Ольга Бахтина Профессионал

Как проверить уроки у старшеклассника? Часть 1, лирическая

Иногда на родителей старшеклассников снисходит вдохновение, и они решают проверить у своих высокорослых деток уроки. Хочется увидеть не только наличие записи «что задано», но и понять, как это сделано (решено, написано, выучено). Начинаем примерно так же, как в начальной школе, когда наши познания все-таки превосходили знания детей. Было понятно, как несколькими способами разделить 90 на 15 или как и куда поставить ударение в словах.

Хватает нас, как правило, ровно на величину порыва. Т. е. захотелось-то сильно, но препятствия в виде горы знаний, что уже постиг наш домашний отрок, значительно больше, чем мы могли себе это представить. И что делать? Пусть не каждый день, но хотя бы изредка надо как-то контролировать, проверять, держать, так сказать, руку на пульсе поглощаемых ребенком знаний, потому как и ЕГЭ не за горами, и поступать надо (ох…).

littleny, Shutterstock.com

Подобное мероприятие я решила провести со старшим сыном в эти выходные. 10-й физико-математический класс меня давно напугал, и я как-то особо и не пыталась влезть в дебри такого глубокого направления. Меня, гуманитария, иногда, но не всегда, еще хватает на его литературу и историю. Вход же на алгебру и геометрию, вкупе с физикой, биологией (отдельный разговор) и химией, был закрыт уже класса с 8-го. Информатика в старших классах — просто чужеземный лес. С дебрями и тайнами. Но раз уж оно — родительское вдохновение — нашло на меня, то некуда деваться. Мама смело пошла на амбразуру из функции, экстремума и монотонности (вот какие слова запомнила!).

Задали ему теоретический материал по алгебре. Это бывает очень редко, в основном задания письменные. Я «споймала» момент и объявила отпрыску, что «сегодня буду проверять его уроки». Подумалось, что раз теория, то возьму учебник и буду просто по нему проверять определения и что-то там понятным языком написанное. Вдохновение сильно смеялось надо мной в этот момент, о чем я, втайне от всех хоть и догадывалась, но не призналась бы никому, даже самой себе.

Сын удивился — с чего бы это я вдруг, да проверять, да алгебру, сказал «ха-ха, ну попробуй» и учебник мне дал. Даже показал параграфы — аж три штуки. Открыла учебник, нашла заданное. Пока шла акклиматизация к материалу, т. е. беглый просмотр правил, определений и решений заданий, думалось только одно: «Зачем я это открыла и вообще затеяла?» Сидела бы спокохонько и готовила обед, а дитё как-то само по себе — ну как обычно — делало бы уроки.

Вообще — здорово, интересно. Даже завидно. Материала много, написано просто — даже с первого прочтения становится понятным. Мы ведь тоже учили алгебру, пусть и вспоминается это с большим трудом. Хотя слова «экстремум» и «монотонность» меня очень обрадовали. Потому как — было, решали, что-то там делали. Но это только несколько слов. Все остальное — решения, графики… Я побоялась, что у меня просто заболит голова, решила по-быстрому изобразить из себя умную и попробовать хоть что-нибудь проверить.

Вот кабы ребенок начал отвечать словами из учебника, я бы могла с ним поговорить. Вернее, говорил бы он, а я бы сверяла по учебнику. Но дитё рассказывало все, что он знает про функцию. Ему-то это на самом деле давно знакомо и искренне нравится! И начало с концом у него все равно с учебником совпадали. А середину своими словами рассказывал. К тому же половину слов я вообще не понимала.

Я потыкалась еще в несколько определений, спросила: «А решения заданий ты читал?», и получив утвердительный ответ, отстала от ребенка.

Ребенок ушел, а мама задумалась. Как проверять выполнение уроков в старших классах? И означает ли контроль — проверку не только наличия, но и качества выполнения домашних задний? И кому это надо больше — детям для достижения результата, или родителям — в принципе, с той же целью?

Не могу отвечать за всех старшеклассников, но наблюдаю несколько способов выполнения домашних заданий. Качество и результат соответствуют затраченным усилиям и умению выкручиваться.

Сидим, занимаемся в поте лица, стараемся, честно, регулярно. Что-то дается быстро, что-то заставляет поработать. Но в целом делается все, что успевает быть сделанным. Абсолютный результат выполнения всего заданного есть, как мне кажется, только в теории или в родительских мечтах. У сына в классе так уроки делают 1/6 часть деток (5 человек).

Делаем то, что полегче, остальное — групповым методом «В контакте», по электронке и т. п. Но делается тоже почти все.

Делается что-то и иногда. Остальное — утром за счет более усидчивых одноклассников. Чревато периодическим отключением «нефтепровода», т.к. даже отличники могут или не все сделать, или просто не дать списать.

Не делается ничего. Выкручивается за счет утреннего (или на перемене) списывания или просто за счет собственной памяти и общей эрудированности.

