• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Бывший модератор

Детское чтение: для чего нужен читательский дневник?

Давным давно, в светлые времена моего детства, народы в школах вели читательские дневники. Это был документ строгой отчетности перед лицом преподавателя русского языка и литературы.

Для меня это случилось в четвертом классе — на старте средней школы, после начальной трехлетки.

Скажу честно: вести этот дневник было противно. Обязаловка! Требовалось не только соблюдать условности: указывать автора, название книги, перечислить героев, разобрав их на главных и второстепенных, описать сюжет и свое отношение к книге, да не кратко, в рамках «ндравицца-нендравицца», но с обоснованиями.

Ну и представьте, каково это — на уровне 4−5 класса делать текстологический анализ произведения на полторы-две тетрадные странички. Я этот анализ катала сразу в дневник. Кто ж будет все это сочинять на черновике, а потом нудно переписывать!

Нет, ну кто-то так и делал — сочинял на черновике, потом переписывал, допустив помарку — обливался слезьми, вырывал страницу — и снова переписывал. Но я этой черной работы гнушалась. Читала-то я много, книг для дневника в запасе было видимо-невидимо. И под каждую возиться с черновиками — для моих детских ручек, к скорописи непривычных, было это гнусное дело.

В итоге при ежемесячной проверке читательских дневников я получала свои законные 5/2: первая оценка — за содержание, вторая — за технику исполнения. Плюсом — учительский красночернильный росчерк-вопль: «Почему так грязно!».

Первым делом ведение этого дневника научило меня замечать в книгах не только героев и сюжет, но и — имя-фамилию авторов. Что разом повысило градус моей (и одноклассников, конечно; предполагаю, таковы порядки были везде?) образованности в сфере литературной. Книги перестали были историями о жизни, стали — произведениями таланта и ума писателей.

Это, в свою очередь, помогло хоть в малой степени ориентироваться в литературном море-окияне: читать уже можно было не то только точечно, что учитель велел и библиотекарь рекомендовал, но сформировать список любимых писателей — и по списку работать с собраниями сочинений.

Как понимаю, ведение ЧД способствовало формированию навыка собирать и анализировать информацию. А также — иметь собственное мнение (хотя бы — о прочитанной книге) и в кратком объеме излагать его на бумаге. В общем, нехитрая истина: чтобы научиться писать — надо писать. Надо тренироваться.

Экзаменационные сочинения хоть куда — за среднюю школу, в институт — я накатала с положенными черновиками, но без особого напряга, и — на круглые пятерки. Конечно, ранняя практика работы над читательским дневником тому способствовала в немалой степени.

Обзаведясь собственным ребенком, я принялась интенсивно делиться с ним своим опытом. Первый ребенок попался для таких целей удачный — во-первых, девица, во-вторых, по душевному складу этакий эмоциональный рационалист-аналитик. В самый раз — чтоб быстро научиться читать, обдумывать прочитанное, рассказывать о своих думах — и, освоив письмо, — записывать эти рассказы.

И стало дите вести такой дневник. Сначала, еще не научившись писать, диктовала мне свои впечатления о книгах, которые начитывали мы с мужем детям на сон грядущий. Потом, овладев грамотой и письмом, стала записывать все это сама.

На этой почве довольно рано стало понятно, что у дочери врожденная (или просто рано сформировавшаяся?) грамотность, стилистическое чутье и вообще отлично подвешен язык.

Со вторым ребенком вышло все не так. Во-первых, получился сын, во-вторых, не было у него ни малейшего налета рационализма, в-третьих — впечатления свои он предпочитал не рассказывать, а рисовать. Рассказы же, как положено у пацанов, были сплошь глагольные, а рисунки — … до сих пор мороз по коже пробирает, как их вижу. Они тоже были (и есть) этакие глагольные: сплошь действие, смешались в кучу люди, кони… Грамотности он не обрел, хотя стиль чует.

В отношении дочери мои приставания — «пиши, пиши, это ж интересно!» — поддерживала учительница литературы (там были и списки летнего чтения, и приказ к началу учебного года явиться с ЧД, в котором это самое летнее чтение следовало описать, и отличные оценки за понаписанное в течение каникул). С сыночка учителя требовали ведения ЧД только в начальной школе, средняя обошлась без такой повинности — и моя инициатива разбилась о нежелание младенца себя утруждать за бесплатно.

