Ольга Терехина Мастер

Как научить ребенка решать задачи?

Каждый школьник должен научиться решать задачи самостоятельно. Известный математик Д. Пойя советует: «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Но это не значит, что нужно бездумно решать огромное количество задач. Полезнее выполнять немного заданий, но при этом само их решение должно содержать изучение структуры предложенных задач и выявление используемых общих методов и приемов.

Пока ребенок обучается в начальной школе, его надо научить выделять в задаче условие и вопрос. Условие — это то, что известно, а вопрос — это то, что надо найти. Затем в условии и вопросе Вы выделяете главные слова. Как правило, это действия: было, приехали, купили, подарили, осталось и т. п. Но главными словами могут быть и, например, два ребенка (Маша и Миша, Петя и Сережа) или два предмета (магазины, ларьки, дома) и т. п. На этом этапе важно, чтобы ребенок образно представил то, о чем говорится в задаче.

Затем надо показать ребенку смысл этих слов. Было, всего, купили, и, стало, на… больше — эти слова указывают на сложение. Продали, уехали, осталось, на… меньше — эти слова указывают на вычитание. Разложили, раздать, в … меньше — это деление. Если вопрос начинается со слов «На сколько…», то это указание на действие вычитания.

Некоторые учебники по математике оперируют терминами «часть» и «целое». Было, всего, стало — эти слова указывают на «целое», а остальные слова — на «часть». Зная об этом, Вашему маленькому ученику будет проще начертить схему к задаче.

Теперь, когда появилась схема, которая содержит условие и вопрос, подумайте вместе с ребенком: можно ли сразу ответить на поставленный вопрос, все ли нам известно для ответа на этот вопрос или что-то еще требуется узнать? Далее Вы помогаете ребенку выделить промежуточные вопросы в задаче. Ведь сколько ребенок вопросов найдет, столько и действий в этой задаче. Здесь важно обсудить, с помощью какого математического действия будете искать ответ на этот вопрос. Так составляется план решения задачи.

Особую роль в решении задач играет заключительный анализ решенной задачи, т. е. ребенку необходимо еще раз рассказать, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое действие.

Предложите ребенку решить похожую задачу самостоятельно. Обсудите с ним, чем задачи похожи и чем отличаются. Как эти различия повлияли на решение задачи? Почему задачи решаются одинаково?

Попробуйте дать задачу, которая будет решаться иначе. Дайте ребенку возможность подумать, почему эта задача решается, например, сложением, когда две предыдущие Вы решали вычитанием.

Возникает вопрос, где взять «похожие» и «различные» задачи? Воспользуйтесь сборником задач О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой «2500 задач для начальной школы».

Уверена, что Ваши дети полюбят решать задачи. Успехов!

Обновлено 29.05.2007
Статья размещена на сайте 6.05.2007

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за статью, Ольга. Выделение "условия" и "вопроса" - базовые вещи. Занимаюсь с сыном решением задач на логику с 5 лет. Основная сложность, которую я замечал - неумение дробить задачу на несколько подзадач, в каждой из которых свои условия и свой вопрос. Когда сын научился это делать, все стало в разы проще.

    Как я это вижу, научиться решать задачи - значит развить навык быстрого и правильного дробления ее на подзадачи и выбора оптимального метода нахождения ответа на каждый из вопросов. Развитие мышления нужно направлять именно в таком русле. Тогда в идеале и жизненные задачи и проблемы ребенок сможет решать по схожему алгоритму:
    - оценил ситуацию: какие вопросы перед тобой стоят, исходные данные;
    - прикинул возможные пути решения проблем;
    - выбрал оптимальный;
    - пошагово разобрался с каждым вопросом;
    - проблема решена и можно уверенно двигаться дальше .

