Да, не всегда и не все было легко и понятно, но никому в голову не могло прийти канючить отметку выше той, что заслужил. Много проблем было с математикой, как правило, именно по математике больше всего неуспевающих. Запомнилось, что много внимания уделялось устному счету, практически на каждом уроке 5−7 минут решали устно разные примеры, ведь это тоже тренировка памяти и внимания.
С отстающими школьниками учителя занимались после уроков, причем совершенно бесплатно. Получил двойку, не выучил урок — оставайся после занятий, учи, учитель будет рядом. Это теперь родители вынуждены платить огромные суммы репетиторам, если ребенок что-то не смог усвоить в классе. В классах была взаимопомощь, к отстающим «прикрепляли» отличника, порой этого было достаточно.
Мощным стимулом были ежегодные, с 4-го класса, переводные экзамены. Готовились к ним заранее, все сообща. Повторяли материал по билетам, даже разыгрывали экзамен с одноклассниками. Все знали, не сдашь весной, оставят на осень, будешь летом заниматься. А если и осенью потерпишь неудачу — оставят на второй год. Этого подавляющее большинство стыдилось, кому приятно выглядеть переростком, учиться с теми, кто младше тебя.
Очень много внимания уделялось в школе физкультуре и спорту. Зима в Заполярье долгая, снежная, все бегали на лыжах. Конечно, у большинства детей своих лыж не было, на урок выдавали школьные. Были они не лучшего качества, с мягкими креплениями, надевались на валенки, но рады были и таким. Тем, кто выполнял норму первого или второго разряда давали лыжи с ботинками и жесткими креплениями, это было мечтой каждого!
Чтобы все успели пробежать кросс и покататься, в зимнее время уроки физкультуры были сдвоенными,
В большой чести был волейбол. Играли по воскресеньям, иногда даже без преподавателя. В школе нам доверяли. Были активисты среди ребят, члены общешкольного комитета комсомола и учкома (ученического комитета). Вот кто-то из них в воскресенье шел к директору, она жила в квартире при школе, просили ключ от зала и разрешения поиграть в волейбол. Отказа никогда не было. И никаких инцидентов не возникало тоже.
Был в школе хор старшеклассников, созданный учителем географии, прекрасно игравшим на аккордеоне. Ходили петь с удовольствием, пели на несколько голосов, всем очень нравилось. Особенно красиво звучали песни «Вечерний звон» и «Летите, голуби, летите». Выступали с концертами не только на школьных вечерах, но и в Доме культуры, на избирательных участках во время выборов, даже ездили в соседние деревни.
Вообще, самодеятельность была очень развита, так как каждый класс, с 8-го по 10-й, должен был в течение года организовать и провести по одному, а то и два школьных вечера. В начале учебного года комитет комсомола составлял план школьных мероприятий и распределял по классам. А в конце года уже подводились итоги и определялись лучшие. Принцип соревнования очень способствовал всему, что мы делали.
Очень яркие воспоминания остались от наших школьных вечеров! Вспомните, особенно молодые, вы когда-нибудь встречали Новый год в школе? Вряд ли. А в нашей школе была традиция — новогодний бал-маскарад для учеников старших классов, устраивался 31 декабря, и большая часть педагогов присутствовала тоже. Готовиться к балу начинали сразу после 7-го ноября. Делали самодельные елочные игрушки для елки, нарезали дыроколом конфетти из цветной бумаги, и даже серпантин иногда сами резали из обоев — купить эту мишуру в Нарьян-Маре было не всегда возможно. «Лепили» из подручного материала карнавальные костюмы втайне друг от друга.
31 декабря собирались часов в 8−9 вечера в красиво украшенном школьном физкультурном зале. Каждый входящий должен был иметь если не костюм, то хотя бы маску. Танцевали под радиолу, пели песни, играли в разные игры, особенно любили почту с пожеланиями. Позднее проводился марш-парад костюмов, которые оценивало придирчивое жюри из учителей и учеников, за лучшие костюмы награждали.
За 10−15 минут до полуночи в зал входила наша директор. Выключали радиолу, настраивали радиоприемник на Москву и все слушали приветствие и поздравление советскому народу руководителей государства, бой кремлевских курантов. Потом нас поздравляла Ирина Алексеевна, и объявляла победителей карнавала, вручала скромные подарки. Как же нам всем было весело и радостно! После полуночи в зале оставался кто-то один из педагогов — дежурный, остальные поднимались в учительскую, к накрытому праздничному чаепитию. А нам разрешалось танцевать еще до 2-х часов ночи.
Тогда у нас никто не употреблял никаких алкогольных напитков, по крайней мере, во время учебы в школе. Да и курить до получения аттестата отваживались очень немногие мальчишки, где-нибудь далеко от школы. Если поймают за курением — отчислят на две недели, а то и исключат из школы, если не первый проступок. А чтобы курили девочки — даже представить нельзя, это было страшным грехом и позором! Из 17 девочек нашего класса, впоследствии, в институте, курить стала всего одна.
