Люба Мельник Бывший модератор

Дети и газета: кто для кого?

Много-много лет назад, в прошлом веке — может быть, в конце 1990-х годов, наткнулась я в Интернете на такой проект Всемирной газетной ассоциации — «Газеты в образовании». Идея проекта меня потрясла. Оказывается, то, что передо мной брезжило лишь в ощущениях, чуть ли не на грани бессознательного, умные люди уже обдумали и предлагают для реализации!

Сразу скажу — наша газета не стала официальной участницей проекта (в России что-то это вообще мало кому глянулось). На это не набралось у нас ни сил, ни времени, ни штатов. Но главную идею мы подхватили и реализуем с большей или меньшей последовательностью все эти годы.

Главная проблема, которую предстояло решать — необходимость омоложения читательской аудитории. Дети — аудитория, очень выгодная для газеты: они приводят с собой в стан читателей еще и своих бабушек и дедушек, мам и пап, не говоря уже о друзьях и учителях.

К сожалению, дети читать не очень любят, соглашаясь общаться лишь с учебниками. И, приучив детей читать нашу газету, мы, кроме выгоды денежной, приносим еще и пользу самим детям. Ведь чтение газет — это все же именно ЧТЕНИЕ. А еще и приобретение навыка получать информацию из бумажного текста. А еще — и расширение кругозора маленького человека, воспитание интереса к жизни не только собственной семьи, любимого класса, любимой школы — но и родного города или поселка.

И в некий момент дети принялись читать нашу газету. Читали они в ней только одно — «Заборчик». Подцепив идею бумажного, газетного «чата» в одной из районных газет Ярославской области, мы вдруг обрели множество юных читателей.

Взрослые нередко злобились — печаталось в этом «чате» все, кроме мата и откровенного хамства, притом — на русском современном детском языке. Дети, получившие свободную территорию для общения, сами устанавливали законы существования в «Заборчике», сами определялись с темами для разговоров.

Важно, что писали в газету не только русские дети — в районе много живет армян, азербайджанцев, чеченцев, ингушей. Для некоторых изучение письменного русского языка представляет собой изрядную трудность — ведь они существуют в обстановке двуязычия.

Редакция редко-редко позволяла себе что-либо комментировать. Но дети такое вмешательство принимали нормально, поскольку мы обходились без злобных окриков, без попыток навести свой порядок.

«Женя М., ты мне нравишься. Если ты хочешь узнать, кто я, то напиши мне в «Заборчик».
Люди, давайте не будем писать всякую дурь о том, какая певица лучше, а какая хуже. Не надо начинать все заново.
Mav, как тебя в Заборе разнесло! Целый урок сидел и писал в З., учиться вообще-то надо.
Юность — прекрасная пора! Сколько благородных порывов овладевает человеком в это время, но у некоторых, к сожалению, — дремучее детство с его вопросом: «Что такое хорошо, а что такое плохо?».

Рядом с этим «чатом» публиковались материалы посолиднее — от тех же «заборных» «писателей», или от кого постарше. Этакая юношеская литература, переполненная первыми любвями, школьными переживаниями, выяснением отношений по поводу того, что кто-то как-то не так на кого-то посмотрел…

…Писали дети — от 2−3 классов до выпускников школ и колледжей. Спустя пару лет после того, как «Заборчик» (по случаю нехватки газетной площади для публикации предвыборных манифестов) закрылся, «писатели» «Заборчика» — уже студенты 2−3 курсов вузов (и физматики, и гуманитарии) — временами заглядывали в редакцию, приносили что-нибудь из своих произведений, и спрашивали: когда будет «Заборчик»?

Попытку войти в ту же реку мы все-таки сделали. Был увеличен объем газеты, под молодежную тему пошла целая полоса. Однако традиция «Забора» прервалась. Пришлось начинать все сначала. И — совсем иначе. Сохранили мы один принцип — бесцензурности и невмешательства в детские тексты.

Мы создали Школу молодого журналиста. Собирали детей в редакции либо приходили к ним в школы — благо, учителя-литераторы были рады возможности развлечь своих учеников беседой с газетчиками. Тем более что в курсе риторики у школьников газетные жанры изучаются, а в рамках предпрофильной и профильной подготовки 8−9-классники могли, среди прочих профессий, изучать и журналистику.

И изучали, между прочим, неплохо. В течение года, особенно в летние каникулы, мы принимали на работу каждый месяц по 5−6 школьников старше 14 лет. От каждого требовалось выдать за месяц не менее семи газетных материалов.

Вот сейчас я подвожу итог очередных каникул. Готовлюсь писать письма директорам школ с благодарностями за тех детей, которые у нас работали.

