Алдон Мехметов Мастер

Куда исчезла интеллектуальная элита из высших учебных заведений России?

Если вспомнить «старые добрые советские времена», то без преувеличения можно сказать, что преподаватели высшей школы были интеллектуальной элитой страны. Кстати, и получали они за свой труд вполне приличные по тем временам деньги.

Shchipkova Elena, Shutterstock.com

Например, только что защитивший кандидатскую диссертацию молодой преподаватель получал вместо 120 рублей аж 250! Доцент с десятилетним стажем получал уже около 380 руб., а профессор, доктор наук — 500. Для справки: средняя зарплата по стране была 145 руб. Заработки преподавателей выглядели весьма солидно. И было это не при царе Горохе, а в начале 80-х годов прошлого века.

С той поры прошло не так уж много времени. Но с очередной сменой государственного строя и с проведением бесконечных реформ в сознании нового поколения поменялись приоритеты и обесценилось то, что долгое время было разумным, добрым и вечным. Сейчас мы являемся свидетелями того, как из сознания людей выколачиваются вечные человеческие ценности, среди которых стремление к знаниям и к духовному совершенствованию.

Реформа высшей школы — очередная профанация?

После реформы российской науки министр образования решил опять взяться за реформу российского образования. Он заявил, что в ближайшие пять лет высшую школу ждут серьезные потрясения и не все вузы их выдержат. Невольно возникает вопрос: доколе можно трясти высшее образование и науку? Вероятно, до тех пор, когда про них можно будет сказать: «пациент скорее мертв, чем жив».

С 1 сентября 2013 года российские вузы будут переведены на новое финансирование. Если раньше деньги вуз получал по смете, то теперь высшая школа переходит на «нормативно-подушное» финансирование. Что это значит? По каждой специальности Минобрнауки скалькулировало затраты на одного студента. Они колеблются от 60 до 120 тыс. руб. Умножив норматив на число студентов, получаем сумму, на которую вуз может рассчитывать в наступающем учебном году. Просто, прозрачно и без затей!

Что с этими деньгами может делать вуз? Согласно документу Минобрнауки, из этой суммы преподаватели и сотрудники будут получать зарплату, будут оплачиваться коммунальные расходы и осуществляться поддержание и ремонт зданий, будет закупаться лабораторное оборудование и проводиться «культурно-массовая» работа в вузе. Научная работа вуза будет финансироваться из других источников. Каких — не ясно.

Из этой нехитрой арифметики следует, что если раньше студентов за неуспеваемость отчисляли, то теперь они могут учиться (сиречь: бездельничать) до бесконечности, ибо каждая душа, «хоть и мертвая», это — живые деньги для вуза! Представляете, какого уровня «специалистов» получит наша страна, после принятия такого «мудрого документа»!

«Лишние преподаватели» будут отправлены на улицу

Дмитрий Ливанов пообещал, что с 1 сентября начнутся серьезные изменения в кадровой системе российских вузов. Их основная цель состоит в «эффективном распределении средств, выделенных на повышение оплаты труда преподавателей». Министр образования добавил: «У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей вузов на 30% превышает нормативы. Необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьезные изменения в кадровой системе учебных заведений. Мы будем это делать, и уже с первого сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьезно повышены». Осталось ждать недолго, проверим, будет ли так же все гладко и складно на практике, как это выглядит на бумаге.

А пока суть да дело, треть преподавателей страны должны на всякий случай искать себе другое применение. Можно предположить, что под эту марку будут сокращены все «неугодные возмутители спокойствия», «несговорчивые» и «неудобные», а также пожилые и опытные преподаватели. Останутся те, которые приближены к власти, бессловесные исполнители, которые дрожат при каждом сокращении, ну, и конечно, «нужные» для парадов и отчетов.

А может, нужно «почистить» преподавательский состав вузов?

На размышления на эту тему меня натолкнула беседа с недавним моим гостем — профессором одного из астраханских вузов, где он преподавал больше 40 лет. Иван Иванович приехал навестить своих родственников и как-то в свободный вечерок заглянул к нам на огонек. Разговор у нас получился долгим и интересным.

Например, профессор полагает, что в связи «с грядущим увеличением зарплаты» преподавателям будет проведено их массовое сокращение, обещанное министром. По его мнению, мы станем свидетелями последнего этапа уничтожения российской высшей школы.

За последние 20 лет численность студентов в наших вузах увеличилась в несколько раз. Качество же подготовки выпускников заметно снизилось. Зато число вузов возросло в два раза, большинство новых вузов стало работать на коммерческой основе. По мнению профессора, может быть, имеет смысл закрыть часть новых вузов, качество образования в которых ниже ватерлинии. В этом я с ним полностью согласен.

Иван Иванович рассказал много всяких интересных историй про преподавателей, с кем ему приходилось работать. Например, десяток лет назад в поле его зрения попал стройный юноша, подающий надежды в науке и преподавании. Он защитил диссертацию, какую-никакую, и на этом его энтузиазм иссяк. За эти десять лет его печатная продукция составила десяток-другой тезисов, да плюс в список трудов попал реферат и диссертация, которые вообще-то всегда считались рукописями.

Все свободное время между занятиями этот новоиспеченный преподаватель проводит, шаря на компьютере в социальных сетях и создавая безымянные сайты от имени своих знакомых (хобби у него такое). От многолетнего сидения бывший талантливый молодой человек растолстел, обрюзг и в свои 35 лет выглядит на 50! Но он сохранил амбиции, любит поучать окружающих, вставлять «свое веское слово». Обычно люди после защиты кандидатской диссертации через 3 года получают звание доцента, а у него кроме степени и похвастаться нечем.

Иван Иванович добавил: «Я не знаю, как таких преподавателей на работе держат. Вероятно, начальство устраивают такие „работники“, других за такую зарплату не найти». Близится то время, когда такие любители «отлынивать» от своих прямых обязанностей могут пойти на улицу по обещаниям министра Дмитрия Ливанова. Высшая школа с их уходом ничего не потеряет…

Почему умные и интеллигентные люди не хотят работать в российских вузах?

Как показывает практика, сегодня знающие специалисты редко идут преподавать в вузы. Разгадка этого феномена проста: государство опустило престиж этой некогда уважаемой профессии до самого низкого уровня.

Я начал эту статью с зарплат, которые получали доценты и профессора в 80-х годах прошлого века. Издревле престиж любой профессии падает почти всегда, если вознаграждение за труд уменьшается. В нашем современном обществе «показателем уважаемости» являются деньги. Из-за низкой оплаты труда преподавателей на эту «освободившуюся стезю» приходят всякие неудачники и авантюристы, которые не нашли себе в жизни никакого другого применения. Именно эти люди и учат наших детей в вузах…

В связи с патовой ситуацией, которая складывается с российской высшей школой, у меня возникает вопрос: посоветуете ли вы своему ребенку учиться в российском вузе, или предпочтете послать его для обучения за границу?

