1. Определите цель самообразования
Если у вас формулировка цели имеет вид «выучить возрастную психологию», то, скорее всего, вы «заочник» и занимаетесь не самообразованием, а самостоятельным изучением учебного предмета. Цель самообразования должна быть связана с изменениями вашей личности и такую цель нужно искать после нескольких вопросов «для чего?». Например, «выучить возрастную психологию» — «для чего?» Если ответ — «окончить институт и получить диплом», то это не может быть целью самообразования, так как диплом является внешним атрибутом (т.е. это цель поступления в университет). Если же ответом будет «стать лучшим экспертом по психологии подросткового возраста в городе N.», то, без сомнения, вы, кроме лекций или рекомендованного учебника, будете самостоятельно искать дополнительный материал, приставать с появляющимися у вас вопросами к преподавателям
2. Составьте план самообразования
План — это перечень действий, которые необходимо осуществить для достижения цели. Без плана можно заблудиться в дебрях информации, которые обязательно появятся на пути вашего целенаправленного движения.
3. Создайте собственную систему мотивации
Не всегда вы будете испытывать горячее желание «грызть гранит науки». Зачастую вы будете задумываться о ничтожности того, чем занимаетесь. Вас будут посещать мысли о том, что всё в этом мире тленно и не стоит ваших титанических усилий. Чтобы предотвратить появление подобного состояния (сведущие люди обзывают его апатией), нужно не только продумать разумное чередование труда и отдыха, но и систему мотивации сразу после составления плана самообразования.
4. Овладейте приемами мнемотехники
Мнемотехника, как можно легко заметить, — это сочетание двух слов (оба греческие): «мнеме» — память, и «техне» — искусство. Таким образом, мнемотехника — это искусство запоминать. Быстро и качественно запоминать — это одно из основных условий эффективного самообразования. Приемы мнемотехники позволяют без особых усилий переводить в долговременную память стихи, иностранные слова, формулы, списки слов, термины, определения и другую информацию, которую нужно запомнить дословно. Необходимо обратить внимание на слово «искусство» («техне»). Наличие этого слова означает, что для овладения приемами мнемотехники необходимо применение творческих способностей. Нужно помнить, что механическое использование мнемотехники принесёт скорее вред, чем пользу.
5. Внедрите в распорядок вашего обычного дня систему упражнений, направленных на развитие памяти
Развитие памяти имеет очень отдаленное отношение к упомянутой выше мнемотехнике, которая не влияет на физиологические основы запоминания. Развитие памяти сродни развитию выносливости, быстроты
6. Овладейте навыками управления временем
На самообразование необходимо дополнительное время — это аксиома. Но время является ограниченным ресурсом, поэтому нужно научиться распределять этот ресурс таким образом, чтобы ни один из важных для вас аспектов жизни не остался обделённым. Система навыков управления временем называется тайм-менеджментом. Подобных систем очень много и большинство из них пришли к нам с Запада. Здесь нужно помнить: «что русскому хорошо, то немцу — смерть» (и наоборот).
7. Изучите способы интеллектуальной обработки информации
Всю воспринимаемую информацию нужно осознавать, понимать,
8. Повышайте скорость чтения
Важное замечание: увеличение скорости чтения необходимо не для того, чтобы «залпом проглатывать» учебники. Задача скорочтения — обеспечить быстрый просмотр материала (сканирование) для последующей интеллектуальной обработки информации (см. п. 7).
9. Используйте возможности информационно-коммуникационных технологий и цифровой техники
Обязательно объедините в единое целое телефон, ноутбук, домашний и рабочий компьютеры (если получится, то добавьте в эту схему автомобиль, утюг и соковыжималку). У вас постоянно, где бы вы ни находились, должен быть доступ к информации, которую вы изучаете в данный конкретный отрезок времени.
10. Создавайте благоприятные условия для эффективной умственной деятельности
К таким условиям относятся: освещение, звуковой фон, запахи, порядок на рабочем столе (в компьютере, в записях
11. Развивайте внимание и мышление
Занимайтесь этим постоянно, систематически, используя поездки в общественном транспорте, уборку в квартире, скучные и никому не нужные совещания, посевные кампании в огороде
12. Найдите (или создайте) сообщество по теме самообразования.
13. Использовать принцип «изучено — применено, если не применено — значит, не изучено».
14. Научитесь превращать новые знания в деньги
Если вы изучили по какой-то теме самообразования на 10 книг больше, чем средний житель вашего города, района, области, то по отношению к этому «среднему» жителю вы являетесь экспертом. Во всём мире с очень давних времён принято платить за услуги эксперта. Разумеется, вам нужно совершить определенный перечень действий, чтобы о вас узнали как об эксперте.
15. Напишите книгу по изучаемой теме самообразования
Алгоритм написания книги такой: наговорите на диктофон (на телефон, в компьютер) всё, что считаете важным в вашей теме самообразования; наберите в текстовом редакторе то, что наговорили; сверстайте в какой-нибудь программе (например, в майкрософтовском Publisher) книгу в 50−100 страниц — и книга готова!
16. Овладейте навыками «слепой печати»
Данный навык поможет не только в выполнении п. 15, но и резко увеличит вашу грамотность в плане орфографических ошибок. Между «слепой печатью» и правописанием существует какая-то связь. Природа этой связи мне не известна, поэтому ограничимся констатацией факта. Существует множество тренажеров,
17. Постоянно повышайте эрудицию, разгадывайте кроссворды, участвуйте в конкурсах, показывайте интеллектуальные фокусы друзьям, коллегам, детям
18. Разработайте автоматическую систему повторений
Например, вы выучили очередную порцию английских слов. Чтобы все слова перешли в долговременную память, их нужно в течение полугода повторить (как минимум) шесть раз. Автоматизировать такие повторения можно с помощью компьютера или различных онлайн-сервисов.
19. Используйте своё рабочее место для реализации плана самообразования
Это не призыв к игнорированию своих должностных обязанностей. Напротив! Например, если бессмысленное поручение начальника вы наполните смыслом,
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...