Елена Федорова Дебютант

Какой должна быть начальная школа?

Мы, родители, любим своих детей и хотим, чтобы они прожили счастливую жизнь. Может ли безграмотный человек быть счастливым? Наверно, может, если вокруг него такие же безграмотные люди. В век, когда владение информацией и навыки ее получения значительно облегчают жизнь, человек безграмотный — значит, беспомощный.

Фото: Valeriy Velikov, Shutterstock.com

Беспомощный будет вытесняем из активного формирования общественной и промышленной жизни страны, а потому и не сможет быть счастливым. Поэтому мы так переживаем за образование своих детей. Чтобы изменить нынешнее образование к лучшему, нужны не частные изменения: ЕГЭ, увеличение-уменьшение количества предметов и даже не талантливый учитель (хотя, конечно, талантливый лучше, чем зануда или улыбчивый моральный садист).

На мой взгляд, нужно определиться вначале с общечеловеческими ценностями, не зависящими от возраста. Затем — с потребностями государства России в кадрах. И только потом установить образовательный стандарт, методы обучения и оценки знаний.

Чего в первую очередь хочет каждый взрослый человек? Взрослый человек хочет быть духовно и физически здоровым и прожить долго. Так вот, и наши дети, когда вырастут, будут хотеть того же. Пока ребенок в нашей власти (хотя бы лет до 15−16), мы можем помочь ему вырасти здоровым, а можем и подорвать его здоровье непосильными его психике или телу нагрузками, формированием пагубных привычек (например, сидением перед телевизором или маниакальной привязанностью к компьютеру), бессмысленным времяпрепровождением и т. д.

Какой должна быть начальная школа?
Фото: Depositphotos

Исходя из вышесказанного, и следует формировать учебный процесс в школе. Для этого, на мой взгляд, в первую очередь следует коренным образом пересмотреть обучение в младших классах.

1. В младших классах учитель не должен ставить ни оценки, ни другие какие-то значки, приравненные к оценкам, в тетрадь школьнику за выполнение домашних и классных работ. Учитель обязан проверять работы учеников и красной пастой делать исправления. Получив тетрадь с проверенной учителем работой, ученик сам или с участием родителей ставит себе оценку за свою работу. Человек тем и отличается от животных, что может и должен сам оценивать результат своего труда.

В Библии написано, что по окончании каждого дня Бог оглядывал и оценивал качество своего труда и выполнение своего замысла. Там же написано, что человек — единственный из всего сущего на Земле, создан по образу и подобию Божию. Другими словами: преимущество человека перед животными в том, что он наделен способностью не только создать что-то своими руками (птицы тоже гнезда вьют), но и оценить свое «творение» как достойное похвалы или как «брак». Оценки, которые ребенок поставил себе сам, послужат одному — определению его душевного состояния, формирующегося характера и для внесения своевременной корректировки.

Мало того, что нынешняя школа лишает ребенка возможности самооценки (формируя безответственную или хитрую личность), так еще и травмирует его психику: ведь оценка за работу в этом возрасте идентична для него с оценкой его самого. Особенно, если еще и дома родители за оценки ругают или поощряют.

Какой должна быть начальная школа?
Фото: Depositphotos

Так что же — никак не оценивать знания и приобретаемые навыки? Оценивать, конечно! Но тестированием по 100-балльной системе 1−2 раза в полугодие, по типу ЕГЭ. Почему именно тестированием? Потому, что в младшем возрасте у ребенка «линейное» мышление (земля для разума еще плоская) и ребенок накапливает знания.

Количество этих знаний и несложные манипуляции с ними лучше всего оценивать с помощью тестов. Количество полученных баллов ни в коем случае не должно быть таким показателем, как «отличник», «троечник» и т. д. При такой системе, наконец-то, родителям не захочется защитить своего ребенка от учителя любой ценой, и это поможет ребенку раскрыть свои таланты без боязни быть униженным.

