• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Галина Резапкина Мастер

Образовательная кинесиология: можно ли «оптимизировать» работу мозга?

Все чаще встречаются дети, не способные совершить элементарные действия — поймать мяч, дотянуться правой рукой до левого уха и т. п. Нередко можно увидеть, как человек левой рукой подносит мобильник к правому уху или наоборот — правой к левому.

Pete Pahham, Shutterstock.com

Очевидная связь работы тела и мозга получила научное объяснение только в середине XX века в ходе исследований американского ученого Пола Деннисона.

Анализируя закономерности восприятия информации и развития внутренней речи у детей, Деннисон расширил традиционные представления о работе мозга и экспериментально доказал, что у многих людей полушария выполняют несвойственные им функции. В результате снижается эффективность обучения, блокируются способности, возникают неврозы.

Изучив связь между работой полушарий и способностью видеть, слышать и двигаться, Деннисон пришел к выводу, что с помощью специальных физических упражнений можно восстановить в каждом полушарии те функции, которые свойственны ему генетически, и достичь баланса всей системы.

Систему, оптимизирующую работу мозга, назвали образовательной кинесиологией (знания через движения). Учитель, знакомый с основами образовательной кинесиологии, всегда сможет сказать, какой канал восприятия у его ученика ведущий — визуальный, кинестетический или аудиальный. А главное — как использовать эти знания в «мирных целях»?

Визуал воспринимает информацию в основном зрительно, поэтому ему недостаточно слушать объяснения учителя — ему необходимы схемы, графики, макеты, иллюстрации. Для включения визуалов в работу рекомендуется использовать глаголы, активизирующие зрительную систему: посмотри, видишь, представь себе и так далее, а также слова, описывающие цвет, форму, размер объекта. У визуалов быстрая речь и высокая скорость реакции, так как они мыслят образами.

Кинестетик не может усидеть на месте в момент объяснения нового материала — ведь усвоение информации у него идет через движения. Понимание этой особенности поможет взрослым терпимее относиться к непоседам, в разговоре с которыми лучше использовать слова и примеры, связанные с описанием движений и ощущений — прикоснись, почувствуй, возьми, пройдись (по тексту), плавный, бархатный. Речь кинестетиков обычно замедленная, потому что они прислушиваются к своим телесным ощущениям.

Ребята с ведущим аудиальным каналом воспринимают информацию в первую очередь «на слух». Активизация этого канала происходит с помощью слов: послушай, услышь, прислушайся. Аудиалы отличаются логичностью и рационализмом мышления, их речь размеренна, ритмична и последовательна.

Учебная программа в основном ориентирована на визуалов. Кинестетики и аудиалы вынуждены «переводить» учебный материал на свой язык, что требует дополнительных сил и времени, приводя порой к хронической неуспеваемости. Кинесиология помогает определить «ведущий» глаз и ухо — чтобы посадить ученика слева или справа на таком расстоянии от доски, которое позволит ему усваивать информацию в максимальном объёме.

Выявить особенности работы полушарий можно с помощью специальной диагностики, по результатам которой подбираются упражнения для активизации каналов восприятия. Система этих упражнений называется «Гимнастика мозга» и помогает развить внимание и память, улучшить координацию движений, решить проблемы социальной адаптации и целеполагания. По мнению многих специалистов, на сегодняшний день образовательная кинесиология, основанная на нейрофизиологии и психофизиологии, является наиболее эффективной психокоррекционной методикой.

Программы образовательной кинесиологии во многих странах являются обязательными для всех учебных заведений. Образовательная кинесиология в России появилась двадцать лет назад благодаря психологу С. К. Масгутовой, прошедшей обучение этой технике в США у Пола Деннисона и Гейл Деннисон. Сегодня нашим педагогам и психологам предлагается множество учебных пособий и обучающих программ по кинесиологии. Почему же проблем в обучении не становится меньше?

Во-первых, только по книгам образовательную кинесиологию не освоить. Мне не раз приходилось наблюдать, как проходят практические занятия — работа с телом требует долгой и кропотливой работы под руководством мастера. С помощью мышечного теста опытный кинесиолог может получить ответ на любой вопрос — наше тело никогда не врет. Мастеров мало, потому что их подготовка занимает годы. На курсах повышения квалификации для педагогов и психологов можно освоить только первую ступень этой науки. Но и это — немало.

Во-вторых, чтобы стать хорошим кинесиологом, надо прежде всего самому достичь баланса, помогающего раскрыть свои эмоциональные, физические и умственные ресурсы — только тогда есть шанс помочь другим людям. Впрочем, это касается любого направления психологии.

