Сергей Куклин Профессионал

Можно ли учиться дома?

Если раньше считалось, что обязательно нужно окончить школу, а потом уже поступить в университет, то теперь в школу можно вообще не ходить. В Америке уже большинство родителей переводит своих детей на домашнее обучение, а у нас к этому относятся с опаской.

Фото: Pressmaster, PressFoto.ru

Может, родители с удовольствием бы и перевели детей на такой режим учёбы, но они этого не понимают, поэтому боятся. Не опасно ли такое обучение? Не станет ли ребёнок социально ограниченным?

Почему дети ходят в школу?

В наших школах главное — обучение. Ребёнок развивается: учится читать, писать, считать, учит иностранные языки и многое другое. В наших школах хотят, чтобы ребёнок был образованным, и уделяют этому много времени, но проблема в том, что он развивается не всесторонне.

За границей много времени уделяют тому, чтобы ребёнок был спортивный, чтобы у него прямо в школе развивалось хобби, поэтому ученики могут там находиться целый день. Именно за границей в школах пытаются развивать ребёнка. Нет ничего удивительного, что учитель математики ведёт секцию по футболу или плаванию, а учитель биологии — учит детей музыке.

Не закрывайте ваше чадо от внешнего мира, ему нужно гулять, общаться с другими детьми
Не закрывайте ваше чадо от внешнего мира, ему нужно гулять, общаться с другими детьми
Фото: Pressmaster, PressFoto.ru

Как ребёнку без школы?

Ребёнку в школе может как нравиться, так и не нравиться. Здесь всё зависит от самой школы. В первом случае всё в порядке: он ходит в школу в хорошем настроении, и родителям не стоит волноваться. Во втором же случае всё плохо и лучше или поменять школу, или переходить на домашнее обучение.

Самое страшное, что может не понравиться в школе — не учителя, как многие думают, а дети, то есть одноклассники. Если же ваш ребёнок творческая личность, он высказывает то, что думает, и это уже взрослый человек, то его могут «задавить» в школе. Это очень даже хорошо, что ребёнок уверен в себе, он может всё высказать тем, кто его обидит, но в школе его не поймут. И не только дети, но и учителя, потому что им такие бунтари в классе не нужны. Вот тогда нужно задуматься о переходе на домашнее обучение.

Ни в коем случае не закрывайте ваше чадо от внешнего мира. То есть ему нужно гулять, общаться с другими детьми, а не просто сидеть дома с родителями и учиться. Относитесь к домашнему обучению так, как и к школьному. Для этого чётко распределите, когда у вашего ребёнка учёба, а когда нужно дать ему отдохнуть и сделать «перемену». Не балуйте его, если он не хочет что-то делать, и тоже ставьте двойки в дневник!

Нельзя просто посадить ребёнка дома, дать книжку - необходим четкий учебный план
Нельзя просто посадить ребёнка дома, дать книжку - необходим четкий учебный план
Фото: Pressmaster, PressFoto.ru

Мы выбираем домашнее обучение!

Не спешите сразу переводить ребёнка на домашнее обучение без его согласия. Присмотритесь к нему, поговорите с ним, а потом уже все вместе решайте что делать. Ребёнок, если он ещё и маленький, не совсем поймёт, что это такое, и подумает, это просто сидение дома и отдых. Расскажите ему всё, составьте вместе с ним учебный план, потом он всё поймёт.

Только помните, что домашнее обучение — такое же обучение, как и школьное. Нельзя просто посадить ребёнка дома, дать книжку, а самой пойти на работу. Во-первых, он ничему не научится. Во-вторых, ему просто станет скучно. К этому нужно очень серьёзно относиться, тогда результат не заставить себя ждать.

Обновлено 20.07.2016
Статья размещена на сайте 11.07.2016

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дилетанство. Это все у педагогов давно изучено и преподано. Почитайте Ушинского, Макаренко и проч. Посмотрите на опыт спецшкол. Какое домашнее в современном мире? Это бред годный разве что для века 18-ого. В 19-ом уже были проблемы даже в университете. Например, химию учили по книжкам и лекциям - лабораторий не было до 1860-х годов. Эксперименту универсанты учились, в основном в Германии. Вот Вам и дом!

  • По изложенному выше поняла, что сложилось некое расплывчатое понимание того, как вообще может быть организовано обучение дома.

    Я домашнее обучение испытала на себе. Были проблемы со здровьем, перевели на индивидуальное обучение. Училась так 5 лет и не жалуюсь. Как это было? Для меня было составлено собственное расписание. Учителя приходили домой в определенные дни и часы. Моя программа не включала такие предметы, как труд, изо, музыка и физкультура (последнее просто было противопоказано). При этом мне никто не запрещал посещать школу в плане общения и участия в жизни класса. Также, когда учитель не мог ко мне прийти, я приходила в школу и мы занимались индивидуально.