На днях поинтересовалась у знакомой учительницы начальных классов: как сейчас в школе относятся к ведению читательских дневников? Она ответила: в начальной школе мы этого требуем, в средней — на усмотрение учителя. Значит, моей дочери повезло с учителем — у любимой Татьяны Владимировны оказалось правильное усмотрение.

Сыну такой учитель с нужным «усмотрением» не попался. Те, которые попались, читательских дневников с него не спрашивали. Правда, научили находчивости — а что еще требуется, чтобы сдавать тесты! Рулит ЕГЭ, как известно.

Впрочем, может, не стоит сожалеть? Другой человек — иные потребности. Заставлять — себе дороже. Нет надежнее способа отвратить ребенка от того или иного занятия, как заставлять его что-то делать (впрочем, не берусь рассуждать о технологии обучения музыке!).

Наш итог меня вполне устраивает. Дети научились читать и понимать прочитанное. С дочерью можно вместе хихикать над опечатками, стилистическими ошибками, дурными стихами — сыну смысл филологических анекдотов приходится растолковывать. Как он растолковывает нам идеи, которые видит в цвете и рисунке.

Но одна общая радость у нас есть: мы любим читать книги. Может, потому, что читательские дневники сделали нас в этом деле хоть мааааленькими, но профессионалами?

Статья опубликована в выпуске 17.02.2011
Обновлено 25.07.2015

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Книги перестали были историями о жизни, стали – произведениями таланта и ума писателей.

    Печально это.. помню, что мне это открытие очень не понравилось, и продолжал читать запойно, принципиально перелистывая несколько страниц где рассказывалось об авторе и его произведениях не читая.

    Кста, та же бодяга с фильмами. Никак не мог понять в чем кайф - знать как фамилие актера и где еще он снимался/сь, вживался в сюжет по-звериному, наивно и весь.

    Жаль что это проходит конечно, но лайф из лайф как говорят французы.

    зы
    а с учительницей русяза и литры Марией Филипповной мне сказочно свезло. Она сумела простить нас с приятелем, когда мы намазали доску свечкой, и еще не единожды защищала и вытаскивала из всяких пацанских передряг, благо и власть и авторитет были под рукой - она еще и завучем была. За что мы ее любили всеми фибрами своих бестолковых душ.

    Оценка статьи: 5

    • Кайф в другом - в том, чтобы, начиная читать, уже знать и автора, и произведения - узнавать писателя в книгах. Тут особые мотивы есть. Я не раз за собой замечала: почитаешь вот Толстого какого-нибудь - и толстовским штилем начинаешь писать))) Или - что-то этак по-достоевски изображать. Мозги и рука как-то настраиваются на тот стиль. А уж удовольствие от чтения Чернышевского описать невозможно. Когда я читала набоковский "Дар" - так восхитительно было видеть, как Набоков стилизует чернышевскую многословную скороговорку. Попалась не так давно на глаза публикация дневников одного юного купца первой половины 19 века - и я была поражена, то ж настоящий Достоевский! Сбивчивость изъяснения, стремление описать себя, мелкого и ничтожного, свои мельчайшие ощущения в подробностях - сплошная "Неточка Незванова"))) Я читала - и вдруг поняла: вот они такие люди были, так мыслили и чувствовали.
      Нынешних постмодернистов, не имея этой еще школьной нахватанности, вообще читать не стоит))
      А учителя - помнятся, да, особенно если учесть, что с течением времени все больше и больше их переселяется на кладбище. И плюсом к ощущению вины перед ушедшими родителями (известный мотив: не успел сказать им то, что должен был, не простил/не прощен за всякое, что в быту и виной-то не считалось...) с каждым Днем учителя переживаешь те ж приступы смутной вины перед ними. И школьные мелочи вспоминаются, и встречи после школы - пересекаясь на улицах, если случались. Но все ж более - не вины - а признательности за ученье. За то, что всю придурь, все твои заскоки терпели. Или не терпели - и о том ясно и четко давали понять. За то, что потом ловили какие-то новости о событиях твоей жизни.