В-третьих, даже если вы нашли хорошего специалиста, который готов помочь вам или вашему ребенку, придется регулярно выполнять «прописанные» им упражнения, чтобы достичь эффекта.

Кинесиология — полезная вещь. Но и она — не панацея от всех бед, так как, вопреки заверениям ее сторонников, не затрагивает «верхние эшелоны» — мотивы, потребности и жизненные ценности человека. Можно и нужно в совершенстве владеть своим телом, эмоциями и разумом, но только вектор их приложения придает смысл человеческой жизни.

Статья опубликована в выпуске 20.04.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В самом деле, суметь "оптимизировать" свой мозг, суметь открыть в себе что-то новое или поставить под контроль доселе неконтролируемое (фильм "Игры разума") - это круто!

    Тем более, что кто-то хорошо (и приятно для многих) высказался: "Чем дольше развивается человек, тем дольше он живет"

    Оценка статьи: 5

  • А мне вообще удобнее сразу брать трубку левой рукой и подносить к левому уху , потому что телефон стоит во-первых слева, во-вторых трубка относительно кнопочек - тоже слева. А правая рука чаще всего бывает занята, в ней или ручка, или что-то на клавиатуре допечатывает. Поэтому левой удобнее. А вообще если что-то лежит слева - удобнее брать левой рукой, а если справа - правой. На практикуме так однажды преподавательницу напугала. Стоял реактив слева, ну я и взяла его левой рукой и стала ею же наливать жидкость в колбу. Преподавательница как завопит: - что вы делаете? Вы все делаете неправильно!! Я спрашиваю - что я сделала неправильно? Она так и не смогла толком сказать. Если что - я пишу правой рукой, зато левой могу писать еще и справа налево, зеркальным почерком.

  • У меня особый случай - почти одинаково, что левая, что правая.

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав, скорее всего, природный левша. Как большинство художников. Правое полушарие доминантное, поэтому левая сторона, в т.ч. ухо, рабочая. А в школе переучивали, заставляли все делать правой. Но это мои домыслы

  • Интересно!.. И полезно. Вот читал статью и - звонок на мобильный. Привычно взял правой рукой телефон и приложил к левому уху... Галина Резапкина, я буду жить?.. Если что - будете помнить обо мне?

    Не разделяю пессимизма по поводу вялотекущей шизофрении в системе образования в России. Да трудно! Ну и что?.. Еще хуже было...

    Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 21 апреля 2012 в 07:46 отредактирован 21 апреля 2012 в 09:38 Сообщить модератору

    Согласна, Люба. У меня в первом варианте другие примеры были - про замечания учителей "Не смотри на потолок, не вертись" и т.д. Вставила пример с телефоном потому, что испытываю просто физический дискомфорт, когда вижу телефон левой к правому и наоборот - не слишком оптимально и органично. Если, конечно, снижение слуха не вызвано внешними причинами, как у вашего коллеги.
    Спасибо, что заставляете думать над тем, что я пишу. Проконсультируюсь с хорошим кинесиологом насчет соотнесения "рабочее-больное" и т.д. Самой интересно стало.

  • Елена, спасибо за оценку и хороший вопрос. Оба примера говорят о возможных проблемах с координацией рука-ухо. А кинесиология как раз и помогает достичь оптимального взаимодействия всех органов и каналов восприятия. Наверное, мне надо было на этом подробнее остановиться.

    • Галина Резапкина, кстати, вторая фраза из первого абзаца - о некоем человеке - вообще, как мне кажется, здесь лишняя. О детях - так о детях бы и говорить. Либо переставить юы фразы местами.
      Чуть не ежедневно наблюдаю одного коллегу: левой рукой телефон тянет к правому уху. По простой причине. Левое ухо - "нерабочее" - слух на нем снижен, во-первых, а правая рука ему нужна, чтоб необходимые записи по ходу разговора делать. Органично и оптимально))

  • Интересная статья!
    Только мне не очень понятно начало статьи - сначала автор сожалеет, что не все дети могут правой рукой дотронуться до левого уха, а затем отмечает, что часто видим, как люди правой рукой держат телефон у левого уха. Так как надо-то?

    Оценка статьи: 5

  • Ксения, не сыпьте соль на рану!

