Это описание книги, небольшой текст, который обычно помещают на обороте титульного листа или на задней сторонке обложки в печатной книге, а также на электронной странице издания в книжных интернет-магазинах. Аннотация — это суть авторской идеи, крючок, на который будет поймана ваша аудитория. От того, насколько «вкусно» вы изложите содержание и замысел книги, зависит читательский интерес.
Начинающие писатели часто недооценивают важность аннотации. А между тем это отличная возможность прорекламировать свою книгу, привлечь к ней внимание, это первый шаг на пути к признанию.
Немного истории
В советское время, когда в рекламе не было особого смысла, аннотация была исключительно информационным текстом. В ней содержались сведения о тематике и содержании книги. Возможно, ещё о предполагаемой аудитории: для специалистов широкого профиля. И всё. Сегодня использовать такой текст в качестве «живой» аннотации — идея плохая, потому что, как мы уже отметили, вам нужно привлечь читателя.
Но сухая, рациональная аннотация может пригодиться в процессе работы над книгой. Особенно если не знаете, с чего начать. Обдумав замысел книги, попробуйте изложить его суть в подобной «аннотации», а затем постепенно раскручивайте сюжет.
Не путать с синопсисом
Сухое изложение содержания пригодится для отправки издательствам. Но это вовсе не аннотация. У такого текста есть своё название — синопсис. И своё предназначение. Это не реклама и не призыв к публикации. Синопсис позволяет редактору понять, что представляет собой ваша книга и насколько она может быть интересна для издательства. Синопсис должен быть логичным и лаконичным, но при этом, конечно, отражать вашу работу в выгодном свете.
Пишем аннотацию
Прежде чем приступить к делу, определитесь с аудиторией вашей книги. От этого зависит и стиль аннотации, и её структура.
Опишите атмосферу и место действия произведения, познакомьте читателя с главным героем. Укажите жанр, если это не ясно из содержания. Опишите завязку сюжета, проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются герои. Но не выдавайте развязку. Пусть читатель останется заинтригован.
Возможно, вам поможет «опросник» писательницы Карен Уизнер. Ответив на вопросы, вы получите костяк вашей будущей аннотации.
— Кто? (Дворник Василий.)
— Что? (…хочет забрать свою метлу с планеты Сатурн.)
— Почему? (…так как ему нужно спасти Землю от космического мусора.)
— Почему нет? (…но он не знает, что метлу утащили на Марс).
Полезные советы
- Не пытайтесь приукрашивать действительность. Называя книгу «прорывом года», вы рискуете вызвать негативную реакцию читателей. Ведь, прочитав, они сделают свои выводы, и всё встанет на свои места.
- Будьте оригинальны: шутите, подкидывайте необычные идеи, закручивайте сюжет. Но прислушивайтесь к чувству меры! Главное, чтобы весь этот набор складывался в стройный и логичный текст.
- Будьте конкретны и постарайтесь вызвать эмоции. Сопереживание главному герою или возмущение злодеем — признак заинтересованности книгой.
«…А убийцей окажется дворецкий»
Меньше всего ваши читатели хотят, чтобы вы в аннотации выложили все карты. Не лишайте читателя возможности угадывать, ошибаться, сомневаться. Интригуйте и увлекайте.
«Книга смешная, обещаем!» Не давайте характеристику вашему произведению. Пусть читатель решает сам.
«Известный русский писатель Лев Толстой». Зачем писать очевидные вещи? Не тратьте драгоценное место. Ведь объём аннотации — всего около 500 знаков.
«В этом произведении есть такие слова…» Если точная цитата не вводит в атмосферу книги, этот приём лучше не использовать.
«О трансцендентности бытия». Старайтесь не использовать в аннотации сложные термины, даже если ваша книга адресована узкому кругу специалистов. Постарайтесь, чтобы каждый смог понять, о чём ваша книга.
«А ко второму тому аннотацию мне писать лень». Если вы пишете цикл книг, позаботьтесь о различных вводных текстах. Зачем читать два тома, если, судя по аннотациям, в них одно и то же?
Описание должно быть простым и ясным. И не забывайте, что аннотация также демонстрирует читателю ваш слог и авторский стиль.
В наши дни аннотацию иногда заменяют рецензией или отзывами авторитетных и известных людей. Конечно, не стоит скрывать от читателей, что уважаемый критик похвалил вашу книгу. Используйте рецензию в оформлении книги, в дополнение к аннотации, но не вместо неё. Потому что отклик отнюдь не всегда даёт полное представление о самой книге, хотя и выглядит очень интригующе.
Не пренебрегайте чужим опытом. Сходите в магазин, полистайте книги. Задумайтесь, возникает ли у вас желание купить и прочитать то или иное издание после ознакомления с его аннотацией. Почему? Возможно, ответив на эти вопросы, вы сразу поймёте, чего не хватает в аннотации к вашей книге. Или что в ней лишнее.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...