      • Люба Мельник, почитаешь вот Толстого какого-нибудь - и толстовским штилем начинаешь писать))) Или - что-то этак по-достоевски изображать. Мозги и рука как-то настраиваются на тот стиль.
        Где-то я уже про подобный эффект слышал... А, вот здеся:
        hypnostraus.livejournal.com/2704.html#cutid1

        Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, ой не... В моей школе такого не было, и слава Богу... Я бы вообще читать перестал, если бы мне каждую книгу так разбирать пришлось... Живу эмоциями, а всякие логические хрени с анализами только сонливость вкупе с раздражением вызывают...
    Не знаю, может, такая фишка и научила бы "думать", но скорее получилось бы "не рыба не мясо" - и эмоции убиты, и в "интеллектуальные" красоты по примитиву въезжаешь, и то в лучшем случае...
    Как некий факультатив - да, а в обязательном порядке - Боже упаси! И вообще: "Я меркантильный жлоб, и мне плевать на некоммерческий хип-хоп!" (с) Толку со всех этих толстых книг, если они НИ НА ЧТО не влияют в этом мире (кучка толстолобиков не в счёт)...

    Оценка статьи: 5

  • Да, помню и я такие дневники. Они убивали весь интерес к книге. А еще глупым занятием было составлять пересказ прочитанных глав в картинках (зарисовывая эпизоды как диафильм) - бездарная трата детского времени.

  • Ооо, взахлёб прочитала! Не забыть бы за пару лет
    А я такого не помню вообще...

    Оценка статьи: 5

  • Кстати, попалось тут в блоге библиотекаря - Читательский дневник семейного чтения. Может, для кого-то из юных родителей полезным покажется:
    "Многие родители не знают как построить свою работу по организации детского и семейного чтения. В нашей школе для этой цели созданы читательские дневники семейного чтения. Вернее, создавались они сначала для организации систематического чтения школьника, но уже в процессе создания выяснилось, что родители должны быть не сторонними наблюдателями, а активными участниками. Работа проводится эта уже в течение 5 лет, созданы читательские дневники с 1 по 5 класс. Конечно, под каждый класс дневник корректируется, обсуждаются цели и задачи с учителем, ставятся приоритеты, а потом уже дневник "издается". В течение учебного года класс обязательно отслеживается, подводятся промежуточные итоги, корректируется работа." и т.д.

    • В нашей школе для этой цели созданы читательские дневники семейного чтения.

      Да в наше торопливое время уж и семей то таких не осталось, способных
      семейно читать одну и ту же книжку, или
      скажем петь, музицировать или ставить домашний спектакль.

      Многие родители не знают как построить свою работу по организации детского и семейного чтения.

      Я знаю.

      Надо довести чадо чтобы без книжки жизни не видело, а потом все книжки рраз - и отобрать.

      И дать чистую тетрадку и карандаш )))

      После нескольких приближений будем иметь вполне зрелого критика, свободно ориентирующегося в безбрежном море имен и произведений.

      Оценка статьи: 5

  • Вёл я такой дневник. Та ещё жесть. Могу предъявить сканы.

  • Люба Мельник, очень интересный опыт!

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, Замечательная статья, очень актуальная для меня сейчас... А скажите в каком возасте дочка начала надиктовывать дневник, а в каком сама его писать, и самое главное, что именно было в нем, в смысл разделы. Я просто помню по школе что там было, но честно скажу не хотел бы так же издеваться над собственной дочкой.

    • Разделы: автор, название книги, главные и второстепенные герои, кратко сюжет, свое отношение. Для начала - если ребенок еще писать не умеет, можно предложить просто ставить значок: скажем, просто нравится книга - 1 плюсик, очень нравится - 2, очень-очень - пять))
      Когда - когда дитю захочется. Можно рассказать, что такие дневники ведут люди, предложить: хочешь попробовать? Скорее всего - захочет, это взрослое такое занятие, поднимает над своим возрастом.
      Лучше, принявшись за книгу, сразу начать ее характеристику. Первые пункты заполнить - чтоб это оказалось стимулом к продолжению.
      Моя начала диктовать - когда я ей предложила попробовать. А записывать - когда в школе учительница обязала.

  • Хорошо помню, как интересно было читать и как нудно описывать все это в дневнике. Писалось перьевой ручкой, где нажим, где волосяная линия... А еще нарисовать надо было что-то из сюжета. Но теперь понимаю, что полезно, прививает навыки грамотного изложения мысли.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, Ой, какая прелесть!
    Сразу чувствуется работа с Днвником.

    Оценка статьи: 5

  • А почему в Контакт и ФБ не добавляется?
    Ещё не работают?

    Оценка статьи: 5