2. Какие предметы изучать в младшей школе? В этом возрасте формируются привычки, которые останутся с человеком до конца его жизни. Поэтому надо ввести предметы, которые станут его хобби, чтобы став взрослым, он в часы досуга хотел делать то, что приносит ему радость творчества, а не сидел тупо перед телевизором с банкой пива. Такими предметами должны быть, на мой взгляд: пение, литературные чтения, танцы, спортивные секции и спортивные игры, различные рукоделия, игра на гитаре и народных инструментах, рисование, лепка, моделирование и т. д. При этом ребенок должен иметь возможность попробовать себя в разных областях такого творчества. И к концу начальной школы иметь представление, что же ему нравится больше: играть на гитаре, делать модели кораблей или заниматься карате. Возможно, этот выбор хобби поможет ребенку и его родителям в дальнейшем определиться и с его будущей профессией.

Обязательными предметами в младших классах должны быть в пропорции 1:1:1:

Какой должна быть начальная школа?
Фото: Depositphotos

Предметы, дающие знания: русский, чтение, математика, природоведение (в форме 2−3 обзорных лекций в полугодие), история России (также в форме лекций), ОБЖ (в форме лекций, но не бывшим военным и не о том, как правильно надевать противогаз и куда прятаться в случае бомбежки. Лучшее — наглядное обучение в форме мини-спектаклей, подготовленных самими детьми, на темы «житейских» ситуаций. Например, как отказаться от сигареты, предложенной «другом», и т. д. Лучшим учителем этого предмета, на мой взгляд, мог бы быть психолог или педиатр. На уроках ОБЖ также надо учить детей нравственности.), иностранный язык.

Предметы для физического развития: все виды физической культуры, способствующие формированию устойчивого хобби.

Предметы для эстетического развития: все виды вышеперечисленных творческих занятий, способствующих формированию устойчивого хобби. Для сельской местности уместно учить детей ухаживать за животными и разбираться в сельхозтехнике.

Закончил ребенок начальную школу. Получил документ с баллами ЕГЭ. И его родители этот «аттестат» могут со спокойной душой поместить в свой семейный архив. Главное, что должно быть достигнуто к окончанию начальной школы: здоровый, крепкий физически, радостный, доброжелательный к себе и другим, в меру общительный, наученный правилам общежития и безопасности, имеющий представление о стране, в которой он живет, и о ценности природы и Земли для него самого и всех людей, счастливый ребенок.

И этот ребенок, умеющий оценить свои поступки и поступки других людей и знающий, чем интересным можно заняться в свободное время — настоящий человек, хоть еще и маленький.


Что еще почитать по теме?

Почему возникают трудности в учебе у первоклассников?
Где прячутся слабые места российского образования? Начальная школа
Среднее образование в Израиле — что необычного? Начальная школа

Обновлено 6.07.2017
Статья размещена на сайте 16.04.2012

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Реалии таковы, что
    1. в российских школах очень большой процент приезжих детей, которые по-русски ни читать, ни писать, ни говорить не могут.
    2. учителей не хватает катастрофически, физминутки, пение, чтение, рисование, технологию (так труд теперь называется), письмо, математику и проч. преподает в началке один учитель,
    3. адекватных, ориентированных на детей и современную школу, программ по ОБЖ, физкультуре, творческим предметам сейчас нет.
    Так что статья - это фантазия, утопия даже. Но пользы от нет - ноль.

    Оценка статьи: 2

  • Эх нашему бы теляти да волка забодати. А еще лучше Фурсенку

    Оценка статьи: 5

    • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 29 апреля 2012 в 13:25 отредактирован 30 апреля 2012 в 18:07

      Александр Петров, спасибо за высокую оценку. Дети - НАШИ, а не Фурсенко!!! Поэтому и инициаторами реформ неплохо бы стать родителям и родителям озаботиться содержанием этих реформ. Тогда не родится желание пойти в школу и отлупить учителя за то, что твой ребенок каждый вечер рыдает над двойкой. Сейчас легче легкого донести свои соображения до любого кабинета, даже самого высокого. Надо действовать словом! И когда-нибудь нас не смогут не услышать, а может быть, и захотят услышать.

      • Елена Федорова, а родители во многом сами виноваты. Что они спрашивают ребенка, вернувшегося из школы - что получил? А надо бы спросить - что нового узнал? Лично я глубоко плевал и на свои оценки и на оценки своих детей, зная как они ставятся. Может поэтому дочка институт с красным дипломом закончила, что для нас с ней главное было - знания, а не их оценка предвзятым учителем.