Особенности процесса у всех детей индивидуальны, к тому же что-то дается проще, что-то сложнее, а на что-то совсем махнули рукой. В старших классах детки в большинстве своем уже определились с профилем обучения. Хотя бы на гуманитарный и естественно-научный условно разделились. Есть и более узкий профиль обучения — математика с физикой, биология с химией, информатика, языки, да много чего можно найти, с фантазией все хорошо. Соответственно, программы и их наполнение в виде учебного материала выше среднего. И несравнимо с тем, что учили мы в свое время.

Как проверять выполнение уроков в таких классах, да еще по профильным предметам? Можно, конечно, поговорить с учителем. А самим-то как?

Повод задуматься…

Обновлено 14.09.2015
Статья размещена на сайте 21.09.2011

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Большое спасибо за поддержку. Это на самом деле личный опыт, давшийся за годы обучения старшего сына совсем непросто. Результат пока радует, потому и делюсь.

  • Информация дана в пределах, ограниченных форматом и темой статьи, статья написана интересно и на основе личного опыта. И с какой радости автор должен угадывать информационные потребности Александра Новгородцева и оперативно их удовлетворять?

    Оценка статьи: 5

  • В этой проблеме есть два важных аспекта:
    1. Перегрузка ненужной информацией современных учебных программ. Из чего следует отсутствие времени на понимание материала, его закрепления, а значит откладывания в долговременной памяти. Что в свою очередь ведёт к слабой способности применять эту "ИНФУ", по другому и не назовёшь. Эта информация на основе вышеизложенного не становится знаниями.
    2. Это проверка выполнения домашних заданий несёт избирательный, редкий, эпизодический характер. Если Проверять задания ежедневно, регулярно, таких проблем не возникнет. А учиться никогда не поздно. Не знаете что-то - учите с ребёнком. Знаете - тем лучше, вы повторяете известный материал, поможете своему ребёнку, разжуёте, если вашему чаду что-то непонятно.
    Всю жизнь мы чему-то учимся, так почему бы не делать это вместе с вашими (нашими)детьми. Им помощь и нам польза!

  • Интересно, остроумно и по делу! Жду продолжения!

    Оценка статьи: 5

  • Ольга Бахтина, я была в аналогичной ситуации, только с биологией. Я тоже взяла учебник и пыталась сверить текст с рассказом сына своими словами. Параграф был по генетике. Я почти ничего не могла понять - очень сложно изложено, в наше время биология была куда понятнее. После этого я завязала с проверкой знаний подобным образом. Стала просто раз в месяц наведываться в школу и смотреть текущие отметки. Если было слишком плохо, я приходила домой и давала такой разгон... После чего сын начинал исправлять положение и носить одни пятёрки... примерно с неделю. Потом его пыл спадал до моего следующего посещения школы. Вот так и доучились. Сейчас учится на первом курсе института. Говорит, что интересно. Посмотрим, что покажет первая сессия.

    • Ольга Бахтина Ольга Бахтина Профессионал 27 сентября 2011 в 20:29 отредактирован 27 сентября 2011 в 20:30

      Елена, позвольте небольшое дополнение. Об изучении биологии в 9 классе можно слагать легенды и петь песни. Тоскливые. В качестве иллюстрации - задача по генетике из рабочей тетради. Как проверить это или как помочь ребенку это сделать - утром оценку получать ведь...
      Тема "Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание".
      У человека серповидноклеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак: у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в легкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, в связи с этим люди, имеющие ген серповидноклеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов легкая форма анемии. 1) Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг? 2) Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары? 3) Какова вероятность (в %) рождения в семье ребенка с тяжелой формой анемии? 4) какова вероятность (в%) рождения ребенка, устойчивого к малярии? 5) Какова вероятность (в %) рождения в семье ребенка, неустойчивого к малярии?
      Их там три листа таких было... В этом году сын принес учебник по биологии, "посмотри содержание". Там снова генетика. На новом, видимо, уровне...

      • Ольга Бахтина, я в средней школе генетику изучала, общая биология, 9-10 классы. И не нуждалась в том, чтобы мои родители у меня, старшеклассницы, проверяли - решила ли я задачи. Или что еще по прочим предметам. Надо думать, и вы в средней школе через все это прошли.
        У своих детей, когда были они старшеклассниками (19 и 22 лет), я не пыталась "проверять уроки". Оценку ведь получать не мне, за мои знания, а им - за их знания.

      • Ольга Бахтина, ну это же просто мрак! Это же не каждый взрослый поймёт и запомнит, а чего о детях говорить. Зачем, спрашивается, так углубляться в генетику в общеобразовательной школе. Кому надо, тот пойдёт на биологический факультет вуза и всё это там узнает.

  • А оно надо?

    • Хельга Тарасова, действительно, иногда достаточно вопроса "Как дела в школе?"

      • Андрей Сугоняко,
        Да нет, просто моя мама-биолог по образованию пыталась вникать в мою биологию за 9 класс в случае спорных вопросов и жаловалась, что университетский курс ей не очень помогает. А гуманитарий в физ-мат - перевод времени. Надо с детства ребенка приучать к ответственности и уже класса с 3 пусть сам уроки делает и за себя отвечает. Будут серьезные затруднения, требующие консилиума, - тогда устраивать консилиум с мамой/папой. А так уже как-то в старших классах поздновато.