Обновлено 26.07.2013
Статья размещена на сайте 25.07.2013

Комментарии (113):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вот еще ссылочка, хоть прямого отношения к теме не имеет, но можно выявить общие корни "зла": www.mk.ru/blog/posts/2496-sud-nad-dostoevskim.html

    Оценка статьи: 5

    • Эсфирь Хорольская,
      большое спасибо. Прочитал и волосы на голове от ужаса зашевелились.Даже представить себе трудно, до каких пределов зашла циничность в нашем государстве...

  • Я учился в ВУЗе лет 10 назад, уже тогда было то же самое - работающие студенты на старших курсах получали больше преподавателей, работали люди предпенсионного и пенсионного возраста, а самому молодому преподавателю было за 50. В аспирантуру парни тогда шли только чтобы на 3 дополнительных года откосить от армии.
    Потом позже как величайшую "реформу", преподавателям обещали зарплату аж в 30тыс (интересно сравнить эту сумму хотя бы с одним платежом по ипотеке). Как сейчас не знаю, вряд ли в разы лучше.
    Так что все это далеко не ново, и увы, действительно на 95% все упирается в деньги.

    А перекосы в образовании есть не только у нас - читал не то про Францию, не то про США, где тоже зарплата преподавателя зависит от оценок студентов. Хотели наверно чтобы преподаватель лучше учил, но ведь ясно что в реале будет наоборот - просто плохих оценок ставить никто не будет...

    • Дмитрий Елисеев,
      реформа высшего образования в России началась не вчера. У нас сложилась своя советская система высшего образования, продиктованная потребностями и традициями страны, но было решено, что надо сделать так , как на западе. Несколько лет назад стали внедрять Болонскую систему обучения: предполагалось, что со временем из наших ВУЗов уберут 5-летнее образование и заменят на 4-х и 6-ти летнее, введя бакалавриат и магистратуру. Началось изменение программ, требований к обучению, к преподавателям. Наше высшее образование затрясло. Почему-то никому не пришло в голову: кому в нашей стране нужны выпускники ВУЗов с 4-х летним образованием - бакалавры? Они получили только самые общие сведения о будущей профессии. Чем были плохи наши техникумы в этом отношение, и давали они студентам намного больше знаний и навыков. В прошлом году было решено провести проверку эффективности работы ВУЗов. Это опять встряска, поскольку результатов явилось то, что было выявлено 70 неэффективных ВУЗов, которые подлежат ликвидации и объединению с другими. Сейчас еще одно потрясение, о котором я написал в статье. Естественно, что после всех этих событий люди стали покидать ВУЗы, устав от нервотрепки и неопределенности.

      • Алдон Мехметов, вот-вот. Программы сокращаются, при этом чем больше урезаются часы на нужные предметы, тем больше там появляется дисциплин с заумными названиями, типа вышеупомянутых "Информационных технологий в лингвистике" (если без дураков, это целая специализация, а не семестровый курс, прочитанный по чужой тетрадке пугливой преподавательницей разговорного курса английского языка, которая в своей дисциплине профи, только вот с компом не слишком дружит и нагрузки у нее в этот раз маловато, вот и читает что Бог... точнее, завкафедрой... дал).

        • Мария Семенихина,

          я знаю, что у моих знакомых преподавателей в ВУЗах есть так называемые курсы по выбору. Преподаватель, чтобы добавить себе нагрузки придумывал курс из 10-15 лекций, и все желающие студенты приходили на лекции и слушали. Реформа предусмаривает отмену таких курсов. Читаться будут только обязательные дисциплины. Недогруженные препы пойдут на улицу в рамках 30% сокращения. Представляете себе, какая начнется драка за основные курсы, и кто их получит!

          • Алдон Мехметов, эти грешные технологии - не курс по выбору, а обязательный предмет. А то, о чем Вы говорите - это, похоже, спецкурсы, энное количество которых обязан прослушать каждый студент (выбрать, что именно он будет слушать, он может сам, но ходить на выбранное все равно обязан и зачет сдавать обязан). Чтобы вот так вот совсем от фонаря, допустим, мне бы стукнула моча в голову прочитать подопечным курс типа "Толкин как порождение "прекрасной эпохи"" (а чё, и порождение) или "Мистическая литература Советской России 1920х годов" (а чё, один Скалдин чего стоит, да и Кочетков пописывал не только про прокуренные вагоны), мне надоть ЧАСЫ. А часов на кафедру выдается определенное количество на каждый предмет. Нет часов - кукиш мне с маслом, а не Скалдин. Если только Инесса Ричардовна не ломанется за границу на стажировку, или Марина Петровна не вздумает рожать, или Кондратий Федорович не заявит, что в гробу он видел нашу синагогу и что он с сентября нанимается копирайтером в Российско-Американскую компанию и лучше будет писать контент про то, как бьют бобров и морских котов, чем учить наших идиётов за копейки. Может, в Москве другая система, а у нас так.

            Кстати, те самые магистры, на которых все говорят "фу-фу" - это лишний источник нагрузки.

            • Мария Семенихина,
              эти грешные технологии - не курс по выбору, а обязательный предмет
              Список обязательных курсов тоже обещают подкорректировать, курсы по выбору будут ликвидированы вовсе, освободившиеся часы будут заполнены обязательными, но не полностью. Подушевое финансирование предполагает, что один преп будет отвечать, допустим, за 10 студентов, т.е. кроме лекций, курировать их рефераты, курсовые, дипломные проекты. Поэтому его святая обязанность "допасти" этот десяток с первого до последнего курса, если отрок на пути знаний потеряется, то у препа будет проблема. Посмотрим, что будет в реале, это пока только предположения.

              • Алдон Мехметов, это тьюторство, и на Западе так живут с незапамятных времен. Почитайте хотя бы романы Д. Лоджа о нравах английской и американской вузовской среды в веселые 60е.

                • Мария Семенихина,

                  я с тьюторством хорошо знаком, насмотрелся на эту систему в США. Вещь хорошая для студентов. Тьютор - как мама или папа для студента, к нему можно обращаться с любым вопросом.

                  • Алдон Мехметов, а про Лоджа я вспомнила, что у него упоминался такой горе-препод Филип Лоу, который страдал именно от этой подушевой системы - на его курс либо никто не шел, либо шли все какие-то придурки (вроде одной студентки, у которой круглый год был ПМС и которая во время этого ПМС заваливалась в обмороки).

                    • Мария Семенихина,
                      да, "Академический обмен" Лоджа - это классика. Писатель - юморист, циник и пошляк а одном флаконе, но читать его - истинное удовольствие. Спасибо, что напомнили.

