София Варган Грандмастер

С чем едят «печать по требованию»?

Услуга «печать по требованию» (print on demand) распространяется все больше и уже активно работает не только в дальнем зарубежье, но и на постсоветском пространстве. Все больше издательств начинают практиковать подобный вид услуг, и все больше авторов втягиваются в сеть «печати по требованию». Находятся и те, кто называет это «лохотроном» и всячески предостерегает авторов от участия в подобном неблаговидном мероприятии. Так что же это такое — печать по требованию? С чем ее едят и стоит ли с ней связываться?

zefart , Shutterstock.com

Печать по требованию — услуга, предлагаемая некоторыми издательствами и означающая, что книга печатается не определенным тиражом, как при обычном издании, а только тогда, когда поступает запрос покупателя. При этом может быть отпечатано сколько угодно экземпляров, в том числе и один. Для издательства это достаточно удобно: не приходится вкладывать деньги в издание тиража, который может еще и застрять на складе. Это означает экономию на бумаге, на складских помещениях, погрузочно-разгрузочных работах, перевозках и так далее. Прямая выгода.

Кроме того, требования к рукописям для print on demand обычно гораздо ниже, чем к рукописям для обычной публикации в гонорарном издательстве. В данном случае издательство зарабатывает за счет вала, да еще в тех редких случаях, когда попадается действительно продаваемая книга — но это большая, очень большая редкость.

С автором вопрос выгоды несколько иной. Автору издательства, осуществляющие печать по требованию, обычно предлагают проценты от продаж, причем — проценты выплачиваются только в том случае, когда продажи достигают определенных объемов. То есть фактически это — безгонорарное издание, так как при печати по требованию продажи редко становятся такими, чтобы речь шла о выплате роялти. В основном поэтому печать по требованию многие называют лохотроном.

Тем не менее это отнюдь не лохотрон, как не является лохотроном издание книги за свой счет. Но, решаясь на такой метод издания книги, автору следует определиться — чего же именно он хочет от данного издания.

Книга в подарок. Автор хочет сделать оригинальный подарок родственникам и друзьям, и для этого требуется несколько экземпляров книги. В этом случае публикация за свой счет может оказаться не слишком интересной: нужно буквально пять-десять экземпляров, и их печать обойдется довольно дорого. Можно, конечно, увеличить тираж и таким образом снизить стоимость одного экземпляра, но тогда встает другой вопрос — куда деть остаток тиража? Далеко не каждый стремится заниматься реализацией/продажей остатков тиража или дарить свою книгу всем подряд, лишь бы только избавиться от излишков тиража.

В этом случае отлично подойдет услуга печати по требованию. Достаточно выбрать издательство, предлагающее подобную услугу и располагающееся не слишком далеко — чтобы не пришлось слишком дорого платить за пересылку книги.

Следует заметить, что в данном случае лучше всего выбирать издательство, где нет жесткого или даже полужесткого отбора издаваемых таким образом книг. Разумеется, в таком издательстве не будет ни редактуры, ни корректуры текста, зато работа будет выполнена в максимально сжатые сроки. Ведь всего-то и требуется при допечатной подготовке — картинка для обложки и верстка текста. Также нужно учитывать, что в таких издательствах цена экземпляра достаточно высока ($ 10−20). Но редакторский отбор еще нужно пройти, а далеко не каждый текст на это способен.

Книга для заработка. Вопреки распространенному мнению, заработать на печати по требованию все же можно. Но в этом случае следует выбирать издательство, серьезно подходящее к допечатной подготовке и осуществляющее достаточно жесткий отбор текстов для публикации. Обычно такие издательства предпочитают фантастику и детективы, а их цены за экземпляр книги — достаточно вменяемые для того, чтобы эти книги покупались не только самими авторами и их ближайшими друзьями.

Но если ставится цель получить за рукопись какие-то деньги, то лучше попытаться пройти отбор в гонорарном издательстве и гарантировать себе получение гонорара или роялти, чем обращаться в издательство, осуществляющее услугу print on demand — у гонорарных издательств гораздо лучше каналы распространения.

Еще один вариант заработать на своей книге: отпечатать тираж за свой счет и самостоятельно заниматься его распространением. Вопрос не слишком простой, но все же решаемый.

Книга для рекламы. Если вы хотите рекламировать себя, как автора книг, и с этой целью решаете отпечатать какое-то количество экземпляров своей рукописи, чтобы показывать изданную книгу редакторам гонорарных издательств — лучше забудьте о подобном варианте. Ни печать по требованию, ни издание за свой счет вам в этом не помогут. Тут может помочь только качественная рукопись и никак иначе. Кроме того, рукопись, прошедшая через печать по требованию, пусть даже было отпечатано всего несколько экземпляров, считается уже утратившей новизну.

Если же вы ведете какие-то курсы, читаете какие-то лекции и так далее и написали книгу, связанную с этими курсами, лекциями — вполне можно обратиться в издательство print on demand. Желательно в такое, где цена экземпляра пониже — чтобы ваши слушатели могли приобрести ваш сборник лекций или книгу, посвященную интересующему их вопросу. Вряд ли объем печати достигнет такого, чтобы вы могли получить даже минимальные роялти, но по крайней мере вы окажете хорошую услугу своим слушателям и получите рекламу как хороший преподаватель.

Пока в России еще не слишком распространен вид услуг print on demand, но постепенно он завоевывает рынок. По некоторым прогнозам, будущее — именно за таким видом публикаций наравне с электронными книгами. Но это — будущее, а в настоящем печать по требованию имеет большие ограничения по использованию, а в некоторых случаях может даже помешать продвижению автора в гонорарных издательствах, что следует учитывать прежде, чем решаться на print on demand.

Обновлено 7.07.2014
Статья размещена на сайте 7.07.2014

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "...отпечатать тираж за свой счет и самостоятельно заниматься его распространением". На эту удочку я однажды попался. У всех книжных магазинов давно налаженные связи с издательствами и брать книги "со стороны" они не желают.