Начинают новый учебный год в середине августа. Преподаватели разных предметов планируют занятия сообща. Занимаясь в группах, дети учатся находить практически эффективные решения для различных проблем вместо привычного нам пути урока-лекции-конспектирования.
Сегодня во многом изменилась конъюнктура образовательного процесса. После того как высшее образование стало массовым, много профессий внесено в список высшей школы, когда диплом лаборантки статусно поднимается до уровня диплома инженера, профессия инженера, которого приравняли к лаборанту, становится менее авторитетной. В том числе и из-за этого диплом о высшем образовании перестал быть существенным достижением.
На экономическом уровне этот фактор влияния также имеет свое объяснение: высшая школа стала более дорогостоящей, а рост ее отдачи не соответствует росту затрат. Поэтому сегодня многие учащиеся после 9 класса идут в учебные заведения, дающие конкретную профессию, или обучаются в таких школах, где одновременно со специальностью можно получить и гимназический аттестат.
Может показаться любопытным то обстоятельство, что гуманитариев, в частности одних только философов, в Финляндии больше, чем инженеров. Постепенно высшая школа феминизировалась, для мужчин, с позволения сказать, в ней слишком мало места. Разумеется, этот процесс начался давно и связан со многими факторами влияния. И тем не менее он отражает реальность.
Здесь прогнозируют, что в условиях ужесточившейся реальности спросом на рынке труда уже пользуются профессии, позволяющие заработать на хлеб насущный, в рабочей сетке или сугубо прикладные. Отчасти это связано с проблемой возрождения производства. По признанию государственных деятелей пик роста производства и профицита бюджета в стране Suomi был в 1990-х годах, когда уровень благосостояния позволял сбалансированно развивать бюджетную сферу, не допуская диспропорций. Сегодня надо отвечать на новые вызовы времени. В связи с этим в Финляндии радикально реформировали способ обучения детей.
Проблемы, конечно, тоже имеют место быть. Вопрос лишь в том, насколько успешно они решаются и какова реальная, не номинальная воля их решать. В этом финское образование сильно отличается от нашего, доморощенного. Сегодня в обычных «не элитных» финских гимназиях заметен примерный паритет между количеством учеников и учениц. В престижных учебных заведениях девочек больше в 2−5 раз.
Но престижность учебного заведения здесь связана не с высоким уровнем образования, ибо проходной балл на вступительных испытаниях примерно одинаков, и методики те же, а вообще — с человеческим тщеславием. Одна из проблем финской школы связана с фиксацией слабой успеваемости мальчиков по сравнению с девочками. Эти данные можно получить из интервью недавно назначенного министра образования Финляндии. Сегодня всерьез, на уровне министра образования, рассматривают вопросы об отделении «тугодумов"-мальчиков от способных девочек и организации раздельного обучения. Вот уж поистине финт истории, которая, как известно, не терпит сослагательного наклонения.
Решением «проблемы» отставания мальчиков может быть их дополнительное обучение и применение для них особых методик. Финские мальчишки отнюдь не глупее ни своих сверстниц в Финляндии, ни своих русских ровесников. Проблема отношения мальчиков к учебе межнациональна, ее суть не в недостатке способностей учеников, а в недостаточности интереса к учебе вообще, пик которой может приходится на возраст 13−15 лет. Но это еще не все реформы, которыми отличается современный финский образовательный процесс.
Новая форма предполагает обучения по темам, «феноменам», и означает, что вместо уроков по предметам — истории, математики и др., будут проводиться занятия, посвященные «явлениям»; таков особый педагогический подход. Большинство учителей старших классов проходят переподготовку. Тем, кто начал преподавать по новой системе, подняли зарплату. С осени 2016 года в Финляндии отменят обязательное обучение в школах письму прописью, сделав упор в навыках набора текста с компьютера, а писать на уроках станут печатными буквами. Но по финским правилам отмена касается именно обязательного обучения, то есть там, где оно признано необходимым — там и останется, или изменятся педагогические методики.
В Финляндии учебный год уже традиционно начинается не первого сентября, а в середине августа. Недавно читал о новой инициативе президента России об изменении и в российских школах даты начала учебного года. Но это формальные признаки. Финны же ушли от формализма в сути, и уже давно их система образования развернута лицом к ребенку. Все равны. Все хороши. Все перспективны. Оценки — не главное. Учитель — не главное лицо в школе. Чувствует разницу?
У нас в России в этой области еще большая инерция — вчера был на родительском собрании и услышал: «Давайте деньги собирать». Педагоги и родители в России новейшего времени действуют как две оппозиционные субстанции; ребенок где-то между ними и еще улицей. Я думал об этом в ментальном аспекте. Обратная связь — рефлексия от учеников и их родителей — нашим школам и вузам вроде бы и не нужна, по крайней мере ее необходимость не прослеживается явно. И это большое заблуждение. Доморощенным педагогам достаточно того, что их признают в их же сообществе — такие же «признанные педагоги». Сами себя признали, значит, хорошо, им и хватит. Они сами лучше всех знают — как надо. А недовольный законный представитель учащегося — родитель — считается неудобным, некомпетентным, ангажированным, вредным для дела.
Кстати, нечто подобное происходит и в других сферах жизни. Но с таким «особым» и неизменным российским подходом перспективы учиться у финнов могут «маячить» еще много лет. Да и то верно, что наука для местных пока не впрок. Примеров у меня много — с фамилиями — для тех, кто захочет подискутировать. Диплом магистра педагогики и статус аспиранта дает право на трансляцию своего обоснованного мнения в части сравнения с финским подходом в сфере образования.
Сложно сказать, как там у этих финов дела обстоят с образованием, но у нас я знаю можно просто , диплом вуза, или диплом колледжа, всё равно
0 Ответить
О чем статья? Я не понял. О том - ой как здорово живется ученикам в Финляндии? Если ориентироваться на данный аспект - давайте сделаем свободное посещение уроков, а не хочет - пусть совсем не ходит.
Цель школьного образования получить юношу/девушку с определенными знаниями/умениями. И это первично. Все остальное вторично. Такое мое мнение. Хотя на сегодняшний день начинает превалировать мнение - уси-пусечки, нельзя напрягать школьников.
0 Ответить
• Примета сегодняшнего дня в образовании:
1981-й год.
Учительница истории Марья Ивановна оговаривается:
— Дети, в каком году было Ледовое Уебище?
Результат: увольнение, партбилет на стол, общественное порицание.
2015-й год
. Марья Ивановна снова оговаривается:
— Дети, в каком году было Ледовое Поебище?
Результат: безоговорочный респект школьников, беззлобный юмор коллег и сумасшедший рейтинг на Ютубе....
• Об оснащенности не городских школ:
В сельской школе из-за отсутствия учебников по анатомии дырка в стене бани была одобрена Министерством образования!...
• Педпроцесс:
Приехал в сельскую школу инспектор из района и спрашивает директора: - Почему у вас дети говорят "пришедши, ушедши"? - А кто их знает, может они так привыкши!...
Оценка статьи: 5
0 Ответить