  • Алдон Мехметов, всё верно. Но вы судите с рамок столицы. Зарплаты у вас люди получают приличные. Скажем откровенно часто экономически необоснованые и за счет обнищания остальной России. За мкад вопрос учить детей здесь или заграницей не стоит. Денег не хватит.

    • Короста Бежевая,

      к сожалению, я не могу рассуждать с позиций каждого региона. Моя задача состояла в том, чтобы привлечь внимание читателей к тому, что скоро в наших ВУЗах не останется людей, способных учить наших детей. Конечно, не все могут себе позволить, послать ребенка для учебы за границей. Но, можно и в России пойти и поучиться на какую-нибудь востребованную специальность, например, строитель, ландшафтный дизайнер, печник, кровельщик. Свет клином на ВУЗАх не сошелся!

      • Алдон Мехметов, не поступать в институт? Но сейчас везде просят высшее. Конечно не везде оно нужно. Я работаю страховым агентом. При устройстве тоже условие было высшее образование, но профессию не уточняли. И мне мое педагогическое никак не помогает и не мешает. Но все равно нужно.
        Знаю несколько человек, которые думают брать кредит, хотят посылать детей учится в Москву. Да и мне скоро пора будет задуматся. Если везде так плохо, как пишите, может лучше отучится рядом в Казани или Челнах? А потом устраиваться как получится?

        • Короста Бежевая,
          Знаю несколько человек, которые думают брать кредит, хотят посылать детей учится в Москву.

          В ближайшие 3 месяца станет ясно, насколько ситуация в ВУЗах изменится в связи с ожидаемым новым финансированием и сокращением профессорско-преподавательского состава. Тогда я смогу ответить на ваш вопрос, осталось ли в Москве так, как было, или что-то изменилось. В самом общем варианте могу вам посоветовать (пока), нацеливайте своего ребенка на получение образования поблизости от вашего места жительства. Если неважно, какое образование, но требуют высшее, то вы сэкономите деньги и нервы, поскольку учеба в столице или в крупном городе, куда приезжает молодой человек из провинции будет для него большим испытанием. Жизнь в студенческом общежитие, соблазны большого города, влияние более сильных товарищей, недостаток денег, неумение планировать свою жизнь - вот далеко неполный перечень неожиданностей, к которым будущий студент может быть не готов, и которые могут его завести в тупик. Особенно опасно отпускать своих дочерей в "такое плавание"…

          • Алдон Мехметов, у меня и сын и дочь двойняшки. До института еще 4 года. Пока боюсь и подумать что будем делать. От меня вся это система образования и академий далековата. По телевизору говорят, что все там хорошо. Спасибо, что есть такие как вы. Вы знаете все изнутри и рассказываете всем.
            Если можно вопрос. С сыном все почти ясно. Он постоянно возится с железками, пойдет по технической направлености. Тут и в Нижнекамске и выбор есть и работа потом.
            А вот с дочерью большой вопрос. Она говорит, что в нашем захолустье не останется. Учится почти ровно на "хорошо" почти по всем предметам. Но увлечений особых нет. В школе почти у всех репетиторы, бъют направленно кто в физику-математику, кто в химию-биологию, кто в гуманитарные. Может быть, посоветуете в большом городе все-таки легче устроится по какому направлению? Ей все равно куда углубляться, тоже думает пока как в жизни лучше.

            • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 30 июля 2013 в 10:09 отредактирован 30 июля 2013 в 10:11

              Короста Бежевая, поговорите с дочкой, чтобы выяснить, что ее привлекает. Это очень просто сделать. Пусть вам скажет, как представляет себе свою будущую деятельность. Не в смысле действий и, собственно, выполняемой работы, а описывая предметы, вещи, инструменты, которые ее окружают в той картинке, которую она себе представляет. Девочки обычно живое воображение имеют. Но и вам придется проявить смекалку и додуматься, что за специальность ей видится.
              Например, одна моя знакомая девочка рассказала о шкафчике с бумагами. Что это могло значить? Бухгалтер, секретарь, делопроизводитель, работник отдела кадров, архивариус, нотариус... Посоветовала ей факультет документоведения.

            • Короста Бежевая,

              я запомнил вашу просьбу, давайте подождем, пока реформа сделает свой виток, потом я проанализирую ситуацию и напишу свои соображения. Хорошо, что время терпит. Не бойтесь, что-нибудь удастся придумать. Всех благ вам и вашим детям.

              • Алдон Мехметов, время как раз не терпит. Если сейчас не начать куда-то углублятся, то потом на хороший балл по ЕГЭ уже не рассчитывать. А выбирать экзамены на ЕГЭ надо уже по профилю института, куда поступать. Но в любом случае спасибо вам.

          • Алдон Мехметов, а ведь огород из ЕГЭ для чего городился? В т.ч. для того, чтобы на вступительные экзамены одаренный провинциал мог не приезжать, а только выслать результаты. А теперь что же? Всеми правдами-неправдами попадать в провинциальный вуз (после их слияния бюджетных мест немного, и они автоматически заполняются олимпиадниками и медалистами), в т.ч. и платно, но "разгрузить" столицы, опять-таки из разумных и добрых соображений: зачем вашим детям трудности, господа? Вы еще не сказали, что в общежитие попасть не всегда получится, хотя они есть. Ладно. Уже не буду усугублять картину своим субъективным взглядом (когда видишь не то, что нужно видеть, взгляд всегда субъективный).

            • Марта Матвеева,
              у вас очень интересные комментарии, поэтому пишите о том, что вас волнует. Вы знаете, для чего был задуман ЕГЭ. Что получилось на практике в этом году? Перед сдачей в интернете появились ответы на вопросы экзамена. Шустрые школьники начали скачивать...В результате возник скандал... Опять-таки, хотели, как лучше, а получилось, как всегда. А теперь представьте себе, что все «отличники», списавшие ответы из интернета, рванут поступать в ВУЗы в этом году! Возникает вопрос: а нужен ли нам такой выпускной экзамен? Думаю, что нет. Какая ситуация будет в ВУЗах после проведения очередного "этапа" реформы, сказать трудно. Может быть, из-за нехватки преподавателей или их низкой квалификации желающих поступить в ВУЗы в следующие годы поубавиться? Давайте подождем и посмотрим, что будет в реале.

              • Алдон Мехметов, звезда в шоке (с)
                Шустрые школьники всегда списывали. Перед введением ЕГЭ рынок был наводнен пособиями с готовыми сочинениями, их проносили, почти не таясь. Строгости, которые ввели теперь, и не снились выпускникам прошлых десятилетий. Один из примеров прошлого: сын моей знакомой вышел в туалет, а там его уже ждала мама со шпаргалками, он что-то подчитал, что-то с собой пронес - экзамен был сдан.
                Но. Раньше (по крайней мере, в провинции) не было репетиторов. А сейчас, с начальной школы, родители платят не только за дополнительные уроки, но и учителям за индивидуальные занятия. А особого усердия дети не проявляют. Да, кстати, и словечко это - "усердие" - куда-то делось. Если мне не изменяет память, когда-то в табели выставлялись оценки по поведению и за усердие. Может, не права, пусть меня поправят.