        Оценка статьи: 5

        • Александр Петров, вы прекрасный отец!!! Но много ли таких? Старшеклассники, конечно, уже спокойнее реагируют на любые оценки: и на 2, и на 5. Но я в статье говорила только об учащихся начальной школы. Растить в теплице до седых волос - тоже ничего хорошего. Но об этом думаю написать следующую статью

  • Елена Федорова, Какой должна быть начальная школа?
    Вот цитатам из библии там точно не место.

    • Олег Антонов, почему думаете, что цитатам из Библии в статье не место? Если будет желание, посмотрите обо мне - там ответ почему хорошо знать библейские тексты. Я немного лет назад была такая же самоуверенная и надеялась на свой ум, но Жизнь учит по своим книгам. Теперь я не ВЕРЮ, я ЗНАЮ. А знание - это опыт - "сын ошибок трудных". Уж лучше стать верующим, не видя, чем "вставить свои пальцы в раны Христа", как Фома неверующий. Поверьте, мне

      • Елена Федорова, речь не про статью, а про начальную школу. А то ребенок задыхается, а родители богу молятся, вместо того, чтобы скорую вызвать.

        • Олег Антонов, я с вами согласна - в НАЧАЛЬНОЙ школе действительно не стоит вводить никаких религиозных понятий, типа: " Боженька все видит". Бог действительно все видит, что творит человек, но не потому, что высоко сидит, далеко глядит, а потому что Он в каждом человеке есть - Дух Жизни. Но малолетнему ребенку, думаю, сложно это объяснить, а потому и не надо этого делать, чтоб в итоге не получить закоренелого безбожника. А вот цитаты из Библии или Корана или др. священных книг учителю не мешало бы знать и детям повторять, потому что лучше сам не придумаешь. Слушать Соломона приходили цари и вельможи многих народов и почитали его мудрейшим. У нас есть возможность открыть Библию и прочитать его мудрые наставления, но мы почему-то этого не делаем - наверно, считаем себя заведомо умнее Соломона. В России, к сожалению, когда христианство не гнали - народ был, в основном, безграмотным, и человек своим умом не мог вникнут в библейские тексты. А когда все выучились читать, религию объявили "опиумом для народа" и религиозные книги практически не возможно было купить - в итоге святые тексты опять спрятали от народа. Такая политика? Теперь ничего не мешает каждому прозреть. Почему такое не приятие? Причем, в основном, людей, которые ни разу не открывали Библию или Коран. Однажды мне довелось разговаривать с молоденькими монахами из Тибетского монастыря. На мой вопрос: как они относятся к другим религиям? - они ответили:"ВСЕ религии даны людям для самосовершенствования, на пользу каждому народу и миру в целом". И они правы!!!

  • Как раз-таки самооценка и будет формировать безответственную и хитрую личность, а родители еще и помогут подшаманить.
    Творческие предметы типа моделирования, шахмат, игры на народных инструментах нужно изучать не в рамках школьной программы, а в виде кружкой и т.д. У нас в школе был труд, пение, танцы, ИЗО - этого вполне достаточно для программы. Зачем изобретать велосипед, если была отличная программа в советские времена.

    • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 29 апреля 2012 в 13:51 отредактирован 30 апреля 2012 в 18:47

      Татьяна Черных, и еще о кружках по интересам. В НАЧАЛЬНОЙ школе должны быть не кружки, а именно УРОКИ творчества и УРОКИ физкультуры. Где же в каждую школу набрать столько преподавателей? Я думаю, что учителя уроков творчества и физкультуры не должны быть в штате определенной школы (для городов, конечно), а должны быть в штате Городского отдела образования. Чтобы каждый ребенок смог попробовать себя в разных направлениях, учебный процесс должен быть построен по ВУЗовскому типу: одна специализация может длиться 1 семестр, а может и меньше. Такой подход оправдан именно для НАЧАЛЬНОЙ школы, когда ребенок еще недостаточно самостоятелен, чтобы самому добираться до кружков и секций. И чтобы ребенок имел возможность САМ выбрать, чем ЕМУ нравится заниматься, а не потому что мама так решила.
      А на советскую школу смотреть сейчас не стоит - другие времена, другие денежные отношения.

      • Елена Федорова, кстати, разве у детей сейчас нет физкультуры и ИЗО в начальной школе?

        • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 30 апреля 2012 в 19:03 отредактирован 30 апреля 2012 в 19:04

          Татьяна Черных, сейчас у детей есть и ИЗО и физкультура. Но я говорю не о простом увеличении количества часов по этим предметам, а о КАЧЕСТВЕННО другом подходе к этим урокам. Уроки творчества и физкультуры в младших классах должны вести ПРОФЕССИОНАЛЫ разных направлений. Цель этих уроков должна быть не просто дать детям отдохнуть от умственного труда и выразить свои творческие порывы, а ПОИСК ребенком своего хобби, которое останется с ним на всю жизнь. Если в класс придет хотя бы студентка художественного училища, покажет детям свои работы и научит пусть азам профессионального рисунка - это произведет на детей большее впечатление и пробудит на долгие годы желание посвятить свое время и силы рисованию, чем многие уроки, на которых учитель сам рисует не на много лучше самих детей. Так же и в занятиях спортом: лучше немногие уроки с профессионалом, чем 11 лет с держателем спортивного инвентаря.

          • Елена Федорова, я не знаю, что творится в школе сейчас, но нас учили рисовать в графике и красками, объясняли как строить перспективу, показывать свет и тень, мы занимались росписью по деревом и оригами. Учитель был вполне компетентен. Были уроки труда с вышиванием, шитьем, нас, девочек, учили выкройки простые строить типа "фартучек-халатик", вязать спицами и крючком -чем не хобби на всю жизнь. Про то, что приглашать студентов, да и вообще людей разных профессий для мастер-классов - идея отличная. В любой школе есть родительский комитет и родители могли бы воплотить эту идею самолично.

            • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 1 мая 2012 в 12:56 отредактирован 1 мая 2012 в 13:11

              Татьяна Черных, вы меня правильно поняли!! Действительно я за то, чтобы пришли РАЗНЫЕ талантливые люди и профессионалы в школы! Мы почти утратили опыт многих умельцев народных промыслов именно потому, что школа была изолирована от реальной жизни - такой искусственный инкубатор для детей. Вам повезло, раз у вас была такая талантливая учительница. А я помню, что за меня почти все поделки делала мама, потому что мне на школьном уроке было не интересно - учительница ограничивалась тем, что давала задания ученикам, и каждый изощрялся как умел. Получалось у всех в классе плохо, конечно, но из дома уже многие приносили очень приличные работы. О чем это говорит? О том, что не одна моя мама трудилась на благо своего ребенка . А сейчас разве не родители делают уроки за своих детей? Это уже считается нормой: делать уроки СО своим ребенком или ЗА него. Кого обманываем? И ради чего?

    • Татьяна Черных, да какой же смысл "шаманить" за оценку? Ведь эта оценка дальше тетрадки ни в какие журналы не пойдет!!! А если ребенок, получив свою проверенную учителем работу, "красную" от исправлений, все-таки ставит себе оценку 5, то это должно быть сигналом обратить на этого ребенка особое внимание и выяснить с чем связано его такое понимание своего труда. Именно в этом случае легче всего отслеживать психологическое состояние маленького ребенка и вовремя ему помочь. А "наказанием" за ошибки будет просто дополнительная для него работа - работа над ошибками. Во всяком случае, эта работа не будет им воспринята как несправедливое унижение. Этого и надо добиться в школе - перестать третировать и унижать ребенка! Представьте, что на работе вам каждый день ставят оценки. Хочешь - не хочешь за 11 лет научитесь быть трусливым подхалимом или паинькой во имя другого человека. А человеку дана свобода от рождения жить во имя Жизни, а не для Васи Пупкина. Этому и надо учить с молодых ногтей, чтоб выросли ГРАЖДАНЕ СВОЕЙ РОДИНЫ, а не толпа, которую так легко унизить и гнать.

      • Елена Федорова, насколько я помню, нам в 1 классе, то ли в первом полугодии оценки вообще не ставили. Это был 1987 год. Потом начали ставить. Я в оценках ничего ужасного не вижу и не воспринимала их как унижение.

        • Татьяна Черных, вы признались, что учились блестяще. Вас, я думаю, учительница хвалила. Какое ж в похвале унижение? Да, и домочадцы ваши, уверена, вас любили и всячески поддерживали. Но признайтесь - не всем в вашем классе так повезло с семьей и со способностями. И вы правильно заметили, что родители спрашивали не только о вашей оценке, но и об оценках других детей. Может отсюда: пусть лучше у моей коровы теленок не родится, лишь бы у соседа корова сдохла?