Работники это были замечательные! Писали обо всем, что на глаза попадалось. Состояние городских улиц, права ребенка, принуждаемого родителями к «барщине» на даче, переживания местных скейтеров и роллеров (или как они там называются?), дискуссия о том, какие нежные эмо, и как нехорошо их местное течение называть эмо-гопниками, премудрости расшифровки произведений граффитистов. Дети писали о загрязнении озера, о состоянии городского парка, о школьной «демократии» (отношения учеников и учителей)…

«Нас частенько ругают и критикуют. Считают недостаточно прилежными и воспитанными, упрекают, что мы совсем не думаем о будущем. С утра до ночи нам твердят, что наша музыка и одежда — плоды чьего-то больного воображения, и, приобщаясь к ним, мы непременно скатимся на самое дно жизни. Наших добропорядочных „предков“ добивают наши привычки и молодежный сленг. Их пугает наше нежелание ходить строем и ежесекундно отстаивать свои принципы. Их не устраивает литература, которую мы читаем, и наше „зависание“ в виртуальном компьютерном мире. Они не готовы отвечать на наши прямые вопросы, отделываясь общими фразами. Удивительно, но взрослые всегда на высоте, и все, как один, владеют знанием абсолютных истин. Их мнение неоспоримо, их рецепты жизненного пути самые чудодейственные и единственно правильные. Они, наверное, уже родились такими сознательными и обогащенными громадным жизненным опытом».

Это написал 14-летний мальчик. Выпали он это родителю в глаза, захлебываясь от эмоций, — наверное, родитель отмахнулся бы от младенца, изрекающего «истины». Напечатанный текст «звучит» совсем иначе: это уже не детский лепет, это публицистика.

Кроме «наших» в редакции этим летом работали двое практикантов, второкурсники университетских журфаков. К сожалению, они с «нашими» детьми, с которыми мы занимались в течение учебного года, сравнения не выдерживают. Инертны в выборе темы, пишут длинно, неконкретно, используют некие «домашние» заготовки, «рыбу», которую можно, украсив парой местных фактов, публиковать в любой газете — добрые люди напечатают ради того, чтоб у человека получился хороший отчет о практике…

Вряд ли многие из тех, что писали и пишут в нашу газету, выберут журналистику своей профессией. Но то, что с нашей помощью они научились читать газету, реагировать на публикации, критически их оценивать, — это, полагаю, замечательно.

Обновлено 19.09.2007
Статья размещена на сайте 25.08.2007

Комментарии (64):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Прекрасная статья и идеи прекрасные - "Заборчик" и школа для юных журналистов. Я, к стати, знаю очень многих хороших журналистов, которые прошли через такие или подобные им школы.
    Кроме того, знаю людей, которые занимались в таких школах, но в журналистику не пошли. Ни од одного из них я не слышала, что занятия в такой школе - зря потраченое время.

    Оценка статьи: 5

  • Люба, спасибо за статью! Очень понравился и слог, и идеи, и вообще ВСЁ!

  • Изумительная статья и идея!!!

  • 5!
    Интересная статья!
    А такую газету и я читал бы с удовольствием.
    Уж больно надоели желтовато-грязноватые материалы и перепечатки с интернета в местной прессе, которую если читаю, то только по диагонали.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая идея. Не поняла, где все это было?

    Оценка статьи: 5

    • Про слова? Автобиография Ли Якокки - великий человек, который сначала работал у Форда, а потом реанимировал Крайслер. Его книга "Карьера менеджера" - автобиография. Так он описывает, в частности, школьные годы - и говорит, что их учительница из Ридерс дайджест страничку с такими словами брала и диктовала - так учила детей грамотности.

      Оценка статьи: 5

  • Люба, спасибо. Тоже очень хочется хоть одним глазком на ваш "Заборчик" взглянуть.
    Наша молодежная организация"Альтернатива" выпускает свою газету - "Альтвест". В районной газете раз в месяц появляется это приложение.

    Оценка статьи: 5

    • Заборчик кончился. Сейчас, сначала уч. года, будем искать новое название.
      Раз в месяц - мало, по-моему, дети забывают, растренировываются.
      Кстати, могу подарить идею - я ее в Карьере менеджера Ли Якокки подцепила: публиковать в таких мол. подборках списки сложных слов - чтоб учителя рус-яз проводили по ним мгновенные диктанты. Я это реализую с нач. учебного года.

      Оценка статьи: 5

      • Я бы тоже хотела,чтоб наша газета выходила чаще, но это зависит от местной администрации: она наш "спонсор".
        А в школе мы издаем свою маленькую газетку "Лови момент" ( формат А4).