                • Марта Матвеева, я работаю учителем в средней школе. Дети и сейчас пользуются шпаргалками в открытую. Еще приходится тянуть двоечников, потому что оставлять их нельзя. Ведь портить статистику, это значит наживать проблемы. Дети охамевшие и ленивые у нас. Может где-то по-другому.Когда я шла на педагогический, то по-другому себе все представляла. Но когда увидела всю кухню, разочаровалась.

                  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 30 июля 2013 в 10:31

                    читать дальше →

                    • Марианна Власова, был у меня такой учитель необыкновенный. ее уроки до сих пор помню. Но сейчас в основном в школах по-другому, и одни учителя не в состоянии переломить систему, о которой пишет автор. Очень долго объяснять о подводных камнях,и не хочется. Поверьте, все зависит не только от учителя. Обучение процесс не односторонний, то есть не один учитель учится и учит. Посмотрите в интернете ролики какие стали наглые ученики,они могут хамить учителю, и все снимать на сотовый телефон, потому что они знают, что им ничего не будет. Максимум, беседы.

                      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 30 июля 2013 в 22:37

                        читать дальше →

                        • Марианна Власова, Много таких учителей,которые наберут столько часов, которые им не под силу. Ведь, взяв большую нагрузку, невозможно физически все уроки проработать качественно. Правда, отбывателей часов. Но, не все такие. Есть и талантливые учителя, но таких мало. В основном все разочарованные.

                  • Гульфия Шахобова,
                    Еще приходится тянуть двоечников, потому что оставлять их нельзя.

                    и в ВУЗах с введением "подушевой" оплаты для преподавателей будет тоже самое. Чем меньше будет студентов на одного препа, тем ниже зарплата, поэтому бездельников будут тянуть до последнего...школьный опыт уже имеется...

                • Марта Матвеева, За поведение - да. Оценка за прилежание недолго продержалась

                  Оценка статьи: 5

                  • Лаура Ли, точно, прилежание! Совсем ушло такое понятие из школьной/студенческой жизни.
                    читать дальше →

                    • Марта Матвеева, а я даже помню такой предмет как каллиграфия. Была специальная тетрадь с правописанием елементов букв и самих букв. Разлинована она была типа нот, кажись в 3 полосы. Писали в нее пером с нажимом. А то самое прилежание как вырабатывалось каллиграфией.
                      Ставили также оценки за содержание в порядке учебников и тетрадей - все должно было быть обвернуто в обложки, угол загиба обложки должен был быть в 45 градусов. Самые аккуратные тетрадки выставляли на всеобщее обозрение.

                      Оценка статьи: 5

                      • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 30 июля 2013 в 10:01 отредактирован 30 июля 2013 в 10:03

                        Лаура Ли, да-да! Просто в точку, в яблочко и в десяточку! Стив Джобс, кстати, занимался каллиграфией и в результате (вот, убейте меня, именно в результате этого!) - стал работать в направлении развития формы, доведения ее до совершенства. Понятно, в природе не у каждого заложено такое "крючкотворство", но почему-то у каждого - пофигизм

                        • Марта Матвеева, о, да. Он и сам при жизни это признавал. Он ведь не идеей взял, а каллиграфизмом и дизайном

                          Оценка статьи: 5

                      • Мария Семенихина Читатель 30 июля 2013 в 00:43 отредактирован 30 июля 2013 в 00:49

                        Лаура Ли, разлиновано было в две линеечки горизонтальные, и еще в косые вертикальные (называлось - тетрадь в косую линейку). Я их уже не застала (равно как и перьев и чернил, и даже авторучки нам уже чуть ли не запрещались... в общем, неудивительно, что из нас вырос офисный планктон - никакого прилежания), а вот те, кто учились на 3-4 класса старше, такое вроде еще помнят. А сейчас, кажется, они снова появились. Пропись (та самая тетрадь для "правописания елементов") у меня была... в ней стояли сплошные тройки, что не мешало мне окончить начальную школу с похвальной грамотой. Кстати, оборачивать книги (особенно чужие, данные на почитать) в бумагу - это и сейчас у некоторых считается хорошим тоном. Впрочем, в нашем мире пейпербеков, когда книгу почитал и выкинул, так как она за одно прочтение (даже за столом, без поедания при этом супа и загибания уголков) превратилась в груду разрозненных страничек, такое бережное отношение к книгам, увы, уже не актуально...

                        • Мария Семенихина, я согласна полностью - читать дальше →

                          Оценка статьи: 5

                          • Лаура Ли, вот-вот, я помню мой культурный шок, когда я пошла работать в ветеринарный институт... Зарплаты там были крохотные, а студенты не всегда достаточно прилежные. Ну вот преподаватели некоторые и наладили бизнес: купи у меня мою монографию за двести рэ, а я тебе зачет по моему предмету... (Ну хоть монографию товарищ есть шанс, что прочтет и какие-то полезные знания для себя оттуда вынесет).

                      • Лаура Ли,
                        а я даже помню такой предмет как каллиграфия.

                        мне бабушка рассказывала, что этот предмет в первом классе назывался "Чистописание", остальное все так, как вы вспомнили.

      • Алдон Мехметов, система средних учебных заведений, тех самых непрестижных ПТУ, незаметно ушла в небытие. "Востребованные" специальности молодые люди получают "на местах", (в колбасных и мебельных цехах, в магазинах и в офисах), имея зачастую высшее образование. Это, наверное, не плохо и не хорошо. Такова наша реальность. У меня есть уверенность, что эти люди, не получившие реально высшего образования, которое не дотягивает до (даже) советских стандартов (хотя, были в то время образовательные стандарты, что сейчас так старательно вводятся?), всё равно для нашей страны нужнее, чем люди без образования. Понятно, что тратиться на них государству не выгодно, но, когда дело касается образованности, просвещенности, уровня культуры (а ведь здесь весь спектр "культур" - и отношений, и производства, и экологической), нет и не должно быть места меркантильным расчетам.

        • Марта Матвеева,
          все правильно, если человек получил высшее образование, например, в платном ВУЗе, то в некоторых случаях в голове не очень много, но за деньги диплом дали. Что такой человек делает? Его специальность по образованию не востребована, но ему надо что-то кушать и как-то жить, он идет туда, где есть работа, и где обучают навыкам этой работы. Естественно, что такой "ученик" будет соображать резвее, чем ребята без высшего образования. Но, если задуматься, то человек потратил 5-6 лет своей жизни, просиживая на лекциях, потратил деньги своих родителей "на обучение", в результате его образование никому не нужно и не востребовано.Обидно за потраченное время, деньги и годы...