    И без сомнений, научиться решать задачи мало, нужно постоянно тренировать мозг, решая разные типы/категории задачек. Если типовых математических предостаточно в школе, то в поисках нестандартных задач на сообразительность мы выбрали онлайн-площадку, которая наши потребности в задачах закрыла полностью. Рекламировать не буду. Но уверен, что многим может быть полезно. Даю ссылку на дополняющую поднятый вопрос статью в блоге http://logiclike.com/blog/reshaem-logicheskie-zadachi/kak-reshat-logicheskie-zadachi - там подробно освещаются несколько ценных методов решения логических задач.
    Полностью поддерживаю цитату Д. Пойя По нашим наблюдениям и рекомендациям от нескольких педагогов, начиная с начальной школы, есть смысл решать по 3-7 разных задачек в день. И будет толк.

  • Математика - дело серьёзное!

  • А помните "Занимательную математику" Перельмана (а может не-Перельмана, не помню...) ? Я так хочу найти для своих студентов ! У меня это самый любимый учебник был в детстве! Учиться можно интересно! Главное найти как!

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 30 мая 2007 в 19:00

      Помним Занимательную математику" Перельмана - говорят, там в формате DjVu. Если именно "математика", а то ведь были еще алгебра, геометрия, физика, арифметика, и, говорят, биология и астрономия. И не-Перельман был, но не задержался как-то...

      • Люба Мельник Бывший модератор 30 мая 2007 в 21:20

        чтой-то не зайти на эту ссылку. Я увидела http://www.koob.ru/perelman/zanimatelnaya_algebra
        Все прочие: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PEREL'MAN_Yakov_Isidorovich/_Perel'man_Ya._I..html
        Только сейчас узнала, что великий Перельман умер в блокаду в Ленинграде, в 1942 году.
        Вот моих детей Перельман не пронял. А я - так люблю математику!
        Правда, почти безответно. Хорошо помню основное тригонометрическое тождество.

        Оценка статьи: 4

        • А я почему-то просто обожала в моем пионерском детстве Правда моя дочь читала другое - всякие там квантовые механики и элегантные космосы... Не проняло ее про бассейны и сталкивающиеся поезда

  • Легко сказать - трудно сделать. Мне приходится часто помогать учить детей. Учительницей я точно стать никогда не смогла бы! я просто скоро впадаю в отчаяние. Сама была отличницей, мне никто не помогал никогда. Поэтому не представляю, как можно так плохо соображать.

    После часов мучений сводится к тому, что сама сажусь и решаю ребенку задачу, пишу сочинения и т.п... А потом - снова-здорово. Те же ошибки, нежелание понимать что-либо... Блин, как учиоеля это терпят? представить страшно.

  • Мне очень понравилось. Только не понятно, к чему такая картинка? Чтобы деньги умели считать?

    • Люба Мельник Бывший модератор 6 мая 2007 в 16:59
      жизнь научит

      Во-во, именно. Для чего большинству и нужна математика - именно для этого, в широком, конечно. смысле.
      Поскольку решение задач именно такого, практического, характера жизнь от нынешнего школьника потребует в будущем.
      Кстати, многие взрослые, берясь помогать своему дитю осваивать математику, очень быстро принимаются бесноваться, а затем впадают в депрессию: "Мой ребенок - полный идиот". Потому что для родителя никакой проблемы в решении этих практических задач нет - на всякие там рубли-копейки, саженцы и дележку карандашей между Ваней и Машей.
      Только родитель не понимает, что именно его жизненный, житейский опыт и дает ему возможность в задачечных ситуациях сразу ВИДЕТЬ ответ. Не решая.
      Ребенка этому научит жизнь.
      Вслед за автором статьи, берясь советовать учить детей решать задачи (о! какая фраза!), посоветую родителям не следовать каким-то посторонним методикам, а вместе с дитем освоить предшествующий задачам параграф учебника. Поскольку учитель будет требовать именно этого - решения задачи в соответствии с предписанной методикой.

      Оценка статьи: 4

      • К сожалению, в учебнике по математике для начальной школы нет параграфов и многие родители не понимают, что делать со схемами и картинками на странице.

  • Пожалуй, эти знания полезны не только детям