        Оценка статьи: 5

        • Так можно посчитать - как в статье - какова эта детская аудитория и сколько недетского народа она к газете стягивает.
          А4 -а сколько страниц?
          У нас лишь в гимназии выпускали многотиражку в 6-8 страниц. Расходилась она вмиг! Кажется, за 5 руб. Я предлагала им - чтоб иметь свободные деньги - проводить подписку на номера - получилось бы. Чтоб старшеклассники выполнили работу по экономике - бизнес-план составили... Пока не пошло, но надежд не теряю.

          Оценка статьи: 5

  • А у нас было цветное приложение!
    Только называлось не так ярко, как у Вас - обычная "Молодёжка"...
    И в былые времена мы тоже выходили раз в неделю. Правда, мне одной было трудно что-либо сделать...

    Оценка статьи: 5

    • Надо, чтоб дети поверили и стали писать. Тогд авсе само набирается и заполняется. И читается тоже само!

      Оценка статьи: 5

      • Мне-то, может быть, дети и верили. А вот уж начальству нашему - вряд ли
        После моего ухода "редакторша" решила, что и сама в состоянии делать Молодёжку.
        А найти пишущую молодёжь для издания с 2-тысячным тиражом было сложно ещё и тем, что Молодёжка была только на мне: редактура, вёрстка, материалы (при ненаполняемости к сроку)... Эх...

        Оценка статьи: 5

        • Смотрит эта самая начальница на редахтура "Молодежки" (на Юлию), глазками глупыми и жадными хлопает и хрень несет про "тёплышку", "креативность", про то, что дети с особой радостью должны обсуждать все взрослые дела, и взрослым языком, и "зачем в газете всякие глупые картинки с улыбочками (смайлики)", и... Много еще чего!
          Нет, пока Юлия "Молодежку" до ума не довела, пока верстку толковую, цветность, регулярность, содержательность не наладила - ее никто не трогал!
          А вот когда пришел успех, когда это молодежное приложение стали издавать едва ли не полуторным тиражом по отношению к "маме-газете" (докладывали дополнительные экземпляры для школ и т.д.), когда тираж основной газеты полез вверх из-за "Молодежки" (отдельно нельзя было выписать!), когда вокруг Юлии "сколотился" крепкий внештатный актив - вот тогда и выяснилось, что делать она "Молодежку" не умеет! И ее срочно надо учить, как это делать, а то "грамотные больно все стали!", как говорит один мой знакомый размольщик древесины 4 разряда.
          До сих пор осталось чувство мерзкой гадливости! Особенно после того, как регулярно стали "забывать" начислять гонорар за "Молодежку". А что, деньги немалые - целых 1000 рублей в месяц на весь внештатный состав! Не грех и забыть!
          Бал правили директриса и ее сестрица - вечный и.о. главного редактора. Вечный потому, что надо эту должность Думой утверждать. А и.о. - это и есть и.о. - ничего утверждать не надо. Вот такие дела. Завидую тем, кто работает в газете без сволочей. Бывают же где-нибудь такие! Нет?..

          • Все бывает... А при каком-нибудь бывшем доме пионере нельзя было обосноваться с газеткой?

            Оценка статьи: 5

            • А сейчас в городе целых три "производителя" молодёжных газет и полос. Самая массовая - самая же и морализаторская. И туда как-то писала (думала, снова займусь любимым делом). Девчонка старше меня года на 2, ответственная за выпуск, "поправила" немного этот текст, сделав из него безжизненную выжимку фактов и не оставив ни одного абзаца по моему порядку, похлопала меня одобряюще по плечу - мол, скоро и ты так писать научишься... Оно мне надо, подумала я

              Оценка статьи: 5

              • Кошмар! Городок-то, вроде, всего ничего!

                Оценка статьи: 5

                • 45 тысяч жителей у нас.
                  У нас тут каждый сам себе редахтур! А журналистов нет...

                  Оценка статьи: 5

                  • У! я думала - меньше. А газета - 2,5 тыс.?

                    Оценка статьи: 5

                    • Та газета, которая была "нашей", сейчас имеет тираж в 1010 экземпляров...
                      А главная городская (морализаторская, совковая, однобокая) - тираж 7000-7500. Там же делается комбинатская газета (корпоративная, для работников нашего ЦБК), у неё тираж поболе, кажется, 12 тысяч. И ещё есть оппозиционная, всё критикующая газетка. Она релкамная (на критику отводится вторая-третья полосы), бесплатная. Тираж 15 тысяч.

                      Оценка статьи: 5

                      • Так городскую можно было б обломать, наверное...
                        Главное - сильно умными не казаться И уважать начальство.
                        А всякие там школы - ничего не выдумывают?