    • Галина Резапкина, да сам вот... солю себе...
      Меня в мою бывшую школу в дизайн-класс директор приглашал, говорит -- часы дам академические, денег много не обещаю.
      На моём курсе было больше половины талантливейших выпускников, пока мы вели практику, то приносили свои материалы, я в кабинете черчения оставила пакет индивидуальных заданий на тридцать человек, то есть каждый в классе мог работать над своим заданием, не копируя чужого, думая индивидуально. Но кто пойдёт в школу?!
      Самые нужные люди и важные люди: медики и учителя -- это сейчас самые социально незащищённые, самые бедные слои населения! А чиновники, которые просто бумажки перекладывают... да что говорить... впору плакать.

  • Ксения, спасибо за содержательный комментарий. Жалко, что нельзя дополнить им статью

    • Галина Резапкина, скорее жалко, что у нас никто не развивает образовательную систему... А ведь это фундамент всего общества.
      Раньше нас в школе учили даже как через дорогу переходить, как кушать, не расставляя локти, и что бабушке в транспорте нужно место уступить.

  • Учебная программа как раз больше ориентирована на аудиалов.
    То, что уравнения по математике или упражнения по языку пишут на доске -- не сильно греет визуалов. А вот для аудиалов учитель проговаривает все действия и так. Более всего выбивают из колеи уроки, где материал в основном подаётся именно разговорно -- история с её датами, литература с пересказываниями, география с перечислением столиц или полезных ископаемых. А вот уже генетика или биология будет сложнее для всех, кроме визуалов, там нужно запоминать строения клетки, организма.
    Методики до сих пор разрабатываются, эффективных для всех -- нет. Наверное правильнее было бы объединять детей в классы: 1-А -- аудиалы, 1-Б -- кинестетики, 1-В -- визуалы, и с каждыми работать по отдельной методике. Но это пока серебряная утопическая мечта на невообразимое будущее. Пока же методисты рекомендуют будущим преподавателям рисовать много схем и наглядного материала, параллельно проговаривать это вслух, подробно разъясняя, при этом много ходить по классу, жестикулировать (за жестами кинестетики лучше запоминают материал), особо непоседливым детям можно давать в руки мячики-стрессболы. Они на них не отвлекаются, наоборот активизируют через пальцы рук некие мозговые центры и легче воспринимают слова и схемы.

    • Ксения Печий, ваша мечта, действительно, утопическая, но если это невозможно претворить в жизнь, я думаю можно было бы учителям не следовать тупо этим программам, а все-таки ориентироваться на детей и объединять методики, ну типа говорить, основные тезисы и даты и цифры писать на доске, а непоседливых детей приглашать к доске, чтобы они проявляли свою энергию там Мне кажется нормальный учитель именно так и поступает, но где они нормальные то Зачем выдумывать велосипед, если он уже придуман, разве нас плохо учили в советские времена, нет мы ориентируемся ну, знаете куда, и внедряем всякие модные штучки, а зачем усложнять то, что должно быть простым и доступным Почему современные родители думают, что у них сверх умные дети, да не умнее нас, не надо грузить ребенка раньше времени различными знаниями, этим порой они сами вредят ребенку, отдавая ребенка в различные центры обучения, где наши милые учителя просто делают свои эксперименты изучая различные методики, а подопытным становится ребенок, который в последствии уже не понимает какая форма обучения правильная и как ему использовать полученные знания

      Оценка статьи: 5

  • С вашего позволения, я - Марина.

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 20 апреля 2012 в 07:22 отредактирован 20 апреля 2012 в 10:31 Сообщить модератору

    Спасибо, Марина! Но эта наука и специалисты появились не от хорошей жизни - если ребенок нормально развивается, играет в подвижные игры с другими детьми, если у него есть некоторые обязанности по хозяйству, соответствующие возрасту, увлечения, не сводимые к интернету и телевизору - кинесиология не понадобится

  • Нужная и полезная статья. Думаю, такие специалисты окажут неоценимую помощь детям с разного рода нарушениями развития. Жаль, что раньше родителям таких детей все стены приходилось пробивать собственным лбом. Скольких слез и конфликтов удалось бы избежать, сколько сбереженных нервов и хорошего настроения появилось бы. Понятно, что подобные специалисты - дорогое удовольствие, но их востребованность сегодня - практически бесспорна. Большое спасибо автору.

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 17 апреля 2012 в 22:15 отредактирован 17 апреля 2012 в 22:28 Сообщить модератору

    Спасибо, исправлю, чтоб не привносить оттенок сакрализации ))) Насчет кинеЗиологии - отдельная история, не стала грузить лишней и несущественной для раскрытия темы информацией.

  • Спасибо. Прописные - требование авторов ОК.

  • неспособные совершать - не способные совершать?
    Образовательная Кинесиология - по-русски надо бы со строчной. Обе прописных, как понимаю, калькированы с английского, но в русском варианте смысла не имеют.