Григорий Ганзбург Дебютант

А надо ли учить ребенка музыке?

Учить ли ребенка читать и писать, учить ли его алгебре, химии, истории, наконец, учить ли его прыгать через «козла» — всех этих вопросов обычно не возникает в семье: они решены обществом централизованно и, надо думать, бесповоротно. А вот в важнейшем для развития ребенка вопросе о том, получит ли он музыкальное образование, в каком объеме и какого качества, оставлена полная свобода выбора.

И решение принимают мало подготовленные к этому родители самостоятельно, в каждом случае индивидуально и, к сожалению, зачастую неправильно. Всё зависит от меры понимания последствий этого решения для всей будущей духовной жизни их детей. Увы, во многих случаях мера понимания невысока.

Конечно, бывает так, что музыкальному воспитанию и образованию какого-либо ребенка мешают обстоятельства. Но гораздо чаще мешают люди, притом люди самые близкие для него. Мешают из-за неосведомленности, из-за предрассудков, устоявшихся заблуждений, резко говоря, мешают по невежеству и некультурности.

Я давно убедился, что, в зависимости от отношения к музыкальному воспитанию детей, родители подразделяются на пять категорий.

Первая категория, наиболее многочисленная, — это те люди, которые не хотят брать на себя лишние хлопоты и возиться с музыкальным обучением. Типичная фраза, которая при этом произносится, звучит так: «Моему сыну (дочери) медведь на ухо наступил». Под этим подразумевается отнюдь не глухота, а отсутствие так называемого «музыкального» слуха. А с самим этим понятием музыкального слуха связан один из наиболее глупых и трудноискоренимых предрассудков.

На самом деле нет никакого «музыкального» слуха, как нет, скажем, «литературного» зрения, от которого бы зависело, обучать или не обучать детей чтению и письму. О музыкальном слухе педагоги говорят тогда, когда имеют в виду степень натренированности звукоразличительных навыков, необходимых для достижения определенных уровней музыкального профессионализма. При этом речь идет опять-таки не о том, есть музыкальный слух или его нет, а о том, в какой степени он развит воспитанием и обучением. Поэтому применять это понятие до обучения, да еще по отношению ко всем детям (даже к тем, которые не собираются стать профессиональными музыкантами) совершенно бессмысленно.

Слух, как потенциальную способность воспринимать музыку и музицировать на любительском уровне, имеют абсолютно все нормальные дети (исключение составляют, может быть, только глухонемые от рождения). Возвращаясь к характеристике первой категории родителей (которые пеняют на медведя), мы должны уяснить, что в этом случае родитель как раз и есть тот «медведь», который наступает на ухо собственному ребенку и задерживает его музыкальное (а значит, и общее) развитие.

Вторая категория — это родители, которые исходят из убеждения, что их чадо от природы талантливо. И при всем том, что они, как правило, некритично относятся к своему ребенку и склонны к чудовищным преувеличениям, должен сказать, что в главном такие родители абсолютно правы. Их дети имеют достаточные способности для обучения музыке. Во всех случаях. (Лучшие музыкальные педагоги придерживаются того же убеждения. Рассказывают, что легендарный Пётр Столярский, учитель Давида Ойстраха, бывало, прослушав начинающих, говорил их родителям так: «Ах, ничего особенного, обыкновенный гениальный ребенок».)

Подобно тому, как не найти ни одного здорового ребенка, которого бы нельзя было научить читать и писать, вы не найдете и такого здорового ребенка, который бы не мог при правильном обучении освоить грамотное музицирование (чтение и запись нот, воспроизведение их голосом и на музыкальном инструменте).

Мне могут возразить, что не все дети, обучавшиеся в музыкальных школах, сносно этим овладели. Да, это так, и причин здесь две. Во-первых, слишком позднее начало обучения (а 7−8 лет — это уже поздно!), во-вторых, неверные методы обучения. Ведь грамоте удается обучить всех детей, даже самых нерадивых, а музыкальной грамоте (беглому чтению нот) — не всех. Представляете, что это должна быть за «чудо-методика», чтоб ребенок учился читать и не научился?!

Однако о верных методах обучения мы поговорим в другой главе. А пока подчеркну, что именно для такой категории родителей, интуитивно знающих, что их дети — вундеркинды, я и пишу этот цикл статей. Впрочем, и родители из предыдущей категории, если им удастся «прогнать медведя», узнают из этих заметок, как лучше, рациональнее создать условия для музыкального развития их детей.