          • Елена Федорова, даже не знаю... можно не ставить текущих оценок, а проводить итоговые тесты как на Западе. Но это тоже своего рода оценка. Просто она выставляется по итогам одного испытания, а обычные оценки в четверти ставились по итогам всех работ. Единственный плюс в тестах - это устраняет фактор субъективности, т.е. личной неприязни учителя к ученику.

            • Татьяна Черных, вы помните свои текущие оценки, которые вам ставила учительница в тетради каждый день? Наверняка не помните! Тогда зачем они нужны были? Чтобы похвалить Машу и поругать Васю? Тестовые баллы ни в коем случае нельзя переводить в оценки. Пусть будут просто ТЕХНИЧЕСКИМ инструментом для проверки знаний, а не для оценки личности ребенка: "ты - хороший, а ты - двоечник". Я помню, что моя мама запретила мне общаться с одноклассником по одной причине: он был троечником. Теперь прожита большая половина жизни и могу сказать, что его школьные тройки не помешали ему сделать приличную карьеру, но годы так и не исправили в нем мелкого подхалима.

          • Елена Федорова, я училась хорошо, но не была круглой отличницей все годы учебы. Были и четверки в году и в четверти, а среди текущих оценок были и тройки - когда пошли сложные для моего восприятия предметы - астрономия, физика, химия. Поэтому низкие оценки мне тоже знакомы.
            Дома как раз-таки меня никто не поддерживал и не хвалил. У отца был бзик никогда не сказать доброго слова, дабы я не зазналась и не обленилась, он и маму так науськивал. Более того, каждый день я слышала его любимую фразу: "ты даже не ноль, а отрицательная величина". В школе в лицо дифирамбы особо тоже никто не пел - это было не принято.

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 25 апреля 2012 в 08:52 отредактирован 25 апреля 2012 в 08:54

    Хороший подход, правильный.
    Елена, статус поменяйте - вы уже не просто читатель, вы уже немножко писатель . С успешный дебютом на страницах ШЖ!

  • А Вы послали этот текст в коллегию министра Фурсенко? Там такого заждались.
    Статья очень своевременная и написана с хорошим пафосом.
    Начальная школа должна научить писать, читать(многие к школе умеют и то и другое) и,главное, выявить склонности индивидума и рекомендовать персональную программу обучения в средней школе. Избавиться от оценок желательно, но трудно в силу инерции. Обучение в начальной школе по возможности должно быть непринуждённым (также как и дальше).

    Оценка статьи: 5

    • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 29 апреля 2012 в 12:45 отредактирован 29 апреля 2012 в 13:30

      Сергей Дмитриев, дети действительно К ШКОЛЕ часто умеют и писать и читать. Только, к сожалению, к ОКОНЧАНИЮ школы не умеют писать грамотно, а часто и не хотят этого, т.к. за 11 лет так и не поняли, что родной язык - это важнейшая личностная характеристика человека и его самоидентификация. Родной язык - это ментальное "Я" человека. А учитывая, что слово первично, то и нетрудно догадаться по словам о жизни говорящего. И я не случайно написала, что должен быть предмет "чтение", а не "литература" или др. Пусть читают ВСЛУХ в школе. Это развивает речевые навыки так же, как физические упражнения развивают тело. Ведь невозможно слушать как теперь разговаривают большинство молодых людей. Нужно учить их говорить, хотя бы через чтение. Спасибо за оценку.

      • Елена Федорова, я правильно поняла, что "предметы, дающие знания: русский, чтение, математика, природоведение" должны быть "в форме 2-3 обзорных лекций в полугодие"? Напишу о себе. Я пришла в школу умеющей читать. Математика понравилась сразу. Одного урока в день мне было мало. Физики и химии не было совсем. Зато дома были книжки "Занимательная физика для малышей" и "Занимательная химия..." Русский и литература не нравились совсем. У меня оказалась врожденная грамотность. Детские книжки (за редким исключением) меня не интересовали. В то время я уже читала Хэмингуэя, "Мастера и маргариту", русских классиков. В школе получала в основном пятерки, к которым быстро привыкла и которые уже меня не радовали. За три года начальной школы я расслабилась. Воспринимала школу, как очередной детский сад. Поэтому в средней уже начались проблемы. Что я хочу этим сказать... Может все-таки гибче подходить к развитию каждого ребенка?