          • Алдон Мехметов, человек не потратил 5-6 лет. Он их прожил. Знания - это единственный чемодан, который нести легко, будь он наполовину пуст или наполовину полон
            А в системе "его образование никому не нужно" присутствует не один элемент, верно?

            • Марта Матвеева,
              свеженький пример. У меня есть знакомая семья, где единственная любимая дочь - смысл всей жизни родителей. Несколько лет назад она не поступила в ВУЗ, и родители решили ее пристроить в платный, выбрав хорошую специальность - психолога. Девушке эта специальность и ВУЗ были до фонаря. Но она вовремя приходила с зачеткой и получала, зачеты и экзамены (за дополнительную плату). В свободное от учебы время она тусовалась с приятелями, подсела на иглу (родители заметили вовремя, вылечили), короче, проводила время, как ей нравилось. В этом году она окончила ВУЗ, принесла диплом домой, бросила на стол и заявила: "Вы хотели диплом, вот вам, а я не намерена перед какими-то придурками исполнять танец живота!" Она продолжает вести прежний образ жизни. Чемоданчик-то оказался совсем пуст! То, что благо для одного, пустой звук для другого. Мы все разные. Для меня образование - это самый ценный багаж в жизни.

              • Марта Матвеева Марта Матвеева Мастер 28 июля 2013 в 20:07 отредактирован 28 июля 2013 в 20:09

                Алдон Мехметов, если не против, то от темы мы с вами отклоняемся в сторону констатации того факта, что зачастую отсутствует мотивация к обучению. Не у всех, отнюдь. Но над этим вопросом нужно начинать работу в школах. Однако школу, учителей естественным образом освободили от воспитательной функции (сейчас даже и родители не совсем чувствуют свое право воздействовать на собственного ребенка), а свято место, как известно, пусто не бывает. Здравствуйте, друзья, улица и соц.сети!
                Хотя. Мальчики-мажоры и девочки-припевочки были всегда. 90-е вообще дали целое поколение подсевших на иглу. В основном попали в такой переплет дети родителей, ставших в одночасье состоятельными.
                Собственно, ваш пример только иллюстрирует, что выбранный курс уже сейчас дает соответствующий результат, как это ни прискорбно.

  • Один мой знакомый, океанолог по специальности, давно уже не работает океанологом. Зачем новой России океанологи?
    Правда, когда начнется драка за шельфы, о них, может быть, вспомнят, но их уже не будет.

    Сегодня мне ситуация в России напоминает помещичью усадьбу начала 19 века, когда новый помещик-самодур разогнал певчих, гувернеров, экономов, агрономов и прочую "шушеру", что остались от прежнего хозяина, а потом с изумлением видит, что хозяйство его всё больше приходит в упадок. И на карты да балы денег всё меньше.

    Не наша это страна. И никогда не была нашей. Просто иногда приходили умные "помещики", которые понимали важность образования (для их блага и безопасности прежде всего). Но на смену им приходили помещики-идиоты. И всё рушили.

    А мы как были холопами "чего изволите-с", так и остались.

    Оценка статьи: 5

    • Александр Ягольник,

      да, это так. Почему-то нашей стране все время не везет, каждый новый помещик приходит со своим уставом и начинает городить новый огород, разрушая предыдущий. Тут вспомнилась китайская пословица, когда человеку желают неспокойной жизни, то говорят: "Чтоб тебе жить в эпоху перемен!" В нашей стране эта эпоха перемен бесконечна, аж с 1917 года. Каждый раз все меняется, а население от этого страдает. Уже сменилось много поколений людей, а переменам конца и края не видно...

      • Алдон Мехметов, увы, но в нашей стране ничего не меняется.
        Был анекдот в горбачевское время:

        Чукчу спрашивают:
        - Что такое перестройка?
        - Тайга.
        - Почему тайга?
        - Вверху шумит-шумит. А внизу - тихо.

        Вот и у нас вверху и внешне меняется многое. А внутреняя суть людей неизменна. Достаточно почитать Лескова. И мудрый политик в России тот, кто не ломает народ и устои, а использует их для движения вперед. Т.е. строит с теми строителями, которые есть.

        Оценка статьи: 5

  • Есть над чем поразмыслить... Когда-то российская система образования считалась одной из лучшей.

  • Безусловно вы правы!

  • Я думаю, что всё-таки обвинять власть и реформы в сфере образования, и представлять это как первопричина того, что мы имеем на сегодняшний день, как минимум не корректно.) Все-таки согласитесь, и отношение преподавателей к своей работе (в том числе и "старой закалки") в корне поменялось! А всё почему?)- Потому, что мы все эволюционируем, и менталитет людей сегодняшний, существенно отличается от менталитета людей 80х годов!. Делаем выводы господа

    • Дмитрий Швец, есть такой момент. Отчасти, все-таки, опосредованный экономикой и обстановкой в стране. Обратите внимание на другую статью Алдона: "Как воспитать идеальную жену?". Предназначена, правда, для мужчин. В шуточной форме очень точно подмечены основные тренды времени. В "инструкции" по воспитанию жены отсутствует пункт по воспитанию детей (именно воспитанию, а не содержанию). Это не упущение автора, а современная тенденция.

      Оценка статьи: 5

    • Дмитрий Швец,
      Потому, что мы все эволюционируем, и менталитет людей сегодняшний, существенно отличается от менталитета людей 80х годов!. Делаем выводы господа

      Мысль очень интересная. Нельзя ли ее развить поподробнее, куда же эволюционирует наше общество вместе с менталитетом? В прогрессивном направление или дегенерирует "назад к предкам"!

      • Алдон Мехметов, Ну смотрите, с одной стороны мы двигаемся в правильном направлении, в ногу со временем, благодаря, к нашему счастью, развивающихся технологий. А с другой стороны...дегенерируем благодаря этим технологиям "Назад в будущее" к нашим предкам). С уважением!