                        Оценка статьи: 5

                        • Мы (в нашу бытность там) пытались позиционировать свою газету как народную, справедливую... Получалось, по-моему.
                          Со школами надо работать. Почти в каждой есть своя газета. Вот мы даже в универе выпускаем иногда свою газету... Но мне было практически не до школьных газет, хотя в свободную минутку сотрудничала с ними, но разово. Дали мне помощницу для связи со школами, а она стала сама материалы писать и подписываться от имени школьников

                          Оценка статьи: 5

                          • Хорошая это концепция - народной газеты. Столько возможностей! По-моему, во всей полноте нигде не реализована. У муницип. газет возможностей больше - но и обязанностей.
                            Мы из всей светск. хроники лишь поздравления смогли организовать на печатанье. Пытались сообщения о смертях - при достаточно пожилом населении - перспективно, но народ, обладающий этой информацией, не согласился данные поставлять.
                            Очень удачной находкой оказались опросы - в моем архиве пара таких опубликована. По шесть фоток с шестью мнениями реальных людей.
                            Очень интересной была акция "Опасный город"...
                            Со школами надо работать!

                            Оценка статьи: 5

                            • Со школами надо работать!
                              Вот и Вам могу то же сказать! А толку-то...
                              Опросы у нас в городской газете во всех ракурсах. Молодцы, толково делают. Они, вообще, всё делают. Только скользкие места обходят, острые углы сгляаживают...

                              Оценка статьи: 5

                              • Все острые углы не обойдешь, обязательно что-нибудь останется. Тем более, если в тех же мини-интервью, экспресс-интервью один говорит одно, другой - другое...

                                Оценка статьи: 5

                                • Мнение простых людей проходит за кадром (как-то помню, моя знакомая удивлялась, что совсем не о том говорила, напечатали всё наоборот - она сделала вывод, что ничего не смыслит в журналистике, а журналисту видней, что лучше написать), а если кто-то более важный выскажет проблему - или останется в осуждающей изоляции, или пойдёт по тропе простых людей...
                                  У нас тут даже мэр перед "начальством" заискивает. Комбинат только за хорошее поведение даёт деньги городу

                                  Оценка статьи: 5

                                  • Ну, а вопросы какие?

                                    Оценка статьи: 5

                                    • Ну вот, в описанном случае проводился опрос, как живётся студентам в материальном плане. Знакомая ответила: очень поднимают стоимость обучения! А заранее не говорят, на какую сумму примерно рассчитывать. Все деньги трачу на оплату обучения. Её спрашивают: ну хорошо, а ещё на что деньги тратишь? На тетрадки, ручки? Она: ну да, как без этого-то.
                                      Её ответ в газете: Да, учиться нынче сложно. Целое состояние приходится отдавать за канцелярские принадлежности, книжки!

                                      Оценка статьи: 5

  • Напечатанный текст «звучит» совсем иначе: это уже не детский лепет, это публицистика.
    Что написано пером - не вырубишь топором?))
    Публикующийся человек постепенно начинает по-новому смотреть на мир, изменяется его самосознание. Что ж... наверное, чем моложе публицист, тем эти изменения основательнее? А еще очень важен момент доверия...
    Удачи в газетном деле, я знаю, что это такое!))

  • какая идея хорошая! Хочу копию Заборчика вашего посмотреть! Так интересно почитать. И название - отдельная находка ("Говорила мама - не читай все что на заборе написано")

    Помните какими нудными обязаловками были школьные стенгазеты? А здесь - только место им дай! Сами писать будут!

    Оценка статьи: 5

    • У нас была хорошая стенгазета!
      Заборчик - это мы подцепили в одной из районных газет области. Когда я пацанам, делавшим ту газету показала, во что это у нас вылилось, они обалдели - и принялись читать!

      Оценка статьи: 5

  • ... по поводу разницы между печатным и устным словом - верно подмечено.
    По написанной статье трудно определить возраст автора ещё и потому, что он мог по ходу править статью...

    Оценка статьи: 4

  • "Mav, как тебя в Заборе разнесло! Целый урок сидел и писал в З., учиться вообще-то надо." - это понравилось очень

  • +5

    Интересно было прочитать но в нашей городской газете статьи студентов не особо впечатляющие... а школьников и вовсе, насколько я знаю, там нет...

    Оценка статьи: 5

    • Да и в нашей области мы - особенные. У нас еженедельно молодежные страницы - у всех по странице в месяц. А этот вот проект - "Газеты в образовании" - по-моему, "пошел" только в Сибири где-то. Барнаул, читала я, сильно хвастался.

      Оценка статьи: 5

  • Люба, замечательная статья о замечательной идее! 5 вам от меня!

    Оценка статьи: 5

  • Интересно, хотя я и далёк от этих проблем. В детстве, наверное бы заинтересовался. 5.