Артём Викторов Дебютант

Как учить язык при помощи ассоциаций?

В самых разных языках, будь то китайский, английский или чешский, существуют слова, звучащие если не совсем одинаково, то очень похоже. Между тем они не всегда могут быть сходны по значению. Взять хотя бы наш с вами «лук» и английское «look» (смотреть).

Minerva Studio Shutterstock.com

В этой статье мы рассмотрим Метод Фонетических Ассоциаций (далее — МФА) — способ изучения иностранных языков, предложенный профессором Стэнфордского университета Р. Аткинсоном в начале 70-х годов прошлого века.

Метод используется и по сей день, и при грамотном подходе способен обеспечить более эффективное запоминание, нежели обычная зубрёжка.

Быть может, кому-то МФА покажется если не бредовым, то по крайней мере забавным. В данном случае личный опыт автора — довольно сомнительный аргумент, поэтому нет лучше способа, чем самостоятельно попрактиковаться в предложенном.

Суть метода состоит в том, что к каждому иностранному слову подбирается созвучное на своём родном языке. В свою очередь, к созвучному слову подбирается смысловая ассоциация. Абсолютно любая, именно та, которую подберете вы, и только вы. Да, всё гениальное — просто. Теперь к примерам:

1. Возьмём английское слово «goodness», что произносится как «гуднесс» и в переводе означает «доброта». Лично у меня первой созвучной ассоциацией с «гуднесс» было слово «годность». Теперь я подберу ассоциацию по смыслу уже к слову «годность». «Срок годности доброты» — почему бы и нет? Данный метод привлекателен тем, что вам не придется зубрить дословный перевод: достаточно лишь запомнить ту ассоциацию, которую придумали вы сами.

2. А как насчёт «доброты» по-итальянски? «bontà» — чем-то напоминает мне слово «бунтарь». Моя ассоциация — «бунтарь без доброты».

К слову, ассоциативный метод многие люди применяют каждый день в совершенно обыденных вещах, зачастую сами на отдавая себе в этом отчёт. Сегодня, когда миром правит информация, порой бывает некогда сидеть за учебниками и словарями. Упростить механизм обучения — значит, сэкономить много полезного времени и сил. МФА используется как репетиторами на дому, так и профессорами в институтах. Многие иностранцы изучают русский язык тем же ассоциативным способом. Метод способствует не только расширению словарного запаса, но и развитию воображения!

Итак, главные правила, которые необходимо помнить при использовании Метода Фонетических Ассоциаций:

Ассоциации к иностранным словам следует подбирать именно исходя из их звучания. «Фонетическим» способ зовётся недаром: правописание слов — совершенно другая тема, подразумевающая собственные методы.

Дайте волю фантазии, но не придумывайте слишком сложных ассоциаций. Фраза, которая пришла в голову первым делом, вероятней всего, придёт в таком же виде и в нужной ситуации. Не нужно стесняться своих ассоциаций — поверьте, у другого человека они могут оказаться куда забавнее, но в учёбе хороши абсолютно все средства.

Одно и то же слово на разных языках может звучать совершенно по-разному, и к каждому из вариантов рекомендуется придумывать новую ассоциацию. Если они будут связаны между собой по смыслу — ещё лучше!

Более эффективными будут ассоциации, связанные непосредственно с вами. Может быть, на ум придет какой-то случай или ситуация.

И помните: лень — двигатель прогресса. И в данном случае эта пословица звучит совершенно оправданно. А всем скептикам — дельный совет: просто попробовать.

Обновлено 5.04.2018
Статья размещена на сайте 6.12.2011

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Имхо, учить английский (и любой другой язык) по методу ассоциаций не эффективно - большие затраты времени на дополнительную работу по ассоциации
    Запомнить несколько нестандартных слов по методу ассоциаций - да , нормально. Но не более того.

  • Если стоит задача выучить пару фраз, перед поездкой в другую страну может метод и действенный.

    На самом деле любой язык учится кропотливым трудом, наиболее короткий промежуток, который встречал 1 год, занимаясь по 6-8 часов в день и огромное желание выучить. Все эти росказни про изучение языка на ходу, в метро или машине, лишь способ выколотить денег.

    Самый быстрый способ окунутся в среду, тогда можно за 3 месяца базу освоить, либо же создать языковую среду дома.

    И много, очень много читать на изучаемом языке.

    Оценка статьи: 3

    • Сергей Петров, здравый голос.

      Хотя, может, это мы с Вами изучали языки по "6-8 ч. в день в течение года" (я и того "хуже" - жил и спал им по 15 ч. в сутки на протяжение 2-х лет, с последующим совершенствованием в последующие 5 лет)? Может, мы, в некотором смысле, неудачники?

      Чего старого-то пса учить новым трюкам?

