этих проблем?
            С уважением. Ю. Луконин

            Оценка статьи: 5

            • Комментарий удален
  • Мою дочку из хореографии преподаватель вышибала почти что со слезами на глазах. Это было близко к истерике: "Не приводите ее больше ко мне, у меня сердце разорвется. Она самая способная из всех, что я видела, но я никогда не видела такой лени немыслимой, и я просто не имею права брать у Вас деньги за обучение этой девочки, которая не хочет ничему обучаться".

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за статью -- она для меня очень "своевременна", так как собираюсь устроить ребёнка на танцы... Это уже дорого само по себе, но хочется, чтобы деньги не платились впустую...

    Оценка статьи: 5