Все 50 лет после окончания школы мы стараемся не потерять друг друга из виду, переписываемся, перезваниваемся, теперь вот Интернет помогает общению. На большие школьные юбилеи не все могут приехать, в Нарьян-Мар ведь «только самолетом можно долететь», но тот, кто побывает, потом по «цепочке» всем передаст новости, расскажет, перешлет фотографии. Наша школьная дружба не исчезла с годами, каждая встреча приносит огромную радость.
Закончить хочу словами искренней благодарности всем учителям, и сказать цитатой: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»
Я пошла в школу в год смерти Сталина. Мне запомнилось, что нужно было чернильницу-непроливайку носить с собой в школу в мешочке с тесемочкой где-то до 4 класса, 1 четверть первого класса писали карандашами, со 2 четверти только специальными перьями, (кажется номер 86 - они позволяли делать нажим в прописях - был такой предмет - каллиграфия.) Только с 3 класса разрешалось заменить перо на другое, на уточку. В пеналах должно было иметь ручки, ластик, карандаши, запасные перья. В первом классе мы также носили палочки для счета, затем вообще счеты. Левшей переучивали - низзя!
Мы носили в будни коричневые формы и черные фартуки и к ним только коричневые атласные ленты в косичках. На праздники разрешались белые ленты и белые фартуки. На форме обязательно должен был быть белый воротничек и белые манжеты. Мальчики носили синие брюки и синие кителечки. Требовали носить нарукавники. В школу также носили ежедневно сменную обувь. Раз в месяц детей проверяли на педикулез ( в то время вшивость у детей была частым явлением. Поэтому мальчики были стрижены все одинаково - голова почти под ноль и короткая челка, а вшивых стригли просто наголо.) Девочкам стрижки в школе не разрешались - косы, и никаких челок.
В классе был староста и звеньевые. Учеников разделяли на отличников, хорошистов , троечников и двоечников. С двоечниками работали хорошисты и отличники - помогали подтягивать хвосты.Раз в неделю проводился классный час. В те годы в начальной школе не было классного руководителя, они появлялись только с 5 класса. Положено было вести дневник погоды, каникулярный дневник, собирать гербарии, заниматься летней подготовительной работой к следующему классу - прочесть список рекомендованой литературы, вышить какой-то платочек или обвязать его крючком кружевами, мальчикам - выпиливать по дереву лобзиком. Регулярно велась стенгазета. В тот смутный год наша школа находилась в Сталинском районе города, затем в Маленковском, затем вскорости в Кагановическом районе - мы не успевали подписывать тетрадки - положено было тетрадку надписывать на форзаце полностью - ученика... такой-то школы Сталинского района города... Модными у девченок были шапки-менингитки, у мальчиков кепки-шестиклинки.
Тетради для контрольных работ хранились у учителя, а обычную тетрадь нужно было обворачивать оберточной бумагой, как и учебники.
Обязательно все поголовно пели в хоре. В третьем классе шел прием в пионеры. Галстуки шелковые разрешались только на праздники, а повседневно - штапельные. За неглаженый штапельный галстук, не подшитые воротнички и манжеты могли отстранить от занятий. Так что с вечера нужно было самому выстирать манжеты, воротнички, прогладить их , атласные ленты и галстук, все это хозяйство подшить и 6 дней в неделю - одно и тоже. ( Мы тогда учились по субботам тоже).
В классе все знали кто у нас дети врагов народа, но их учили и дисциплинировали без всякой дискриминации. Даже обмундировывали к началу учебного года за счет школы как неимущих - отцы\матери в лагерях по 58 парились. Боже мой, эти чернильницы-непроливайки, счеты, примусы, керосиновые лампы, ящики в окнах вместо холодильников, тарелки-радио, Поль Робсон, Елена Великанова, Лемешев, Козловский, бидоны алюминиевые, авоськи, нарукавники - век прошел, многие уже ушли вместе с иголками для керогазов, кондукторами с рулонами билетиков, мороженым на круглых бумажках... газировка в стекляных граненых стаканых, водка Московская Белая Головка, кусковой шоколад и сахар со щипчиками,- крепдешин, построенное пальто ( так говорили - пальто построить!), бумажные папильотки, суды чести, белые тапочки, чищеные зубной пастой, краска для одежды и пряжи, стекольщики на улицах, точильщики ножей, трубочисты, синие милиционеры, пионерские костры ( язычники маленькие!), ЗИМы, Эмки, студеры. отечественные Победы и трофейные машины разных мастей, борьбы за звание звена имени Павлика Морозова, внучата Сталина, уроки штопки, вышивание крестиком, гладью , слоники на диванах, лебеди на клеенке, ширмы, горшки ночные для взрослых... костяные гребешки для вычесывания вшей, круглые гребни-обручи, косы а-ля Юлия Тимошенко короной... мы жили в это время, дикое, нецивильное, вшивое, голодное, безногое-безрукое послевоенное, но детство и школа, какой бы варварской она сегодня не казалась молодым - светлое воспоминание. Наши старшеклассники от звука звонка рвались ломиться в бомбоубежище, а мы, послевоенные, этого не понимали и посмеивались над трусами. А где-то в 4 классе на задворках нашего школьного двора нашли неразорвавшийся снаряд. Школы 50-х: у кого из моих сверстников не быо хоть какого-то оружия? А у кого и коллекция. А кто стрелять не умел? Военруки тогда были самыми главными паханами в школах - так мы за 5 минут автомат собирали-разбирали, детишки. А как воры тогда в моде были?! Все хотели или в Маресьевы или в воры, в Мурки. Мои дети заканчивали школу в Питере под 90 годы - тогда все хотели в валютные проститутки или замуж за миллионера на экспорт. А мы-то пели: не нужен мне буерег турецкий, чужая страна не нужна.