    По поводу качества такого образования. Сергей, в одном из комментариев выше вы написали о том, что вам нужно, чтобы вас "заставляли" учиться. Как раз это я испытала на себе в эти годы (в хорошем смысле слова!). Мои преподаватели отмечали, что мне в отличие от одноклассников приходится готовиться одинаково хорошо к каждому уроку, потому что меня каждый раз и спрашивают. Я в свою очередь чувствовала ответственность за то, что человек ко мне приходит, объясняет и "разжевывает" мне одной весь материал.

    Многое зависит от характера, оглядываясь назад я не чувствую, что страдала от дефицита общения. Конечно, многое я упустила и "школьные годы" для меня были другими, но мы все что-то упускаем в жизни. Я не мучаюсь сожалениями.

    Оценка статьи: 5

    • Екатерина Ошкина, для меня очень важно ваше мнение, благодарю за комментарий, но есть одна деталь. Вы были вынужденны перейти на домашнее обучение, поэтому, если я правильно понял, к вам домой ходили именно учителя из школы, то есть вы не платили за каждого репетитора отдельно, верно?

      У меня же в школе, если бы я захотел перейти на домашнее обучение, нужно было нанимать репетиторов. Ко мне бы никто не ходил из школы, думаю, в других школах также. Я действительно только поверхностно знаю о домашнем обучение, ведь не учился в школе, но меня действительно заинтересовала эта тема. Не думайте, что я пытаюсь с вами спорить, хотя в споре рождается истина. Я просто высказываю свое мнение, и прислушиваюсь к мнение других людей.

      Оценка статьи: 5

      • Екатерина Ошкина Екатерина Ошкина Мастер 21 июля 2016 в 20:43 отредактирован 21 июля 2016 в 20:47

        Сергей Куклин, я и не воспринимаю это как спор. Тема действительно интересная, вы затронули не только отличия нашей системы образования от зарубежной, но и сравнили обучение в школе и дома.
        Да, учителя были из школы. По поводу оплаты, за таких учеников как я, учителям доплачивают в школе (по крайней мере, так было у нас).

        О репетиторах могу сказать одно: сейчас реальность такова, что без них хорошо сдать ЕГЭ шансов очень мало у выпускников. Школьная "база" почему-то оказывается недостаточной, чтобы без дополнительной подготовки сдать школьный же экзамен - вот в чем парадокс! Так что родителям действительно по неволе приходится оплачивать такие дополнительные занятия. Я закончила школу в 2006 году, когда ЕГЭ еще был экспериментальным. Прессинг был, но не такой сильный, как сейчас. Сейчас подготовку и хождение к репититорам начинают как минимум за год до экзаменов.

        Оценка статьи: 5

  • Домашнее обучение не предполагает, что ребенок сидит дома и общается исключительно со взрослыми. Как раз он бывает везде и больше друзей- школьников. И он успевает всё, и спортом заниматься, и творчеством, и , как следствие, общаться с людьми,"готовиться к взрослой жизни" и даже отдыхать. Чего не может позволить себе современный школьник. Поверьте, я кручусь в этой среде много лет. Исток ненависти к школе- не одноклассники, не учителя, а идиотская программа, которая, мягко говоря, никаких талантов не раскрывает, наоборот, зарывает их, вызывая отвращение к самому процессу обучения. Обучение нынче- выполнение сотен однотипных тестовых заданий. Вместо двух- трех задач на логику, на ум. Зато в гонке за успеваемостью нынешние дети сидят по 12 часов на стуле. Можно предпринимать гораздо меньше усилий и получить тот же объем знаний, если не больше, обучаясь дома, где всё обучение заточено под тебя. Минусов у домашнего обучения два - это не просто дорого, это астрономически дорого, это репетитор по каждому предмету. И второй- надо все же следовать программе, чтобы сдавать экзамены в школе и получить нужные бумаги об образовании.

    Оценка статьи: 5

    • Ирина Литновская, благодарю за комментарий.

      Я с вами не соглашусь, но спорить не буду, просто выскажу свое мнение. У меня в школе было по 7 уроков в день, как и у всех школьников. Если бы я учился дома, моим родителем пришлось платить очень много денег за каждого репетитора, а в школе мы платим мелочи, в сравнении с репетиторами.
      Вы говорите, что я успевал бы намного больше. Почему? Я успевал бы столько же. Кстати, не забывайте, что репетитор может опоздать, сразу же график собьется.

      У нас действительно плохое обучение, но с этим ничего не поделаешь. Да, нам приходится нанимать репетиторов для подготовки к экзаменам, но всё-таки школа дает определенные знания, базу.

