Хочу предложить вам серию рассказов о языке, которые написала для собственных внуков, учеников начальной школы…
Привет, дружок! И чего ты не в настроении? Опять тройка? И за что? Понятно: замучил этот русский — одни правила.
А когда ты играешь в какую-то игру — там ведь тоже есть правила? Я понимаю, что это другое дело, что там и правила понятные, и интересно, но ведь если правил не знаешь, играть не сможешь. Я права?
Давай я попробую тебе объяснить, откуда взялись эти правила и зачем они нужны. Только начать придется с самого начала…
Ни одно живое существо не может жить само по себе.
Волки живут в стае. Стая — это несколько волчьих семей, которые вместе охотятся. Львы живут прайдами. Прайд — это папа лев, несколько львиц и детеныши. Олени и дикие козы собираются в стадо. Это помогает им защищаться от хищников.
Человек — тоже животное, потому что он живёт… Только животное особое. Ученые считают, что много-много лет назад человек из обезьяны стал превращаться в человека разумного. Как — это долгая история, и длилась она миллионы лет. Человек разумный живет не сам по себе, а в обществе. Чтобы общаться, человеку нужен был язык. И он у человека разумного появился. Ученые до сих пор точно не знают, как это произошло, но знают почему: все дело в совместной работе, в совместной деятельности (от слова делать).
Вот представь себе, что ты — первобытный человек. Живешь в пещере с родителями, братьями, сестрами, тетями, дядями (это твой род.) И все голодные.
Ты — охотник. Крадешься по лесу, высматривая добычу. И вдруг на полянке видишь мамонта. Это такой древний слон с огромными бивнями. Так вот, видишь мамонта со сломанной ногой. Мясом этого мамонта можно накормить всех твоих сородичей и не один раз. Но он настолько большой, что тебе одному не поднять даже одну его ногу. Что делать? Нужно привести на подмогу сородичей.
(Сравни: СО-родичи, СО-братья, СО-классники, СО-седи. СО означает вместе).
Но чтобы их привести, нужно рассказать, что есть (кто?) мамонт. Что он (какой?) очень большой. Что находится он (где?) на полянке, в лесу, далеко от пещеры. Что нужно (что с ним сделать?) поднять и притащить. А ну-ка, попробуй все это объяснить, если у тебя нет слов.
И ты, и твои сородичи много раз видели мамонта, ели его мясо, обматывали ноги кусками его шкуры, защищались его бивнями от хищников. Но ведь чтобы твои собратья поняли, о чем идет речь, нужно мамонта как-то обозначить. Может быть, протрубить, как мамонт, может быть, потопать, как он топает. Главное, чтобы поняли, что речь идет не о саблезубом тигре, не об олене, а именно о мамонте. Самое трудное — добиться понимания в первый раз.
Твои сородичи наконец поняли, чего ты от них хочешь, похватали палки и помчались за добычей. Увидели мамонта (Ма! Мо! — так он трубит, Т-Т-Т — так он топает), притащили его в пещеру, сняли шкуру, разделали на куски, наконец, съели. Ура! Все сыты и довольны. Но через неделю пища кончилась. Надо идти на охоту. На кого охотимся? На МаМонТа!
Людмила Ливина, при всем моем к Вам уважении не могу не возразить. Статья, конечно, красивая, но мне не нравится, что ребенку предлагается искать своих предков среди блохастых обезьян. Есть другая версия происхождения человека, и язык дан был ему как инструмент влияния на все живое. Даже Библию читать не надо, "Иосиф и его братья", Томаса Манна, второй том. Очень понятно и доступно написано, что есть язык и для чего он нужен.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Екатерина,
предлагается искать своих предков среди блохастых обезьян насмешили..какой у вас оригинальный ход мыслей!
к сожалению, это еще не самое тупое, чему учит система образования..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В избранное. Мой ещё маленький, но скоро понадобится Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне очень понравился рассказ! С удовольствием прочту и другие из обещанной Вами серии.
Мой ребенок уже большой, но предложу статьи подругам, у кого дети соответствующего возраста.
Оценка статьи: 5
0 Ответить