Материалы от компаний
Максим Селинский

Как освоить английскую грамматику?

«Какую форму глагола поставить? Какое время использовать — будущее или настоящее? А предлог какой? Тьфу, опять эта грамматика!»

«Главное, чтобы поняли, что я сказать хочу, а уж насколько правильно — это не важно».

«Ну да, как же не важно? С начальником мне тоже придется разговаривать на ломаном английском? А с клиентами? Ну, уж нет, грамматика нужна, и самая серьезная».

Мнения разные: умеющей разговаривать по-английски Маше правила согласования слов в предложении уже вроде бы и не нужны (часто ли мы сами задумываемся над правилами, разговаривая по-русски?), а Пете, который еще не освоил разговорные навыки, все эти премудрости покажутся нагромождением законов и исключений.

Но оставим Машу, и без того владеющую английским свободно, и поговорим с Петей, сокрушающимся по поводу изобилия правил.

Как освоить английскую грамматику? — сокрушается студент, перепробовавший заниматься на разных курсах, имеющий довольно большой словарный запас, но теряющийся и застывающий в оцепенении при попытке произнести законченную фразу.

Задающий такой вопрос, как правило, действительно хочет освоить грамматику, но вот зачем? Для сдачи теста или для того, чтобы научиться говорить?

Почему важно определиться с целями? Потому, что выше описаны две принципиально разные ситуации — готовясь сдавать банальный тест, можно пролистать несколько вариантов заданий прошлых лет да сборник грамматических правил. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы расставить галочки напротив правильных ответов.

Но если задача — научиться говорить на английском языке без ошибок, не смущая начальников или клиентов неожиданными ляпами и двусмысленностями, грамматику надо осваивать совсем по-другому. Точнее, для того, чтобы научиться говорить, нужно учиться говорить, а не зазубривать грамматические правила.

«Легко сказать — учиться говорить! — а как это сделать?» Очень просто: выключить «поторапливатель» и осваивать язык от простого к сложному. Не надо с самого начала пытаться изъясняться сложносочиненными конструкциями. Вначале хорошо бы освоить что-нибудь попроще. Простые, короткие, понятные фразы с правильным порядком слов. Никаких сложных оборотов, никаких нагромождений слов и времен.

Получается? Что ж, здорово, пока эти простые фразы не начнут отскакивать от зубов, стоит отрабатывать их. Зато, уж если этот рубеж взят, можно смело переходить к более сложным конструкциям.

Не стоит оставлять правила грамматики в памяти. Из этого отсека они должны навсегда перейти в отсек управления речью, должны закрепиться на уровне рефлекса. Представьте, в тот момент, когда студент только готовится сказать фразу на неродном языке, эти правила уже работают, а не смутно вспоминаются как что-то такое, о чем говорилось на занятии, но никто уже и не помнит, что именно.
Так, один студент, сам того не осознавая, стремился зазубривать каждое правило наизусть, думая, что от этого скорость его речи возрастет. Однако, в жизни получалось совсем другое — пытаясь сказать что-то, он вначале вспоминал нужное правило, иногда делился им с собеседником, и лишь потом составлял увесистые и неповоротливые, как булыжники, предложения. Каждый раз результат повторялся как спектакль в течение сезона: собеседник выпучивал глаза и долго не мог остановить взрыв хохота.

Придя на курсы разговорного английского языка, под чутким руководством преподавателя, этот студент без особого труда научился говорить вначале простыми фразами, без ежеминутного повторения про себя нужных правил, а потом, сам того не замечая, стал импровизировать со все более и более сложными предложениями. Уже к концу первого уровня (всего полтора месяца занятий) он мог по-английски рассказать о себе, не краснея и не залезая за словом в карман.

Описанный случай часто повторяется с другими студентами. К счастью, разговорные курсы на то и разговорные: приходя на занятия, студенты учатся владеть своей речью, своим языком, учатся говорить правильно сразу, без постоянной зубрежки правил. Освоив этот навык, они без труда обогащают свой разговорный язык все большим и большим разнообразием конструкций и типов предложений.

Как видно, грамматику английского языка освоить совсем не сложно. «Главное — правильно начать», — резюмировала студентка, устроившаяся на работу в престижную компанию после окончания четырех уровней курса английского в Прикладном образовании. Правильный выбор курса английского оказался для нее еще и началом успешной карьеры.

Чтобы начать правильно, приходите к нам в Прикладное образование на бесплатный вводный (ознакомительный) урок курса английского языка. Здесь вы сами сможете убедиться в том, что освоить грамматику можно просто в процессе обучения разговорному языку. А научиться разговаривать по-английски можно и без изнуряющей зубрежки. Учитесь говорить по-английски и применять свои знания! Успехов вам!

Обновлено 27.02.2010
Статья размещена на сайте 27.02.2010