Третья категория — родители, движимые тщеславием. Они начинают обучать детей музыке из соображений престижа, чувства кичливости и других низких мотивов (вплоть до зависти). Среди этих людей есть даже такие, кто глубоко равнодушны к искусству, склонны пренебрежительно отзываться о музыке как, в лучшем случае, о пустом занятии, но, тем не менее, стремятся «купить» для своего отпрыска музыкальное образование, дабы он был «не хуже других». Это тот случай, когда не самые высокие побуждения и не самые праведные цели парадоксальным образом толкают человека в верном направлении. (Хотя должен заметить в скобках, что для педагога работа с ребенком таких родителей и в особенности общение с самими этими родителями — тяжелый случай.)

Четвертая категория — максималисты. Заподозрив однажды, что их ребенку не суждено стать великим артистом, они сгоряча решают, что никакое музыкальное образование в таком случае вообще ни к чему, — и прекращают учить детей музыке. В сочетании с ленью самого ребенка такие ситуации часто оказываются безнадежными. Особенно досадно бывает потом, когда с годами у ребенка возникает желание музицировать или даже происходит запоздалое раскрытие недюжинных талантов. Но поезд уже ушел: возможности музыкального развития, упущенные в раннем детстве, никогда не наверстать.

И, наконец, пятая категория. Тот идеальный случай, когда люди не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки, и потому для педагога взаимодействие с такими родителями — наилучший вариант.

К сожалению, родителей этой категории в наше время (из-за общего невысокого уровня педагогической культуры в обществе) встретишь крайне редко. Но что поделаешь, идеал, как известно, бывает только в идеале…

Продолжение следует…

Обновлено 12.06.2015
Статья размещена на сайте 11.04.2010

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Екатерина Рогова Екатерина Рогова Читатель 20 октября 2010 в 14:35 отредактирован 24 мая 2018 в 12:20

    Григорий Ганзбург, надо ли учить ребенка музыке или не надо учить ребенка музыке, вопрос, конечно, не однозначный. С одной стороны, занятия на музыкальном инструменте прививают ребенку трудолюбие, усидчивость, ответственность, умение бороться до конца, развивают память, музыкальность, артистичность и т.д. Но с другой стороны, эти качества можно развить, занимаясь и другими видами искусств или спорта. На мой взгляд здесь нужно опираться, в первую очередь, на желание самого ребенка, на его наклонности. Статистикой доказано, что на скамье подсудимых почти нет людей, которые бы в детстве занимались музыкой. Т.е. музыка воспитывает. Поэтому, занимайтесь на музыкальном инструменте, пойте, слушайте музыку, но только с удовольствием!!!

  • Конечно надо!

  • Григорий Ганзбург, и по ритмике - было два знакомых, которые совершенно не могли чувствовать ритм, особенно , если чередуются сильные и слабые доли. Тогда мы просто удивлялись - как такое может быть. По теории дети старше 6-7 лет уже такой проблемы не должны иметь, а тут -выпускники школы...

  • Олег Бурмистров Читатель 26 мая 2010 в 13:24 отредактирован 24 мая 2018 в 08:25

    Мое мнение, что детей не нужно никуда подталкивать. Если у ребенка есть талант, то он проявится сам и тогда он займется музыкой с радостью.
    Глупо, когда детей водят в музыклаьную школу и заставляют играть на пианино, хотя это доставляет ребенку только расстройство.
    Когда ребенок занимается музыкой с радостью, то у него есть шанс стать изветсным.

    К сожалению, многие родители этого не понимают.

  • "...нет никакого «музыкального» слуха...
    осмелюсь заметить - утверждение совершенно беспочвенное, если не сказать более.
    В ДМШ есть дети,которые весьма сносно учатся специальности и никогда не один педагог не может и не сможет научить его сольфеджировать (так называемые "гудки"). И "гудеть" этот ребёнок будет и закончив обучение. Нет у него связи "голосовые связки-ухо".
    А другой пример в моей семье - "абсолютный" слух и совершенно "нечистое" интонирование голосом при этом, при чём - человек,естественно, слышит своё "нечистое" пение,но исправить ничего не может.

  • Тщеславие педагога тоже играет роль на начальном этапе на то, каких успехов в музыке добьется ученик. Чем больше учитель требует от ребенка, чем выше планка, тем больше стремлений у ребенка. Главное - не перегнуть палку, не отбить охоту к занятиям на инструменте.

    Оценка статьи: 5

  • Думаю учить музыке ребенка все же нужно. Если это так сказать не его стихия, то это родители должны увидеть и принять меры... Например отдать свое дитя в какую-либо другу секцию/школу и т.п.
    А за статью спасибо

  • Есть еще родители - мечтатели ))

    Все ж таки "слух" бывает врожденный, но лучше в это не вдаваться, поскольку все развивается.

    За статью - спасибо.

    Оценка статьи: 5