  • Насчет того юноши блэдного со взором горящим, который превратился в борова и сидит вконтактике - с одной стороны, печататься и что-то писать надо, с другой - а чем лучше писучие товарищи, которые выдают в год на-гора по 5 статеек одна гаже другой (две страницы текста на уровне сочинения 6 класса с названием длиннее самой статьи), от которых толк только в том, что есть о чем писать в отчете по НИР кафедры? Ну и через 3 года после защиты доцента дадут только при наличии волшебного артефакта, рекомого "учебно-методические пособия", в нужном количестве и нужного жанра. На протаскивание коих через все инстанции (поиск рецензентов и прочие радости) убивается времени больше, чем на их написание. Хотя насчет рецензентов - рецензии (тихо, это тайна) часто пишет сам автор методички от имени знакомого остепененного коллеги из другого вуза. Причем иногда бывает весело. Меня так знакомые попросили найти у нас в вузе коллегу со степенью и доцентским званием, чтобы он(а) подмахнул(а) рецензию на какую-то никому не нужную программу по никому не нужному предмету (типа "Информационные технологии в лингвистике", который читают и жук и жаба, включающие комп из-за угла, а при упоминании Шеннона и Винера начинающие креститься от страха). Коллега оказалась принципиальной и стрясла с меня программу (программа была, еще раз повторю, не моя, предмет этот я не вела отродясь, а автор давно уволился, но рецензия была нужна для порядка). Потом она долго полоскала меня же за то, что программа не удовлетворяет даже минимальным требованиям (хотя опять же я тут при чем, но я бы составила ее не лучше, потому что это не мой профиль), и сказала, что эту порнографию подписывать не будет. Знакомым я сказала, что никого не смогла найти (про комментарии к галльской войне, то есть к этой программе чертовой, промолчала). На этом история и кончилась. Так что сидеть вконтактике - не самый большой вред от препода. А вред - когда из преподавателя делают выпускника акушерских курсов им. Нестора Кукольника (ну поэт, который сказал: прикажите, ваше величество, и я буду акушером), в смысле когда кто угодно ведет что угодно...

    • Мария Семенихина,

      чтобы получить звание доцента, кроме методических указаний хорошо бы напечатать учебник и научные статьи. Вот тут-то и таится большая закавыка. Статьи должны быть опубликованы в рейтинговых цитируемых журналах. Их список имеется. Статьи для этих изданий должны быть высокого качества, они проходят серьезное рецензирование. Чтобы подать статью в такой журнал, надо что-то делать ручонками (исследовать, ставить эксперименты, разрабатывать программы компьютерные и т.д.) У бездельников на это времени нет. Статьи, опубликованные в местных издательствах, в расчет теперь не принимаются, поэтому их писать - пустая трата времени.

      • Мария Семенихина Читатель 28 июля 2013 в 00:29 отредактирован 28 июля 2013 в 00:32

        Алдон Мехметов, учебно-методические пособия - это все жанры от методических указаний до учебника. Методические указания - это уровень старшего преподавателя или даже ассистента, но я видела и не так много доцентов, которые пишут что-то серьезнее. Ну и откуда, вот ОТКУДА берутся статьи НИЗКОГО качества, которые пишут те же самые доценты (особенно где-нибудь на периферии) и тискают их в "братских могилах" отечественного розлива? У меня, например, накопилась чччудная подборочка статей на русском языке о Чехове, Пелевине и Толкине за последние несколько лет (ну вот так надо было), и так вот посмотришь, вроде автор - доцент и каэфэн, а пишет такое, что с кресла падаешь (видно, что он того Антона Палыча/Виктора Олеговича/Ивана Артурыча даже не раскрывал,пока писал свою нетленку... впрочем, громче всего я смеялась над статьей о "Гуслях" Мериме, в которой добросовестно указывался объем в страницах каждого из входящих в сборник стихотворений в прозе, но на этом анализ содержания ограничивался... где авторша нашла в балладе "Милош Кобилич" шутовство и юродство, я до сих пор чешу репу... вероятно, ее насмешила фамилия главного героя).
        Да, высокое качество, серьезное рецензирование - это так... только вот еще и сумму кругленькую за публикацию надо выложить, если твой опус таки сочли годным. Ну и скоро вообще затребуют писать только на иностранных языках (как будто иностранцам очень интересно читать наше убожество вроде статьи "Инфинитивные предложения в сборнике Бунина "Темные аллеи"", у них своего убожества хватает)...
        Кстати, времени нет не у бездельников, а у тех, кто работает в трех местах на три ставки. У бездельников нет мозгов и желания.

        • Мария Семенихина,
          методические указания пишутся легко и просто. Есть специальная форма их подачи, поэтому садишься за комп и начинаешь бить по клавишам, почти не думая. Учебник, это серьезно. Обычно, на его написание отваживаются доктора наук, желающие получить звание профессора. Учебное пособие для получения звания доцента - золотая жила: собрал свои конспекты лекций, отпечатал в типографии ВУЗа в 10-ти экз., и гордись - печатный труд есть! Но бездельникам и это не под силу.
          Я представляю, как вы повеселились над трудами "российских филологов". Вот тут ссылка на российские рейтинговые журналы по всем отраслям науки

          kubstu.ru/data/struct/0507/list_top_elib.doc

          Этот список можно скачать. Публикации научных статей бесплатны, журналы цитируются, и каждая публикация признается валидной для списка литературы, если идет представление на звание или для защиты диссертации

  • Полностью согласен с автором. Мне 76 лет, только 3 года назад вышел окончательно на пенсию, но продолжаю в той или иной мере заниматься общественной работой. И почти всю, как говорится,"сознательную жизнь" связал с наукой и вузами.
    Горько видеть, как год от году скудеет вузовский преподавательский состав с точки зрения качества знаний и преподавательской квалификации, да, пожалуй, и нравственной составляющей.
    И, хочешь - не хочешь, вина за это ложится на руководителей страны, которые явно находятся не на своём месте, так сказать, "не по Сеньке шапка".

    Оценка статьи: 5

    • Александр Залтик,

      у вас перед глазами целая эпоха, как менялась наша педагогика на протяжении многих лет. Всякие реформы и новации проводились, но то, что делается сейчас - это уму непостижимо!

  • Да, похоже, интрига сохранится, пока не начнутся массовые (а 30% - это, разумеется, очень много) сокращения. Интрига в части персоналий - кто попадет под нож "этот нехорош" - неугодные по причине несогласия или, всё же, пофигисты последнего разлива.

    • Марта Матвеева,
      это большая тайна. Подождем, кого попросят покинуть стены ВУЗов. Скорее всего, на выход пойдут неудобные, неугодные и несогласные, а пофигисты опять могут приспособиться к новым реалиям.

      • Алдон Мехметов, буквально сегодня на одном из форумов прочла о том, что рецензируют диссертации сами диссертанты. Знаю ситуацию в московских вузах, когда студентам не могут найти по-настоящему грамотного и серьезного руководителя дипломного проекта, потому что преподавателей не хватает, приглашают на 0,5 ставки кого угодно, со стороны. Дипломники также сами себе пишут рецензии, указывая на недостатки в собственной работе.

        • Марта Матвеева,
          что рецензируют диссертации сами диссертанты.

          Вот это да! Но если такая диссертация попадает в ВАК для утверждения, то ее рецензируют профессионалы, если там какие-то заморочки, то отправляют черному рецензенту, который вправе вызвать диссертанта в ВАК для объяснений. Если Ученый Совет по защитам пропустит пару - тройку сомнительных диссертаций, то его попросту закроют.

