Надежда Лимонникова Профессионал

Как заинтересовать ребёнка чтением?

Чтение — очень сложный процесс. Научиться читать не так-то просто. Одно дело знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Школа учит читать долго. Но мало из этого что получается. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном.

Чтобы уметь читать, нужно делать это хорошо. Наш мозг воспринимает информацию за доли секунды, а медленное чтение препятствует, задерживает процесс восприятия. Учёные установили зависимость между скоростью чтения и успеваемостью. Ученик, который учится на четвёрки и пятёрки, читает со скоростью 120 и более слов в минуту. Поэтому заинтересованные родители просто обязаны сделать всё, чтобы их ребёнок научился читать быстро и, что более важно, видеть смысл в прочитанном.

Родителям, как никому другому известно, какие тексты предлагают авторы учебника, с которого ребёнок начинает учиться читать. Эти тексты ничего не дают ни уму, ни сердцу ребёнка. Заданий к ним вообще нет никаких.

Чтобы мы потом, лет через 6−7, не ломали голову, почему же дитя учиться не хочет, а компьютер обожает (в основном его игровую версию), поможем стать нашему человеку читателем.

Мои поиски приемлемых упражнений для собственных детей продолжались очень долго. Но, спешу вас обрадовать, благополучно закончились и принесли хорошие результаты. Приведу несколько упражнений, которые помогут заинтересовать ребёнка чтением. Тексты этих упражнений можно составить самим, выбрать из детских книг, а потом распечатать на компьютере большими разноцветными буквами.

Будем двигаться от простого к сложному.
Первое упражнение. Восстанавливаем слова в составе предложения. Инструкция ребёнку: прочитай оба предложения, определи недостающее слово.
Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. — Недалеко от школы … Маша.
На улице ЛОДОХНЫЙ ветер. — Ветер на улице …
И тому подобное. Можно выдумывать такие предложения вместе с ребёнком. Ребёнок загадывает вам, вы — ему. Тогда кроме умения читать вы потренируете и умение писать грамотно. Плюс будете развивать творческие способности.
Потом можно усложнить это упражнение, вставляя в предложения два-три изменённых слова, а во втором предложении пропускать именно эти слова. Так труднее догадаться.

Во втором упражнении по тому же принципу работаем с текстами. Инструкция: прочитай оба текста, определи, каких слов не хватает второму. Например, текст из А. П. Чехова «Первый снег».
Недавно прошёл ВЫЙПЕР снег. В ЗДУВОХЕ пахло снегом. Под ГАНОМИ мягко хрустел снег. Земля, РЫКШИ, деревья на бульварах — всё было мягко, бело, молодо. И от этого дома выглядели иначе, чем ЧЕВАР.

Первый … прошёл недавно. Снегом … в воздухе. Снег мягко … под ногами. Крыши, земля, деревья на … — всё было бело, молодо, мягко. И … от этого выглядели иначе, чем вчера.
Усложнить текст можно точно так же, как в предыдущем упражнении, постепенно переходя к полностью «испорченному» тексту.

Третье упражнение для тех, кто любит математику. Сложение, вычитание и буквы. Начинаем с простейших.
МО+РО+ЗА-А= ?УР+К-Р+ОЛ=?ЯМ+ГУ-МУ+ОДА=Я…О…А
Дальше опираемся на свою и ребёнкину фантазию и творческие способности.

И напоследок четвёртое упражнение, самое простое для составления задания, но самое сложное для ребёнка. Наводим порядок в предложениях. Для этого упражнения понадобятся пословицы и поговорки. Путаем порядок слов в предложении. И собираем их снова. Можно первое слово написать с заглавной буквы.
тот и от страшит. Кого огонь дыма бежит
весну принесла. Вода потекла — с гор

Некий Логан Пирсолл Смит сказал: «Страстные книгочеи никогда не одиноки в постели». Помогите же и вы своим детям не остаться одинокими, особенно в постели!

Обновлено 5.10.2006
Статья размещена на сайте 23.07.2006

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мне кажется, эти рекомендации помогают только на начальном этапе, когда ребнку просто трудно складывать буквы в слова, но интересно, что получится в итоге.
    Но они не помогут осилить скучный текст ребенку, который уже довольно бегло читает, но при этом просто ленится одолеть от начала до конца коротенький рассказ...

  • Интересные игры. Хотя устойчивый интерес к чтению, на мой взгляд, появляется в процессе самого чтения, а не игры. Игра рано или поздно надоест, а интересные книги, после того, как ребенок их распробовал, надоесть уже не могут.

    Я когда-то удивлялась, почему раньше детей учили читать по "взрослым" неадаптированным книгам. Сейчас я думаю, что такой подход был лучше, чем наши буквари, поскольку ребенок вникал в осмысленный текст, а не мусолил упрощенные до полной безжизненности фразы вроде "Ма-ма мы-ла ра-му". Я где-то читала рассказ, автор которого пришел в первый класс, уже умея бегло читать, так учительница заставила его читать по слогам, потому что бегло читать им уметь еще не положено. Мальчик скучал, и для развлечения начал читать предложения задом наперед: "умар алым амам". Одноклассникам понравилось, и школу охватила настоящая эпидемия чтения справа налево. Вот, кстати, еще одна игра.

    "почему же дитя учиться не хочет"

    Это уже более широкая проблема, чем трудности с чтением. Я в школе тоже учиться не хотела, зато книги читала запоем. Разумеется, не те, которые задавали на уроках.