  • "Лень - двигатель прогресса?"... пытался изо всех сил согласиться, но не получилось.

    Лично мне метод ассоциации эффективным не представляется. (Впрочем, как и масса других, ново- и не очень- методов).
    Хуже - мне это представляется некой громоздкой языковой перверсией. Язык нужно чувствовать. Даже на начальных стадиях пытаться. А не подбирать кривоватые созвучные слова, которые в последующем тебя только запутают.

    Например, как построить предложение на иностранном языке при помощи такого способа? Вспоминать созвучные в родном? Насколько хватит этого метода для более-менее какого-то разговора?

    На письме, при прохождении тестов - согласен. Может быть эффективно. Но не в разговорной речи.

    Все это - костылики-примочки, в действительном изучении языка мало помогающие.

    Самый эффективный метод - как правило, самый непопулярный. Вжиться-влезть в язык, забыв что русский для тебя родной.
    Новые методики мне представляются лишь маркетинговыми ходами, стремящимися привлечь внимание лентяев. Чего-то действительно нового, эффективного не знаю. Ни 25-х кадров, ни прочего.

    • Игорь Ткачев,
      Метад ассосиаций, по моему самый эффективный метод запоминания. И не только иностранных слов. Я, например запоминаю так номера телефонов. Разбиваю цифры на группы связанные с чем либо. например: 61 - Гагарин, 41 - война, 16 - мой день рождения. Так любой номер легко запомнить.

    • Игорь Ткачев, для кого-то может сработать. Еще Мессинг описывал свой метод запоминания: он шел мимо штакетного забора. В мелькании, чередовании света и тени от штакетника, он мысленно развешивал на досках запоминаемое. Известен эффект влияния мелькания на эпилептиков - они часто впадают в приступ в кино, в транспорте. Мессинг запоминал при мелькании. Когда надо было вспомнить, он просто мысленно снова проходил вдоль этого забора.
      Мнемоника вообще тайна. Звуковые ассоциации так мало изучены. Однако, уже доказано, что при пении, а не говорении, чужой язык запоминается вдвое эффективней. Может быть, наилучший способ обучения и есть применение полного комплекса мнемонистических приемов.
      Мне просто занятно, пользовались ли люди привязкой к звучанию слов факс и факт, запоминая английское смачное слово?

      Оценка статьи: 5

      • Лаура Ли, как услышал заклинание "Мессинг", даже не дочитал до конца Ваш комментарий. Ну хотя бы Вы, умная и мыслящая женщина, в расцвете сил и лет, не упоминали всуе этого "столпа". Хотя, красивая сказка о вполне незаурядном человеке, - согласен (можно посмотреть кино).

        Мнемоника, говорите? Не знаю такого слова. Впрочем, как и не знаю ни одного, кто язык дей-но изучил какими-то новыми способами, в том числе, ассоциативными. А опыт у меня, как Вы знаете, есть.

        Впрочем, как сказал, не исключаю некоторой пользы от данного способа. Конечно, при все своей излишней серьезности к изучению иностранных языков (для одного знание языка - умение промямлить пять десятков слов и столько же понять. Для других - это наука длиною в жизнь).

        • Игорь Ткачев,как профессор Преображенский говорил "не читайте газет", так и я посоветую - не смотри русский телевизор и их кино. Про Мессинга надо читать в воспоминаниях его современников и биографов, и только то, что написано до диареи периода гласности. Есть серъезные работы. В запрещенной совке эвристике опыт Мессинга изучался вкдущими западлными авторитетами. Сценические фокусы с массовыс гипнозом побоку - этог умеет почти каждый двуногий, но как мнемонист он был уникальный. Известны еще несколько человек в мире, один сейчас живет в Индии. Одна AJ (так ее псевдоним, ее скрывают от публики) вообще помнит ВСЕ. Т.е. буквально ВСЕ, что знает и восприянто ее мозгом

          Оценка статьи: 5

  • Артем, статья хорошая. Грамотно описывает этот метод обучения. Претензий к статье нет. Есть сомнения в эффективности самого метода. Неисповедимы и индивидуальны пути мнемонистики. Кому-то помогает ассоциативный способ запоминания (в принципе пословное, а не блоковое, запоминание-изучение и есть порочная практика). Но чаще это происходит по такой немыслимой совокупности причин, что лучшим все-таки признан метод глубокого погружения. Никто не знает КАК происходит "захват языка", но он происходит.Ребенок, помещенный в чужую языковую среду, берет язык за месяц. Он еще ни читает, ни пишет, слова как клиницы речи не вычленяет. Видимо, есть такая фотокамера в мозгу - она делает момментальную фотографию крупным планом чужого языка и запечатляется в мозгу целостно.

    Оценка статьи: 5