        • Марта Матвеева, кошмар какой-то! Значит я училась у вымершего вида преподавателей. Мой научный руководитель, светлая ему память, дал мне очень многое, и, как учитель и, как человек. Мы еще много лет, после окончания института, ходили к нему за советом.

          Оценка статьи: 5

  • Нашему правительству не нужны образованные и умеющие думать люди, они же будут задавать неудобные вопросы. Проше не дать вырасти новому поколению умно думающий, т.е. погубив, ах нет, прошу прощения, провести реформу, оставив в преподавателях, похожих на молодого героя Вашей статьи. Уже сейчас, многие выпускники школ (не все слава богу), набравшие на ЕГЭ максимальное число баллов, мягко говоря, не умные. Попав " руки" к подобным преподам (по другому назвать, язык не поворачивается) прорыва в русской науке, явно не сделают. Печально.

    Оценка статьи: 5

    • Галина Иванова,
      да, картина печальная. При такой постановке образования в стране, скоро будет очень трудно найти толковых людей для различных отраслей народного хозяйства, для преподавания и науки. Все режется под корень...

  • Всё очень верно. Также и больно, и страшно от того, когда видишь и слышишь кто решает эти проблемы. И нет убедительного ответа на вопрос - а зачем, именно так, всё это; для кого и во имя чего; а завтра что будет?

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Иванец, если Вы заметили, страна меняет "государственную идеологию". Ею становится православие.
      Согласно выступлениям ведущих "православов", церковь должна иметь власть.
      Сколько бы не говорили, наука и религия - вещи несовместимые.
      Цель науки - поиски истины - такой, какова она есть, а не такой, какою она нам может понравиться. Отсюда следует метод науки.
      Цель религии - доказать любым способом (и даже не доказать, а утвердить) идею существования бога. Отсюда - её методы.
      Если православие становится государственной идеологией, место науки в таком государстве - на задворках (если вообще для неё сохраняется какое-то место).
      Поэтому неудивительно, что наука подвергается (пока завуалировано) травле и уничтожению.
      Лично я лучше обошлась бы без идеологии, чем в век выхода к Марсу ползти на карачках за "поясом богородицы". Но... дело вкусов...

      • Наталья Ланковская,

        наша страна многонациональная. Какую религию исповедовать - личное дело каждого. Государство должно быть светским, без каких-либо религиозных подпорок. Кстати, в статье 14 Конституции говорится, я, что Российская Федерация является светским государством. Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

        • Алдон Мехметов, то, что так говорится в Конституции, я знаю.
          Но мало ли что там говорится?
          Там ограничиваются, например, сроки нахождения у власти одного и того же человека...
          Наш путь - особый, нам Конституция не указ. У нас - духовность вместо законов. А что это такое, никто так и не определил.И не определит. Духовность - это не по ведомству науки, это по другому ведомству, где строгих определений не спрашивают.

          • Наталья Ланковская,
            Духовность - это не по ведомству науки, это по другому ведомству, где строгих определений не спрашивают.
            Духовность - духовностью, но любое цивилизованное государство живет по основному закону своей страны, по Конституции. Однако, в одних странах этот закон существует столетия, а в других переписывается на потребу очередного правителя. В этом вся разница.

  • 75% - это как раз тот балласт - жующий тростник, который никогда никуда не карабкается. 25% - это Мыслящий тростник, по крайней мере трава с инстинктом выживания. Они и рвут. Ошибочно думать, что то, что останется способно совершать шевеления. Их доедят когда не станет мяса. Али зерна. Али сопьются.
    Предсказуемо все, тем более в России. Она уже один раз шла теми же граблями ( Страна-граблеход!).
    Философские корабли, высылки 70-80-ых, массовый побег самой образованной части населения - евреев с 70 до вплоть...Не сейчас начато убиение мозга России. С 17-го годочка и по сей час.
    Мне противно, что нас, эмигрантов по волнам меряют: первая, вторая. Мы - сплошной вал. Бежали всегда, просто количество побегушников зависело от высоты стены. Невозможно отграничить свободу думать, говорить от желания работать на страну, которая ценит твой труд, платит за него нормально и позволяет тебе за хорошую работу иметь свободу в рамках всеобщего удобства. Я не знаю лично, кто сюда за халявой ехал, я знала только людей, бредящиих работой по специальности. Ага, мишугине всякие, размечтались. Но, глядишь, и добились кой-чего.

    В Израиле так же. Читайте Свирского. Мне обидно, когда рашенки называют умных людей колбасниками. Нет, ехали работу искать (деньги - второе место) и реализовываться. Другое дело, что не всегда местное население было радо высококвалифицированным профи против этих ленивых гештатрутников.
    Капиц среди нас одна капица на миллион. Высокого нормального уровня людей жадных до работы большинство. Да, не умели работать по-западному, но тут быстро учат благодаря полному рабочему дню напряженки за стимул без партсобраний. Люди быстро к хорошему привыкают и отдачу дают.
    Что я рассекаюсь, блин? Я люблю страну, где работать в кайф, где, как в сказке про Золушку, осуществляется принцип - работай честно, качественно - и будет. Вот так примерно об оттоке, А то, что кому выгодно оскотинивание России, чтоб вообще без серого вещества осталась и у ног лежала на команду смирно, так это у меня без вопросов.

    Оценка статьи: 5

    • Алдон Мехметов Алдон Мехметов Мастер 27 июля 2013 в 06:42 отредактирован 27 июля 2013 в 06:50

      Лаура Ли,
      75% - это как раз тот балласт - жующий тростник, который никогда никуда не карабкается.

      Но если вспомнить историю России, то из этих 75% появлялись выдающиеся ученые, например, архангельский мужик пришел босиком в столицу, чтобы учиться всяким наукам. На ум приходит стихотворение Некрасова:

      — Ну, пошел же, ради бога!
      Небо, ельник и песок —
      Невеселая дорога...
      Эй! садись ко мне, дружок!

      Ноги босы, грязно тело,
      И едва прикрыта грудь...
      Не стыдися! что за дело?
      Это многих славных путь.

      Вижу я в котомке книжку.
      Так, учиться ты идешь...
      Знаю: батька на сынишку
      Издержал последний грош.

      Знаю: старая дьячиха
      Отдала четвертачок,
      Что проезжая купчиха
      Подарила на чаек.

