Начался новый учебный год, и у студентов, школьников, целеустремленных взрослых появились первые успехи и первые проблемы. Пока не поздно, надо поставить себя на рельсы, по которым рано или поздно удастся добраться до результата. И с этих рельсов не сойти. И с катушек не съехать. И крышу не пустить гулять.
Что же делать, когда на занятие приходишь — и ничего не получается? Немного подсказок, которые подходят к изучению языков и многих-многих предметов:
1. Если не получается понимать все подряд, выхватывайте знакомое. Успевайте радоваться встречам со старыми темами и усвоенными фактами. Внимание к ним позволяет примечать новое в их окружении.
Комментарий: если факты знакомые пропускаются потому, что в них нет ничего нового, а новые — потому, что их не удается понять, то от занятия остается только усталость. В то же время если знакомое пытаться воспроизвести в новом контексте, то зачастую и новые факты становятся ясны. Они налипают на старое как гвоздики на магнит.
2. Ничуть не вредно понемногу себя нахваливать за малые успехи. Не ждать одобрения извне, а поддерживать себя: «Это получилось, и это готово, и здесь удачно».
Комментарий: ошибочная самопохвала не закрепит ошибку, лишь подпитает желание работать. Можно не пользоваться словами, а, к примеру, ставить галочки. Просто так, без последующей статистической обработки. А можно и с подсчетом того, как крепнут силы, как растет день ото дня число галочек.
3. Надо заставить себя учиться. Приложить волевое усилие. И повторить это действие не раз, а сотни раз.
Комментарий: произвольное внимание дается трудно, зато потом возникнет внимание непроизвольное, и учеба превратится в радость. Кто не преодолел начальное затруднение, тому все мучительнее вспоминать об учебе. Учебная ситуация становится травмирующей. В то же время честно заслуженное непроизвольное внимание превращает учебу в самоподдерживающийся процесс и дает радость, свободу, перспективу.
4. Хорошо идет то дело, в котором поймали подходящий темп.
Комментарий: чуть быстрее или чуть медленнее — и случаются чудеса. К примеру, если читать быстро и все быстрее, то мозг учится выхватывать и быстро фиксировать факты, а если читать медленно, буквально по слогам, то повышается грамотность. Намеренно замедленное, проговаривающее каждую букву чтение, если заниматься им по четверти часа каждый день, избавляет от орфографических ошибок даже ребят с умственной отсталостью.
5. Собирайте советы и рекомендации.
Комментарий: когда учитель делает замечание, обида бесполезна, а вот вывод из сказанного, преобразованный в правило жизни, или в прием работы, или в пункты списка задач, или в уточняющие вопросы, — это нечто полезное. Идеи можно собирать из книг, из случайных реплик и из собственной фантазии. И записанные идеи стоит почаще просматривать, чтобы лучшие из них начали работать.
6. Выделите лист для того, что не получается, и пробивайтесь к цели при помощи фантазии.
Комментарий: можно рисовать схемы, а можно лепить цветные кляксы, развлекаться каракулями. Лишь бы лист был посвящен чему-то конкретному. Бывает, что после какой-то особо изощренной загогулины вдруг появляется нужная мысль, и приходится скорее хватать новый чистый лист, чтобы ее зафиксировать. Полезно писать сверху тему листа и определяться со временем, чтобы не ушли незаметно часы на пустые мечтания.
7. Назначьте себе определенное число попыток что-то сделать.
Комментарий: если результат кажется недостижимым, совершите столько-то проб. Сто, к примеру. Каждый повтор — это новые детали, уточнения, предположения. Организму проще отказаться от дела, чем прорываться к цели, и проще добиться результата, чем раз за разом врезаться в препятствие. Потому тот, кто не совершает множество попыток, становится понемногу беспомощным бездельником, а настойчиво прилагающий усилия с каждым разом все быстрее обнаруживает, что у него есть хорошо работающая интуиция.
Этот текст прочитать было не очень-то просто. Если удалось добраться до завершения, то интеллект достаточно силен для того, чтобы научиться учиться. А мастерство самообучения — то, что с годами только улучшается и что верно служит всю оставшуюся жизнь.
Статья понравилась. Хотя мне кажется, что главное в этом вопросе, это своевременное чередование напряжения и расслабления. В том числе и вовремя самостоятельных занитий.
1 Ответить
Сергей Николаевич, отличное дополнение к 4-му пункту про темп, хочу сказать про ритм и разное другое в следующей статье на примерно ту же тему.
0 Ответить