        Оценка статьи: 5

        • Ирина Рябцева, в форме 2-3-х обзорных лекций должны быть природоведение и история. Эти лекции читают, конечно, преподаватели или в музеях читают экскурсоводы. Сейчас такие занятия музеи практикуют. И это очень хорошо. Даже сельские школы могут изыскать возможность привести детей 2-3 раза в полугодие в ближайший краеведческий музей. В конце концов можно показать детям образовательные фильмы или программы с канала "Культура". Главное, чтобы было было интересно и запоминающееся. Это гораздо полезней, чем зубрежка глав учебника "от сих и до сих".
          А предмет "Чтение" предполагает свободу выбора: можно читать "Мастера и Маргариту", "Занимательную физику", "Занимательная химия" и т.д. Согласитесь, что читать, делиться мнением, пересказывать - это совсем не то, что "учить предмет". Не надо детей загонять в рамки, когда они еще любопытные и доверчивые. К каждому периоду развития детей должен быть свой подход. И ведь ЧТЕНИЕ 3 года!!! А сейчас процесс обучения одинаков и для 1 класса и для 10. Это не правильно. Начальная школа должна сформировать интерес к процессу познания (а не обучения) и устойчивые хобби, которые останутся с ребенком до конца его жизни. Т.е. именно обеспечат гибкий подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальности, но при универсальном процессе обучения.

          • Елена Федорова, на это я согласная Наверное, я Вас не правильно поняла. Подумала, что Вы предлагаете сократить кол-во часов, отведенное на математику.

            Оценка статьи: 5

      • Елена Федорова, родной язык впитывается в семье, надо только, чтоб дети говорили больше родителей, что сплошь и рядом нарушается, особенно(извЕните) со стороны мам.
        Если человеку по жизни припрёт писать какие-то тексты, он невольно потянется к грамотёшке.
        Я уже не раз признавался в любви к молодёжному сленгу, который свидетельтвует о глубине понимания языка, многие характерные выражения оттудОВа приняты на вооружение столпами высокой грамотности и литературы. Вы можете сами привести наиболее популярные примеры.

        Оценка статьи: 5

        • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 30 апреля 2012 в 18:44 отредактирован 30 апреля 2012 в 18:45

          Сергей Дмитриев, я тоже была в восторге, когда моя 2-х годовалая дочка выдавала "шедевры" типа "кулет" (кулек и пакет в одном лице), "красотки" (кроссовки) и т.д. Однажды прибежала ко мне в слезах: "Папа говорит все время не правильно: "аквариму, аквариму".(Конечно, он говорил "аквариум", но дети почему-то по-своему слышат.) Я ее спрашиваю: "А как по-твоему правильно?" "Правильно - "акварива", - был ее ответ. Но умиляться, когда 20-летний мужчина говорит междометиями, вряд ли стоит. Ведь он уже не научится, прежде всего потому, что не видит необходимости учиться родному языку. Тогда ему все равно какой он национальности: русский, китаец или единоплеменник народа джунглей. А это уже нехорошо

          • Елена Федорова, недавно прочитал у В.Познера. Внук спрашивает,почему в Турции живут турки? Они же должны называться турЦами. А если турки, то должны жить в ТурКии.
            Это об особенностях национального языка.

            Оценка статьи: 5

          • Елена Федорова, О.К. ! Отвечу позже.

            Оценка статьи: 5

            • Сергей Дмитриев, моя любимая книга "Казачка" Николая Сухова, а моя бабушка, с которой я прожила 9 счастливых лет, родилась в 1870 году ( поздняя внучка ), поэтому я ЛИЧНО ЗНАЮ как изменился за последние 50 лет язык: такое впечатление, что вместе с монохромной печатью пришел новый монотонный язык без соли. О том языке я очень сожалею. Теперь вместо многочисленных шуток-прибауток-присказок, к сожалению, часто мат или изуродованное слово

              • Елена Федорова, спешу крыть крышу, а то не успею до дождя.
                И сквозь маты пробивается здоровое чуЙство языка даже у неотягощёёных грамотёшкой.

                Оценка статьи: 5