      Оценка статьи: 5

    • Ирина Литновская, объясните мне, пож, который не вращается в этой среде, как домашний ребенок может полноценно обучаться всем 12-20 предметам? К нему вереница из учителей приходит?
      Если нет, и его обучают его родители, то это делирий, т.к. если еще в 6-10 лет и можно научить чтению и счету, то как можно обучить его тригонометрии, истории современной России и иностранным языкам?

      • Игорь, едят тебя мухи,ты прочитал мой коммент или просто поспорить охота? Полноценное домашнее обучение предполагает репетиторство. Если этого нет- это не обучение, а домоседство.

        Оценка статьи: 5

        • Ирина Литновская, я всего лишь задал тебе вопрос - а ты домыслила, что я с тобой спорить собрался-)
          У тебя опыта больше - нет, ты ответь!

          Когда работал со студентами, которые ночью работали, а днем якобы учились, - не мог понять, что за учеба такая. Когда они спят и знания переваривают?
          Когда работал со студентами, что на дистанционке были, 0 не мог понять, как они на расстоянии задачи решают, опыты ставят. Где практика-то?

          Вот и с эти домобучением хрень какая-то, которую взрослые люди обсуждают: кто оплатит этих тюторов-учителей, кто обучил алгоритмам, синусам и гипотенузам, герундиям и Французской революции?

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 июля 2016 в 10:09 отредактирован 21 июля 2016 в 10:12

    Есть перед глазами несколько примеров домашнего обучения.
    Никогда не понимал, как можно качественно дома научиться всем предметам: русс., литература, математика, физика, химия, языки и т.д. Надо либо целый полк тюторов нанимать, либо сами родители такие образованные что ли (в жизнь не поверю, что родители сами смогут обеспечить ребенку весь арсенал знаний-) Это оксюморон какой-то. Вроде дистанционного обучения медиков или учителей, столь распространенного сегодня в России.

    Школа - меньшее из зол и лучшая подготовка к дальнейшей борьбе. Ее нужно посещать хотя бы для того, чтобы знать, как думать и действовать нельзя-).

    • Игорь Ткачев, благодарю за комментарий.

      Я всегда думал, что преимущество домашнего обучения в том, что ты сам выбираешь предметы, поэтому я тоже когда-то хотел перейти на домашнее обучение. Как известно, почти всем школьникам не нравятся предметы, которые преподают в школах. Вот только есть одна проблема - экзамены. В любом случае ребенку нужно будет сдавать в школе экзамены, чтобы получить аттестат, а там предметы не выберешь.

      То есть я бы перешел на домашнее обучение только из-за предметов, но есть экзамены, поэтому предметы нужно выбирать не такие, какие я хочу, а такие, какие нужно. В чем тогда вообще смысл домашнего обучения? К сожалению, эту тему я так и не смог раскрыть в статье.

      Оценка статьи: 5

  • Согласен с Евой.

    Мы не готовы к домашнему обучению, более того, считаю, что оно нам и не нужно. Сегодня дети столько времени проводят за компьютером, перенося общение в интернет, что школа стала чуть ли не единственным местом, где дети общаются и куда они ходят (тут имею в виду именно факт физического перемещения и двигательную активность).
    На домашнем обучении от родителей потребуется столько сил, чтобы обеспечить ребенку полноценную учебу, физические нагрузки и общение, что без привлечения репетиторов это просто нереально.

    • Олег Васильевич, спасибо за комментарий.

      Вы абсолютно правы! Я выше написал, что для меня школа - это больше подготовка к взрослой жизни.

      Оценка статьи: 5

  • В России взгляд на обучение ребенка вообще сильно отличается от Европы и от Запада! Я не буду говаорить про 19 век,потому что там домашне обучение получали только дети дворян,а для простых ребятишек создавались воскресные школы,где давали элементарные знания (письмо,счет,закон Брожий). Сегодня домашнее обучение тоже могут получать только дети из обеспеченных семей,чтобы платить учителям и репетиторам. В обычных школах понятие домашнего обучения сводится к неполноценности ребенка в чем-либо, то есть на домашнем обучении находятся только дети-инвалиды, имеющие физические или умственные отклонения. И здесь учебную программу определяют не сами родители,а школа,все должно соответствовать утвержденной школьной программе,к которой прикреплен ребенок!
    Сегодня в России ни дети,ни родители не готовы к домашнему обучению. Во-первых,материально,во-вторых морально. Современые родители в лучшем случае могут нанять ребенку репетиторов и водить в разные студии и секции,чтобы он развивался гармонично,но это упирается в бюджет семьи,не все это могут себе позволить. В худшем случае сами родители снимают с себя ответственность за обучение и воспитание ребенка, и считают,что этим должна заниматься только школа,такие дети просто живут на вечной продленке,в бесплатных школьных кружках.
    Да и домашнее обучение (если ребенок не инвалид) у нас пока в стране не приравнено к школьному,кто выдаст аттестат ребенку,который не ходил в школу или в гимназию? Где тот стандарт,по которому ребенка можно обучать дома? Как он без школьного аттестата и егэ сможет куда-то поступить? В России образовательный процесс упирается в массу формальностей,которые лишь будут со временем еще увеличиваться,а вопросы комфорта детей при домашнем обучении мало кого волнуют!