      Может быть, России необходима такая встряска, чтобы самородки изнутри пошли в науку? Это, конечно, не самый легкий путь, но если страну постоянно лихорадят реформы, какие-то глупые новации, то это один из путей сохранения интеллектуального потенциала страны? Печально, что надо как всегда до основания все разрушить, чтобы на обломках потом пытаться найти выход из положения. По поводу разных волн иммиграции. Люди «рвали когти» из страны не от хорошей жизни на протяжении многих лет. Сейчас опять создалась такая ситуация: если молодежь поедет на запад получать образование, то она уже никогда не вернется назад. Опять утечка мозгов, но другим способом…

      • Галина Иванова Галина Иванова Профессионал 27 июля 2013 в 10:39 отредактирован 27 июля 2013 в 16:56

        Алдон Мехметов, но будет ли у самородков стимул к учебе, если не у кого учиться. Лекции читать по учебнику может каждый. Был у нас такой препод по вирусологии, слово в слово, учебники пересказывал, а уж самомнения было выше крыши. Хорошо, хоть только один семестр "поучил", и ушел на повышение!

        Оценка статьи: 5

        • Галина Иванова,
          с самородками в 21 веке будет напряженка. Со времен Ломоносова наука сделала огромный скачок, быть универсалом в физике, химии, математике и астрономии - очень трудно. В последние время стало какой-то модой, читать лекции по учебникам или конспектам. Вероятно, это показатель того, что сам преподаватель не очень-то разбирается в том курсе, который читает.

  • Было бы удивительно, если бы это было иначе. Для обслуживания сырьевого экспорта и потребительского импорта не требуется столько разных и классных специалистов. Экономика, как всегда, первична.

    Оценка статьи: 4

    • Фрол Фролкин,
      Для обслуживания сырьевого экспорта и потребительского импорта не требуется столько разных и классных специалистов.

      Но, если через какое-то время они потребуются, взять их будет неоткуда. На развалинах они расти не будут...

      • Алдон Мехметов, много их не потребуется, а сколько нужно пригласят, за хорошие деньги приедут. Обратите внимание как это происходит в, например, Венесуэле, Нигерии, Анголе, там все очень похоже. Все идет к тому, что по всем вопросам и показателям мы с ними скоро сравняемся.

        Оценка статьи: 4

        • Фрол Фролкин,
          мне даже подумать больно, что Россию ставят рядом с Нигерией и Анголой. А ведь вы правы, очень скоро мы вольемся в этот конгломерат...

          • Алдон Мехметов!
            Из РАСПОРЯЖЕНИЯ Правительства Российской Федерации
            от 18 июля 2013 г. N 1247-р, утверждающего "план" мероприятий ("дорожную карту) "Развитие биотехнологий и генной инженерии":"Согласно прогнозным оценкам мировой рынок биотехнологий в 2025 году достигнет уровня в 2 трлн. долларов США, темпы роста по отдельным сегментам рынка колеблются от 5 - 7 до 30 процентов ежегодно.
            Традиционными производителями и потребителями продукции биотехнологий являются преимущественно высокоразвитые страны, в частности США, Канада, Япония и государства Европейского Союза. В течение текущего десятилетия масштабные программы развития по всему спектру биотехнологий также стали реализовывать Китай, Индия и Бразилия.
            Доля России на мировом рынке биотехнологий составляет на сегодняшний день менее 0,1 процента, а по ряду сегментов (биоразлагаемые материалы, биотопливо) продукция не производится. Более 80 процентов биотехнологической продукции, которая потребляется в России, является импортом, а объемы потребления остаются несопоставимо низкими по сравнению как с развитыми, так и с развивающимися странами. Импортируется 100 процентов аминокислот для сельского хозяйства (лизин), до 80 процентов кормовых ферментных препаратов, 100 процентов ферментов для бытовой химии, более 50 процентов ветеринарных антибиотиков, 100 процентов молочной кислоты, от 50 до 100 процентов биологических пищевых ингредиентов."
            Судя по сему, уже влились.

            Оценка статьи: 5

            • Эсфирь Хорольская,

              спасибо за любопытный документ. Значит, Россия является почти 100% потребителем продукции биотехнологий. За биотехнологиями и генной инженерией - будущее, а мы расплачиваемся сырьем, покупаем то, что должны производить сами, да еще и зарабатывать на этом, экспортируя в другие страны. Парадокс, да и толькло…

              • Алдон Мехметов, прежде в рассылке "Консультант+" был документ, как раз посвященный реформе (не могу найти), в котором именем Правительства РФ был констатирован факт, что в России полностью разрушен высокотехнологичный сектор экономики, поэтому нет спроса на науку.
                Куда исчезла интеллектуальная элита из высших учебных заведений России?
                Один мой знакомый - химик, кандидат наук, вынужден был покинуть институт с богатой историей и традициями во время развала страны и института, сейчас уже пенсионер, работает в системе школьного образования. Вторая моя знакомая - бывший сотрудник ГИПХа, работает на французскую компанию в России, с возмущением приняла весть о сносе зданий ГИПХа. В период голода и разрухи страна находила деньги, чтобы его содержать, а сейчас - нет. Зато строим стадионы за баснословные деньги. Когда сначала сносится под корень, а потом восстанавливается практически из ничего - разве это можно назвать реформой?

                Оценка статьи: 5

                • Эсфирь Хорольская,

                  на ваших глазах 2 очень опытных человека покинули научные учреждения. ГИПХ находится в Питере около моста Строителей, рядом со Стрелкой В.О.? Несколько лет назад я был в Питере и проходил мимо старого здания, застекленного от земли до крыши. Кто-то, видимо, положил глаз на землю и прекрасное расположение этого здания... Я и не знал, что оно пошло под снос. Возвращаясь "к реформе". На мой взгляд, это планомерное уничтожение "мозгов" страны, чтобы потом было легче управлять. Может быть, я не прав.

                  • Алдон Мехметов, вот одна из ссылок asninfo.ru/asn/57/54341.
                    В прошлом году интернет пестрил возмущениями граждан. Сейчас как-то поутихло. Я, честно, даже не отследила, чем закончилось. Но суть даже не в этом.

                    Оценка статьи: 5

                    • Эсфирь Хорольская,
                      Да, это то самое здание на набережной малой Невки, про которое я писал в предыдущем посте. Сходил по вашей ссылке: "Проект "Набережная Европы", предполагающий строительство жилья, офисных и торговых площадей, гостиницы, объектов социальной инфраструктуры и Дворца танцев Бориса Эйфмана, на этом участке развивает "ВТБ Девелопмент". Стоимость земли в этом месте СПб - на вес золота. Построив все это, кто заработает на жизнь себе и нескольким поколениям наследников вперед. Все ясно.

  • Куда-Куда? Окремневают в Силиконке и бегают марафоны в Бостоне вместе со своими студентами.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли,
      да, это так. Часть элиты постепенно перетекла в США, другая - в западную Европу. Те, кто не успел, либо уже по возрасту не чувствует в себе сил куда-то двигаться, ли просто их уже нет на этом свете…