Я тут перечитала на предмет ошибок и обнаружла, что столько забытых нынче предметов вспомнила, а сколько еще люди помнят, ходики с гирьками, чемонадчики с уголками, наклейки внутри крышек чемоданов... Кто чего помнит - давайте поделимся. Кто помнит щипчики для снятия нагара со свечей и колки сахара? Кто еще такого, сегоня забытого вспомнит? Интересно было бы, да?
0 Ответить
Лаура, спасибо за столь развернутый коментарий! Да все это было, наше поколение помнит все это. Вот только, я думаю( не знаю в каком городе вы учились),к моменту, когда вы чуть-чуть повзрослели и пошли в 4-5 класс, , т.е. 1957-58г.г., уже "разоблачили" культ личности Сталина, началась массовая реабилитация осужденных, и термин "внучата Сталина" уже отсутствовал в обиходе а я в нашей школе вообще его не припоминаю. Другое дело -"внуки Ленина" - это долго еще оставалось. Вообще в нашем маленьком заполярном городке многое было по другому, как-то теплее, что ли, и уютнее отношения между людьми, а ссыльные у нас были.Вообще, я противник повального очернения прошлого, во все времена есть все краски, черного и теперь предостаточно, а что жить стало легче - так прогресс-то как шагнул?
0 Ответить
На днях разговаривала с учительницей, которая в школе 53 года работает. Все еще работает! Она рассказывала, как стараются они сохранять связи меж собой, как пытаются время от времени встречаться... В школе - в той, которую закончила и в которой работает - пытается она поддерживать музей. И самой главной радостью бывает - узнать, что тот-то или та - еще живы, что одолели очередную болезнь..
Удивляет и восхищает эта стойкость душевная, эта готовность хранить память!
Оценка статьи: 2
0 Ответить
просто замечательно трогательно и душевно... конечно помним хороших учителей....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не могла не поставить еще одну пятерку! Очень интересно и трогательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Почему Вы не назвали школу и где она находится? Воспоминания интересные.
Я учился в Московской школе № 127 и окончил 10 классов в 1951 г. Школы в то время были мужские и женские. Воспоминания, в основном, хорошие. Постараюсь написать их.
0 Ответить
Наверное, Вы не обратили внимания, что эта статья - вторая часть. В первой написано, где находится школа.
0 Ответить
Вспомнили историю... Меня тогда, конечно, еще не было, поэтому интересно было почитать.
0 Ответить
Да, это была система преподавания. Мы помним наших первых учителей, а сейчас спросите 30-ти летних, помнят ли они первую учительницу, большая часть, наверное, ответит, что – нет. Помнится, как мы терроризировали тех, что плохо учился- это в начальных классах, а потом ситуация начала меняться, но, все равно, отношение к двоечникам, было однозначное – они тянули класс назад. Мы все были равны. Можно была, на разборках, дать в глаз сынку генерала, стукнуть портфелем "задравшую нос" доченьку высокопоставленных родителей (но девочек мы уважали, мы дрались за них) и папаша или мамаша не закатывали в школе истерику, учителя не "либезили" перед чадами начальников, не было слов- "это твои проблемы", это были наши проблемы. Объявленный кому-нибудь бойкот, был трагедией для него, или неё.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошие теплые воспоминания.
0 Ответить
Гертруда, спасибо за трогательный рассказ.
Вспомнила и свою учительницу физики. У нее тоже было очень трудно получить пятерку. И она говорила: "Кто у меня имеет тройку, в институте получит 5". Смешно, со мной как раз так и вышло. Я гуманитарий вообще-то. Но оказалось, что в программе вуза - и высшая математика, и физика и брррр что еще такое. У меня был шок. Но оказалось, что после нашей школы - все это "семечки".
Пятерочку примите, плз
Оценка статьи: 5
0 Ответить