    • Ева Карий, благодарю за такой развернутый комментарий.

      На счет аттестата хотел поговорить. Сейчас можно получить аттестат, если ребенок учиться дома. Просто нужно ходить сдавать экзамены, та и вообще это очень муторно. История - моё слабое место, поэтому здесь я утверждать ничего не буду.

      Я считаю, что нужно учиться в школе. Да, у нас не лучшее, но и не худшее образование. Мне школа помогла в социальном аспекте, если вы поняли, о чем я говорю. У меня как раз была такая школа, где есть крутые и все остальные. Такого прям разделения не было, то есть я общался и с теми, и с теми, но всё-таки граница была. Если в 10 классе было сложно (тогда соединили два девятых класса), то к 11 меня заставили измениться.

      В итоге: да, в школе сложно, но именно она сделает из вас человека, готового к трудностям жизни!
      Пытался сказать как-то красиво) Спасибо за комментарий)

      Оценка статьи: 5

  • Интересная статья. Мне кажется, что домашние обучение - это крайняя мера. Такой вид обучения подходит только в случае серьезного заболевания или инвалидности. Ребенок должен получить навыки социальной жизни,без школы и коллектива это сложно. Уж если отношения в классе не складываются, то лучше поискать другую школу, чем запирать ребенка в четырех стенах.

    • Ксения Михайлова,
      Я как школьник скажу, что школа настоящий Ад и правда сидишь как в решетке. И никто не говорил что дитятко будут запирать. Получился и иди играй. В школе учат такой ерунда, которая замирает мозг и не пригодится дальше.

    • Ксения Михайлова, благодарю за комментарий.

      Даже не знаю, соглашусь я с вами или нет. С одной стороны, вы правы, ведь ребенок должен это все пройти, я имею ввиду как хорошее, так и плохое. С другой стороны, сейчас сложно найти школу, где тебе дадут достойное образование.

      Вот сейчас расскажу историю, которая произошла в 9 классе. Оставался один урок до контрольной по химии, мы вместо того, чтобы готовиться, писали биографию Менделеева. На контрольной же были такие химические реакции, такие задание, от которых "волосы дыбом встают". В 11 классе, когда оставалось полгода до экзаменов, она ушла. Пришлось химию вести учительницы биологии, при этом она это делала лучше, чем учительница химии. Вот вам и подготовка. Переходить в другую школу смысла не было, мне кажется везде есть такой учитель. Мне повезло, мне химия не нужна была, а вот некоторым она была нужна.

      Выходит, навыки социальной жизни я в школе получил, а знания - нет!

      Оценка статьи: 5

  • Интересная и актуальная в нынешнее время статья. Спасибо автору!
    Но, в принципе, практика домашнего обучения не так уж нова. В 19-м веке детей учили дома, и только по достижению 12 лет мальчики поступали в гимназии или реальные училища. Для женщин же вообще практиковалось домашнее обучение.Единственной целью было - удачно выйти замуж.
    Но, тем не менее, вы помните у Пушкина: "Кто там, в малиновом берете С послом испанским говорит?"
    А говорила не с кем-нибудь, а с послом, что уже предполагает определенный культурный уровень , "та самая Татьяна"- девочка, получившая домашнее воспитание и образование в деревенской глуши.
    Напрашивается вывод: домашнее образование в 19-м веке было, возможно, получше чем нынешнее школьное.

    Оценка статьи: 5

    • Ляман Багирова, спасибо за комментарий.
      Я и раньше хотел написать эту статью, но только после окончания школы смог посмотреть на все это со стороны. Вообще всё зависит только от человека. Например, я дома учиться не могу, мне нужно, чтобы кто-то меня "заставлял" это делать.
      Здесь нельзя точно сказать, что "домашнее образование в 19-м веке было, возможно, получше чем нынешнее школьное", ведь все зависит от ребенка. Кому-то на пользу идет такое образование (как этой девочке), а кому-то - нет (как мне).

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Куклин, да, конечно, многое зависит от самого ребенка.
        Но если верить классической литературе 19-го века, а особенно воспоминаниям знаменитых людей и их детей, то и домашнее воспитание было довольно строгим.
        Я помню воспоминания сына Л.Н.Толстого. Так вот он там писал, что сыновья писателя изучали 6 языков, а дочери - 4.
        И это все домашнее образование. Гимназий не было. Малчики сразу поступали в университт, а девочки, как водится - замуж.

        Оценка статьи: 5